Кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

В любой организации кадровая политика - это столп, на котором держится ее нормальное функционирование.
Данное понятие включает в себя правила, методы, принципы и приемы работы с сотрудниками, оформленные в систему и сформулированные в наборе документов.
Чем осознаннее стратегия руководства, чем лучше понимает ее каждый член коллектива, тем успешнее функционирует каждый сотрудник, а следовательно, и предприятие в целом. Кадровая политика - это не самоцель. Она призвана обеспечить своевременный приток рабочей силы, ее баланс в соответствии с конечными целями предприятия, его нуждами и местом на рынке.
Сегодня существуют фирмы, у которых нет документальной стратегической базы. Однако отсутствие четко сформулированных документов не значит, что кадровая политика - это несуществующий фактор. Она может быть не до конца осознанной руководством, неправильной или непродуктивной, но всегда существует.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……...6
1.2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ………11
1.3 ТИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………….17
ГЛАВА 2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАО "ВЕСТСТРОЙ" 25
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО "ВЕСТСТРОЙ"………………………………….25
2.2 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО "ВЕСТСТРОЙ"……………………………..26
2.3НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО "ВЕСТСТРОЙ"………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кадровая политика.docx

— 228.58 Кб (Скачать файл)

Управление персоналом стало перерастать в стратегическую функцию менеджмента организации, при этом сохранив классические инструменты работы с кадрами: количественное и качественное планирование персонала организации, привлечение рабочей силы, повышение квалификации; кадровый контроль и т.д.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. 9

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк10:

увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

а) переводить на сокращенные формы занятости;

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в) направлять на длительную переподготовку, обучение и т.п.;

    • обучать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
    • набирать со стороны или переобучать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
    • набирать дополнительно работников или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования;
    • вкладывать средства в подготовку "дешевых", но узкоспециализированных рабочих или "дорогих", но маневренных и т.п.

При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих задач:

    • сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу;
    • количественное и качественное планирование штатных должностей;
    • организация профессионального кадрового маркетинга;
    • введение в специальность и адаптация сотрудников;
    • повышение квалификации;
    • структурирование и планирование расходов на персонал;
    • определение уровней руководства;
    • регулярный сбор и обработка информации о текущей деятельности и реализации стратегии организации. 11

Решение данных задач направлено на усиление способности персонала по внедрению новаций, повышение эффективности управления, содействие росту конкурентоспособности организации на товарном рынке.

Кадровая политика может реализоваться через кадровую работу. Таким образом, выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.

Кадровая работа основывается на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д. Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.), а касается принципиальных убеждений предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.

В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа направлена на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения необходимой цели12.

Кадровая политика носит и общий характер, когда затрагивает кадры предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует13:

    • требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
    • отношение к "капиталовложениям" в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
    • отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
    • отношение к характеру подготовки новых работников на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
    • отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д. 14

При формировании кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности в организации, нужно учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:

1) Управление персоналом  организации:

    • принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей - определяет необходимость искать честные компромиссы между руководителями и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации;

2) Подбор и расстановка  персонала:

    • принцип соответствия - определяет необходимость соответствия объема заданий, полномочий, ответственности возможностям работника;
    • принцип профессиональной компетенции - определяет необходимость наличия уровня знаний, которые бы соответствовали требованиям должности;
    • принцип практических достижений - определяет наличие определенного уровня опыта, квалификации;
    • принцип индивидуальности - определяет наличие индивидуальных качеств работника, черт характера для выполнения поставленной работы;

3) Формирование и подготовка  резерва для выдвижения на  руководящие должности:

    • принцип конкурсности - основывается на необходимости отбирать кандидатов на конкурсной основе;
    • принцип ротации - основывается на необходимости планомерной смены должности по вертикали и горизонтали;
    • принцип индивидуальной подготовки - основывается на необходимости подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;

4) Оценка и аттестация  персонала:

    • принцип отбора показателей оценки - определяет необходимость составления системы показателей, включающей в себя цель оценок, критерии и частоту оценок;
    • принцип оценки выполнения заданий - определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям;

5) Развитие персонала:

    • принцип повышения квалификации - определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника;
    • принцип самовыражения - определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей);
    • принцип саморазвития - определяет необходимость развития при наличии способности к этому;

6) Мотивация и стимулирование  персонала:

    • принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы - определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников;
    • принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций - определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;
    • принцип мотивации - определяет необходимость установления побудительных факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.

Таким образом, основными принципами формирования кадровой политики являются:

    • подчиненность кадровой политики состоянию и задачам стратегического развития предприятия;
    • баланс экономических и социальных аспектов кадровой политики;
    • обеспеченность работников максимально возможными социальными гарантиями с учетом развития задач предприятия;
    • согласованность кадровой политики с региональным рынком труда: по квалификации работников, по уровню оплаты труда, условиям труда, темпам развития предприятия и наличия трудовых ресурсов и др.;
    • согласованность решений руководства предприятия вопросов кадровой политики с трудовым коллективом в вопросах кадровой политики при условии соблюдения действующего законодательства. 15

 

 

1.3 Типы кадровой политики

Каждый сотрудник обладает рядом своеобразных качеств, которые так или иначе сказываются на его работе, на том, как он представляет вашу организацию клиентам, партнерам, конкурентам, потенциальным работникам.

Кадровая политика предприятия может стимулировать проявление лучших профессионально важных качеств, а может и наоборот, побуждать к проявлению негативного поведения.

 Кадровая политика  компании реализуется за счет  определенных мероприятий и мер, к числу которых можно отнести: перемещение кадров, продвижение  персонала или прием квалифицированных  специалистов извне; удовлетворение  потребностей персонала за счет  создания нормальных условий  труда, поощрений, стимулов (моральных  и материальных); создание благоприятной  атмосферы, поощрение взаимовыручки, взаимоуважения к мнению каждого  сотрудника; систему решения конфликтных  ситуаций (разрабатывает и приводит  в действие менеджер по персоналу  или целый отдел); план развития  персонала в соответствии с  корпоративной стратегией; прогноз потребностей в кадрах; подбор квалифицированного персонала и способы повышения квалификации.

Если ничего из перечисленного на предприятии не делается, такую политику называют пассивной. Если делается, но отчасти – реактивной (т. е. реакция идет только на негативные факторы, уже имеющие место). Если кадровая политика на предприятии представляет собой развитую систему мер, в основе которой лежит и прогноз ситуации, и корпоративная стратегия фирмы – превентивной. Добавьте к этому план развития персонала, и вы получите идеальную картину – активная кадровая политика16.

О каждом из перечисленных пунктов можно написать книгу, что и было сделано управленцами-практиками и теоретиками. О многих нюансах сказано настолько много, что нет смысла повторяться, каждый руководитель их знает. Но есть моменты, заслуживающие отдельного внимания, без которых кадровая политика предприятия вообще не возможна.

Важной качественной характеристикой кадровой политики являются принятые в организации правила приема новых сотрудников. Если руководство предпочитает продвигать по должностям своих сотрудников – это способствует формированию корпоративного духа, стимулирует развитие организации как единого организма со своими особенностями, стилем ведения дел на рынке. Если принимать на серьезную должность человека со стороны, это вносит свежую струю в способ ведения дел. Иногда полезно и то, и другое.

Кадровая политика предприятия нацелена на раскрытие потенциала каждого отдельного сотрудника. Эта задача не станет возможной, если в коллективе напряженная атмосфера. Отсюда и возникает необходимость в работе над сплоченностью коллектива. Самый высокий уровень коллективизма наблюдается как раз в компаниях, где есть возможность карьерного роста, существует определенная корпоративная этика, лозунг фирмы, девиз и другие специфические особенности17.

Если в фирме есть отдел по работе с персоналом и разработана система кадровых мероприятий – это повышает шансы на создание коллектива единомышленников, каждый из которых высокомотивированный, профессионально активный и квалифицированный «кадр». Безусловно, для того чтобы достичь такого результата, уйдут годы. Но в этом деле главное - начать и избрать верную стратегию, постоянно работать над ней, внедрять свои решения, доводить до каждого сотрудника как требования, так и блага, которыми может наделить организация (например, в виде социальной поддержки). Не стоит недооценивать роль контроля, который осуществляет за счет оценки результативности каждого сотрудника и мер по её повышению (помимо увольнений).

Например, разработка четких должностных инструкций с указанием норм труда. Кадровая политика предприятия станет более реальной, если описать её в специальном внутреннем документе фирмы и ознакомить с ним всех сотрудников. Только так каждый работник осознает ответственность и причастность к общему делу.

Тип кадровой политики на предприятии определяют факторы, представленные на рисунке 2.

В то же время эффективность кадровой политики определяется дополнительным набором факторов, как это показано на рисунке 3.

 

Рисунок 2. Факторы, определяющие кадровую политику предприятия18

Информация о работе Кадровая политика