Кадровое обеспечение инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в повышении инновационной активности отечественных организаций занимает проблема кадров. Именно от профессионализма кадров инновационного процесса и способа участия в нем зависит его конечный результат. Из этого следует, что кадровое обеспечение инновационной деятельности в современных российских условиях приобретает важнейшее стратегическое значение.
В управлении инновациями разрабатываются особые подходы и методы принятия решений, обусловленные нестабильностью внешней и внутренней среды организации, высокой степенью неопределенности и риска. Часто сами управленческие решения носят характер инноваций, вызывающих изменения во всех элементах систем организации и управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ………………………………….4
1.1. Инновационное развитие и инновации ………………………………. 4
1.2. Предпосылки развития инновационной деятельности……………… 8
1.3. Проблемы развития инновационной деятельности в России ……… 11
2.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ… 17
2.1. Развитие системы повышения кадрового потенциала……………… 17
2.2. Внедрение инновационной системы мотивации персонала……….. 21
3. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА………………………….………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 27

Файлы: 1 файл

кадровое обеспечение инновационной стратегии.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ………………………………….4

        1.1. Инновационное развитие и инновации ………………………………. 4

        1.2. Предпосылки развития инновационной деятельности………………  8

        1.3. Проблемы развития инновационной деятельности в России ……… 11

2.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ… 17

        2.1. Развитие системы повышения кадрового потенциала……………… 17

        2.2. Внедрение инновационной системы мотивации персонала……….. 21

3. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА………………………….………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...  27

 

 

Введение

Центральное место в повышении  инновационной активности отечественных организаций занимает проблема кадров. Именно от профессионализма кадров инновационного процесса и способа участия в нем зависит его конечный результат. Из этого следует, что кадровое обеспечение инновационной деятельности в современных российских условиях приобретает важнейшее стратегическое значение.

В управлении инновациями разрабатываются  особые подходы и методы принятия решений, обусловленные нестабильностью  внешней и внутренней среды организации, высокой степенью неопределенности и риска. Часто сами управленческие решения носят характер инноваций, вызывающих изменения во всех элементах систем организации и управления.

Поскольку инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей функционирования и развития любой организации в рыночной среде, изучение основ инновационного менеджмента становится необходимым при обучении специалистов в области управления.

Целью работы является изучение теоретических  и практических аспектов разработки инновационной деятельности. На основании цели были поставлены следующие задачи:

  • дать определение и описать основные характеристики инновационной деятельности;
  • рассмотреть основные направления кадрового обеспечения инновационного развития;
  • раскрыть сущность организации кадрового обеспечения инновационного развития.

Объектом исследования работы являлся  инновационная деятельность современных Российских предприятий.

Предметом исследования выступает кадровое обеспечение инновационного развития.

Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности на предприятиях

1.1 Инновационное развитие и  инновации

 

Одной из наиболее значимых характеристик  внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность  и непредсказуемость. Изменения  в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым1.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компании, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции внедрения новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий2.

В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии  современных корпорации, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, Как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности  функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются  следующие специфические задачи:

  • увеличение рыночной доли;
  • выход на новые целевые рынки;
  • создание имиджа гибкой инновативной компании;
  • продление или, наоборот, сокращение ЖЦ товаров основного ассортимента;
  • диверсификация деятельности3.

Современная инновационная деятельность компаний выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация компании, переход к новым типам и методам управления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями компании, причем наиболее эффективная инновационная политика строится на одновременном параллельном внедрения различных типов нововведений4.

На основе комплексного подхода  к инновационному процессу можно  предложить определение инноваций  как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации – это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме5.

Такое понимание «инноваций» дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.

Изучение деятельности современных  компаний позволяет выделить и ряд  общих принципов эффективного управления инновациями. В первую очередь это  комплексность и перманентность инновационной деятельности. Комплексность предполагает создание поддерживающей системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества от продуктовых инноваций. Основными составляющими данной системы являются: инновативная организационная структура, стимулирующая творчество и новаторство политика управления персоналом, новые и усовершенствованные технологии производственных процессов и, наконец, инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта6.

Таким образом, достигается максимально высокий уровень инновативности компании, не позволяющий конкурентам пользоваться преимуществами копирования новинок.

Перманентность инновационной  деятельности преследует те же цели и  достигается путем создания глобальной инновационной базы, которая позволяет использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций. Оба вышеназванных принципа инновационного менеджмента являются основополагающими при стратегическом планировании инноваций и рассматриваются более подробно в главе, посвященной планированию инновационной деятельности7.

Среди прочих принципов современного инновационного менеджмента можно  назвать:

  • обязательное целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных проектов;
  • сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследовании и разработок (R&D), инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
  • коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений8.

К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и  анализ эффективности инновационной  деятельности. Исходя из перечисленных  функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:

  • сбор и анализ информации;
  • постановка целей инновационного процесса;
  • разработка общих инновационных стратегий;
  • принятие управленческих решений;
  • планирование инновационного процесса по фазам;
  • учет и контроль;
  • корректировка целей и планов.

Таким образом, слово «инновация»  по смыслу идентично слову «нововведение», оно рассматривается как развивающийся  комплексный процесс создании, распространения, использования новшества, которое  способствует развитию и повышению  эффективности инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент это процесса управления нововведениями, основанного  на применении присущих менеджменту  принципов и функций.

К принципам современного инновационного менеджмента можно отнести: обязательное целепологание; сочетание централизации; коллегиальность. К основным функциям относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности9.

1.2 Предпосылки развития инновационной  деятельности

 

Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими се субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения во внешней среде. Говоря об инновационной деятельности, можно выделить дне группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию; внутренние и внешние.

Под внутренними  факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие  решения путем проведения тех  или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие, но внешнем предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инновации10.

Как видно  из схемы, под проблемой подразумеваются  имеющиеся на фирме возможности, связанные с потенциалом научно-технической базы, финансовым положением, творческой активностью персонала и достижениями в производственной сфере. Это, несомненно, плюсы, которые следует использовать для получения будущих преимуществ. С другой стороны, на фирме возникают и негативные вопросы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального управления компанией, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство компании так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.

Существенное  значение для компаний с различной  деловой направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. В принципе, существует ряд общих черт, характеризующих глобальную внешнюю среду и определяющих возросшую объективную необходимость проведения инновационной политики на фирмах11.

Во-первых, существует тесная взаимосвязанность между факторами внешней среды. В настоящее время изменение одного фактора может привести к глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. огромного потенциального спроса на новые средства и связи и передачи данных, который привел к формированию отдельной ной отрасли мирового хозяйства – отрасли телекоммуникации. Последующее активное инновационное развитие этой новейшей сферы экономики привело к ее беспрецедентному росту и многоплановому влиянию практически на все отрасли и субъекты рынка12. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры вынуждены адаптироваться к появлению «ноной экономики», которая, в свою очередь, воздействует на социальные и культурные устои общества. Второй общей характеристикой внешней среды является се подвижность. На современном этапе изменения происходите постоянно нарастающей скоростью, особенно в таких отраслях, как телекоммуникации, химическая и электронная промышленность, производство компьютеров и биотехнологий. Особенно интересным представляется тот факт, что для разных подразделении компании интенсивность изменений может быть различна. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден реагировать на каждодневные изменения в научно-технической среде, прослеживать новые достижения конкурентов и следовать новым технологическим стандартам и так далее.

Следующая характеристика, присущая любой внешней  среде, это степень ее сложности. Чем выше технологический уровень  компании, чем более сложна ее структура вследствие наличия большого количества подразделений, чем сильнее международный характер ее деятельности и чем более диверсифицированное производство, тем в более сложных внешних условиях действует компания и тем актуальнее роль инновационного менеджмента в ее деятельности13.

Вышеназванные характеристики внешней предпринимательской  среды объясняют го внимание, которое  уделяется любой инновационно-ориентированной  компанией изучению и анализу  всех элементов прямого и косвенной) воздействия. Причем такие макроэкономические категории, как политическая, экономическая, научно-техническая среда, представляют собой первичные предпосылки для проведения инноваций. Необходимо также отметить, что прогнозировать изменяя в среде косвенного воздействия значительно легче, чем реакцию непосредственных конкурентов или изменение потребительских предпочтений. К таким глобальным переменам, как нефтяной кризис, экологические проблемы или конвергенция рынков, большинство компаний подготавливаются заранее, путем стратегического планирования своей деятельности. Значительно сложнее вовремя и адекватно среагировать на выпуск нового продукта или на резкий спад спроса на определенную категорию товаров. Для эффективного осуществления адаптации к таким изменениям от руководства компании требуется создание постоянного инновационного климата, обеспечивающего гибкость и организационной структуры, и производства, и человеческого менталитета14.

Информация о работе Кадровое обеспечение инновационной стратегии