Кадровое обеспечение системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучение кадрового обеспечения системы управления персоналом ООО «Теплолюкс-Тюмень». Исходя из указанной цели, выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие профессий по управлению персоналом.
2. Изучить особенности профессионального состава кадровой службы.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие профессий по управлению персоналом 5
2. формирование профессионального состава кадровой службы 15
2.1. Профессиональный состав службы управления персоналом 15
2.2. требования, предъявляемые качественному уровню работников кадровых служб 17
2.3. Методы определения численности работников кадровых служб 23
3. Определение оптимального профессионального состава кадровой службы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.77 Кб (Скачать файл)

К началу 70-х годов в  большинстве развитых стран отмечалось падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть кадров и абсентеизм. Это явилось следствием чрезмерной бюрократизации управления персоналом, которая вступила в противоречие с потребностями развития научно-технического прогресса, усилилась отчужденность  персонала в производстве. У части  работников возник интерес к участию  в управлении, начался процесс  его демократизации.

В середине 70-х годов широкий  круг мыслящих руководителей убедился, что управление персоналом является важнейшим фактором повышения эффективности  предприятия, а его значение быстро возрастает.

В 70-80-е годы кадровые службы, наряду с оперативным, начинают заниматься перспективным, долговременным планированием  трудовых ресурсов и их участие в  формировании стратегического управления предприятия становится ключевым и  необходимым.

Практика управления персоналом 90-х годов показывает неэффективность  шаблонных решений сложных социально-экономических  проблем. В этот период внедряются новые  методы работы с людьми, обеспечивающие учет интересов предпринимателей и  персонала. Инновационные подходы  к управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала.

В настоящее время службы управления персоналом крупных организаций  решают сложные и многообразные  задачи и представляют собой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического  планирования и управления при расширении гарантий занятости трудовых ресурсов. В таблице 1.2 приводится характеристика этапов развития управления персоналом в организациях развитых стран мира.[1]

Таблица 1.2

Характеристика этапов развития управления персоналом в организациях развитых стран мира

Период

Основной объект управления

Доминирующие потребности  персонала

Ведущие направления управления персоналом

1

2

3

4

До 1900 г.

Технология производства

Интересы персонала практически  не учитывались

Поддержание дисциплины труда

1900-1910 гг.

Безопасность и условия труда персонала-

Безопасные условия труда  и создание предпосылок для хорошей  работы

Обеспечение безопасных условий  труда, организация труда

1910-1920 гг.

Эффективность производства

Повышение заработков на основе более высокой производительности труда

Мотивация и обучение, стимулирование высокой производительности

1920-1930 гг.

Индивидуальные особенности  работников

Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ

Разработка психологических  тестов, опросы, учет предложений работников при проектировании работ

1930-1950 гг.

Экономические гарантии и  социальная поддержка

Гарантии экономической  и социальной безопасности

Организация

пенсионного обеспечения

1950-1960 гг.

Человеческие отношения

Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины

Подготовка управленческого  персонала с учетом изменения  его роли в организации, коллективные формы организации труда

1960-1970 гг.

Сотрудничество, развитие и  углубление партнерства

расширение участия в  обсуждении и принятии управленческих решений

Отработка процедур совместного  участия в управлении, разделение ответственности


 

Продолжение табл. 1.2

1

2

3

4

1970-1980 гг.

Перемена труда

Соответствие содержания работы изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия  в работе

Чередование работ, развитие коллективных форм организации труда

1980-1990 гг.

Движение персонала

Надежная гарантия занятости  в период экономического спада

Перераспределение рабочей  силы, переподготовка, содействие в  поисках работы

1990-2000 гг.

Кардинальные изменения  в составе рабочей силы, дефицит  квалифицированного персонала

Расширение возможностей для адаптации к постоянно  меняющимся условиям и потребностям производства

Стратегическое планирование трудовых ресурсов, расширение гарантий занятости, переподготовка, создание гибких форм вознаграждений, участие в доходах  и капитале




 

Концепция подготовки специалистов в области управления персоналом базируется на тех достижениях в  области обучения экономике, организации  производства и труда, управлению, которые  сегодня уже общепризнанны. Однако еще в 70-х годах требовался более серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики при обучении экономике, организации и управлению предприятием. В последующие годы, особенно в конце 80-х годов, эти вопросы приобрели все большее значение, особенно в связи с развитием направлений науки, связанных с вопросами принятия решений или исследования поведения работников в процессе трудовой деятельности. В России управление персоналом стало формироваться как самостоятельное направление управления лишь в начале 90-х годов. В первую очередь это было обусловлено распадом командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства и, главным образом, осознанием того, что в центре развития экономики находится человек. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации.

В соответствии с новыми требованиями в Государственном  университете управления впервые в  России была разработана концепция  подготовки специалистов в области  управления персоналом, положенная в  основу Государственного образовательного стандарта высшего профессионального  образования по утвержденной в 2000 г. Министерством образования Российской Федерации новой специальности  «Управление персоналом». В том  же году в ГУУ начата подготовка студентов по этой специальности. До этого в течение 10 лет специалисты  по управлению персоналом готовились в ГУУ в рамках специальности  «Менеджмент» по специализации «Управление  персоналом» на организованной в 1990 г. первой в России кафедре управления персоналом.

Основу подготовки специалистов по управлению персоналом составляет изучение дисциплин, отражающих современные  представления об управлении персоналом: «Экономика и социология труда», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Конфликтология», «Управление персоналом организации», «Управление трудовыми ресурсами», «Мотивация трудовой деятельности», «Организационное поведение», «Психология личности», «Основы безопасности труда», «Организация труда персонала», «Информационные технологии управления персоналом», «Организационная культура», «Инновационный менеджмент в кадровой работе», «Делопроизводство в кадровой службе», «Психология труда», «Управление социальным развитием организации» и др..[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

2.1. Профессиональный состав службы управления персоналом

Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.

Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Работа служб персонала  имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом.

Стратегическое направление  работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.

На сегодняшний день существуют следующие должности в подразделениях по управлению человеческими ресурсами.

1. Руководитель службы персонала (HR-отдел).

Помогает устанавливать  и поддерживать отношения между  работодателем и служащими. В настоящее время руководитель HR-отдела является одной из ключевых фигур в руководстве компании и наряду с другими высшими должностными лицами принимает решения в области исследования рынка, финансов, текущей деятельности компании, продаж и маркетинга.

2. HR-менеджер общего профиля.

Небольшие компании, как  правило, прибегают к услугам  менеджеров по персоналу общего профиля, которые занимаются всеми вопросами управления персоналом и предоставления социальных льгот.

3. Руководитель HR-отдела.

Это директор по персоналу, профессиональный HR-менеджер, который отвечает за разработку и выполнение решений по персоналу всей компании. Руководитель HR-отдела работает вместе с менеджерами по приему служащих на работу и менеджерами по размещению кандидатов по должностям, которые курируют отделы компании или занимаются такими специальными вопросами, как вопросы компенсаций, социальных льгот или заключения субдоговоров на выполнение каких-то работ.

4. Менеджер по компенсации.

Устанавливает ставки заработной платы в соответствии с трудовым участием служащих, следит за тем, чтобы оплата труда происходила в строгом соответствии с изменяющимися законами и постановлениями. Должен разбираться в вопросах финансового планирования и прогнозирования.

5. Менеджер по социальным льготам.

От него требуется разработать и осуществить такие пакеты льгот, которые будут выгодны как служащему, так и компании. В стандартный пакет социальных льгот входят медицинское страхование, включая услуги стоматолога, страхование жизни и страхование нетрудоспособности. В пенсионный пакет могут включаться следующие льготы: участие в прибыли компании, выделение некоторого числа акций и накопительные вклады на выгодных условиях.

6. Рекрутер.

Рекрутеры могут входить  в штат компании или привлекаться со стороны. Они определяют потребности компании в области персонала. От них требуется уметь связаться с кандидатами на вакантные должности и разъяснить им политику компании в области персонала, дать ответы на вопросы о зарплате, пакетах социальных льгот, условиях труда и возможностях продвижения по службе. Они отбирают кандидатов, проводят с ними собеседования, тесты и проверяют рекомендации поручителей. Многие штатные рекрутеры специализируются в какой-то одной области, к примеру, проводят собеседования в компании.

7. Специалист по тренингам.

В круг обязанностей этих специалистов входит: ознакомление с процессом  работы новых сотрудников, проведение тренингов, повышение профессиональной квалификации служащих и подготовка персонала, занимающего более низкие должности, к работе на административных должностях.

8. Специалист по трудоустройству уволенного персонала.

Специалисты по трудоустройству  уволенного персонала работают с теми служащими, которые больше не работают в компании. Специалист по трудоустройству помогает определить направление дальнейшей работы, найти вакансию и подготовить резюме. [4]

К каждой из перечисленных  профессий существуют определенные требования к качественному уровню работников.

 

2.2. Требования, предъявляемые к качественному уровню работников кадровых служб

Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.

Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Работа служб персонала  имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.

Стратегическое направление  работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов. 

Функции управления персоналом:

Функции управления персоналом - это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом. Функции службы управления персоналом определяют ее организационную структуру.

Имеет место несколько  подходов к классификации функций  управления персоналом.

По направленности работы с персоналом:

1. Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.

2. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров.

3. Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.

4. Информационно-аналитическая. Заключается в информационном обеспечении деятельности организации.

5. Контрольная.   Позволяет  службе   персонала  отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда.

По характеру выполняемой  работы: 

Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции).

Информация о работе Кадровое обеспечение системы управления персоналом