Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью курсовой работы: изучение кадрового обеспечения системы управления персоналом ООО «Теплолюкс-Тюмень». Исходя из указанной цели, выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие профессий по управлению персоналом.
2. Изучить особенности профессионального состава кадровой службы.
Введение 3
1. Развитие профессий по управлению персоналом 5
2. формирование профессионального состава кадровой службы 15
2.1. Профессиональный состав службы управления персоналом 15
2.2. требования, предъявляемые качественному уровню работников кадровых служб 17
2.3. Методы определения численности работников кадровых служб 23
3. Определение оптимального профессионального состава кадровой службы 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).
Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод).
Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).
Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы).
Группа разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.
Обычно называют следующие основные функции кадровой службы среднего и крупного предприятия:
- обеспечение кадрами; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- оформление трудовых
правоотношений; организацию оплаты
труда; выявление социальной
- развитие отношений с
органами рабочего
В таблице 2.1 приведены основные типичные функции и задачи службы управления персоналом.
Таблица 2.1
Функции и задачи службы управления персоналом
Функции |
Содержание задач в функциональном блоке |
1 |
2 |
Определение потребности в персонале |
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале. |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка. | |
Развитие персонала |
Планирование и реализация
карьеры и служебных Организация и проведение обучения. |
Использование персонала |
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала. |
Мотивация результатов труда и поведение персонала |
Управление содержанием
и процессом мотивации Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места. |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом |
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики. |
Современные службы персонала ориентированы на реализацию инновационных функций, к числу которых относятся:
- определение потребности в персонале, как на текущий период, так и на перспективу;
- разработка раздела «Персонал» бизнес-плана организации;
- аттестации рабочих мест и разработки профессиограмм;
- разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на занятие вакантной должности;
- планирование кадрового резерва и карьеры работников;
- исследования по выявлению мотивации работников к труду;
- развитию инновационного поведения и творческого уровня работников;
- исследования в целях создания эффективных рабочих команд;
- анализ причин и урегулирование трудовых конфликтов и др. [5]
Среди множества личных и профессиональных качеств, которыми должны обладать сотрудники службы по управлению персоналом, можно выделить следующие четыре.
1. Знание сферы производства. Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь четкое представление о видах выпускаемой продукции и выполняемых услугах, технологии и организации их производства, потребностях основных клиентов предприятия, составе и структуре рабочей силы, экономике и финансах предприятия, стратегии и тактике развитии фирмы и отрасли, управлении трудом, производством и персоналам, методах экономической оценки затрат и результатов, организации заработной платы и т.д.
2. Профессиональные знания в управлении персоналом. Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь глубокие теоретические знания и практические умения по таким научным проблемам, как взаимодействие наук о труде и персонале, потребности и потенциал человека, эффективность труда и уровень жизни людей, организация и нормирование труда, мотивация и стимулирование персонала, планирование карьеры, оценка работников, психология и физиология труда и т.п.
3. Лидерство и управление переменами. Сотрудники службы по управлению персоналом должны уметь определять основные направления развития организации, формулировать стратегические цели, вырабатывать методы реализации целей, совершенствовать работу по управлению персоналом, выбирать оптимальные решения в сфере управления человеческим фактором и др.
4. Способность к обучению и развитию. В современном производстве происходит непрерывное совершенствование техники и технологии, форм и методов управления, обновляется выпускаемая продукция. Способность к повышению профессиональных знаний и развитию творческого потенциала является важнейшим требованием к менеджерам по управлению человеческими ресурсами. [6]
Менеджер по персоналу, или HR-менеджер (human resources, в переводе с английского означает «человеческие ресурсы»), должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее образование (требование по наличию психологического образования встречается реже, приветствуется наличие двух высших, например: психологическое и юридическое);
- опыт работы в аналогичной должности от двух-трех лет;
- хорошее знание Трудового кодекса;
- владение методиками поиска и найма специалистов, хорошее знание рынка труда и рынка кадрового консалтинга;
- навыки разработки должностных инструкций, систем мотивации, проведение аттестации сотрудников, формирование кадрового резерва, ротация кадров;
- участие в принятии стратегических решений по развитию компании.
Структура российских кадровых служб, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В стране практически не ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах. Численность работников кадровых служб не всегда зависит от численности работающих на предприятиях и в организациях. [3]
2.3. Методы определения численности работников кадровых служб
После определения функциональной структуры службы персонала, составляющих ее подразделений (отделов, бюро) решается вопрос о задачах каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должностной структуре работников, их должностных обязанностях, а также о взаимоотношениях подразделений друг с другом в рамках службы персонала и с другими подразделениями предприятия и др.
Количественный состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и Уставом организации. Учитываются такие факторы: общая численность работников организации; сфера деятельности организации, ее масштаб; социальная характеристика организации, структурный состав ее работников; техническое обеспечение управленческого труда. Квалификационным справочником установлены категории должностей и их названия.
Численность персонала кадровых
служб можно определить на основе
нормативов времени. Существуют разнообразные методы
расчета численности специалистов
1. Многофакторный корреляционный анализ
(применим в основном
для крупных промышленных
2. Экономико-математический метод предусматривает разработку экономико-математических моделей, позволяющих определить потенциальные потребности в кадрах, которые обеспечивают адекватное отражение содержания производственного процесса компании.
3. Метод сравнений. При использовании этого метода проводится анализ состава персонала в достаточно развитой производственно-хозяйственной системе; на основе этого составляются проектировки потребности в персонале для менее развитых систем; формируются однородные группы организаций.
4. Экспертный метод. Представление о потребности в специалистах формируется на основе мнения группы экспертов, обладающих необходимой научно-практической компетенцией
5. Метод прямого расчета включает следующие действия: определение затрат труда на выполнение повторяющихся стандартных, типовых функций; определение затрат труда на выполнение случайных неповторяющихся функций, направленных на устранение каких-либо ошибок.
6. Через трудоемкость работ численность персонала определяется следующими методами:
простые повторяющиеся виды работ (машинопись, оформление типовых документов, учет):
где Т
– общая трудоемкость всех
работ, выполняемых за год в отделе
кадров, чел. – ч;
К – коэффициент,
учитывающий затраты времени на выполнение
работ, не предусмотренных в Т (К = 1,15);
Фп– полезный фонд рабочего
времени одного работника за год, ч (в среднем
принимается равным 1840 ч, но ежегодно уточняется);
7. По нормам управляемости. Устанавливается норматив численности работников организации, обслуживаемых одним сотрудником кадровой службы. В США на 1 менеджера по персоналу по нормативу приходится 100 человек работающих; в ФРГ – 130—150 работающих; во Франции – 130 работающих; в России – 100 работающих.
Расчет количественной потребности в специалистах, в том числе и по управлению персоналом, проводится одновременно с определением качественной потребности в них, т. е. потребности в работниках определенных профессий, специальности, квалификации. Качественный состав службы управления персоналом определяется требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998 г.). Он содержит квалификационные характеристики должностей, которые в свою очередь содержат должностные обязанности, уровень требуемых знаний, требования к квалификации.[7]
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Кадровая
служба предприятия - это совокупность
специализированных структурных подразделений
в сфере управления предприятием
вместе с занятыми в них должностными
лицами (руководители, специалисты, исполнители),
призванными управлять
В организации ООО «Теплолюкс-
Для того, чтобы определить оптимальный профессиональный состав кадровой службы, существует множество методов. Но самым распространенным и более точным является метод определения оптимального профессионального состава кадровой службы через трудоемкость по использованию нормы времени на простые повторяющиеся виды работ, формула 2.1.
В формуле участвуют три числа:
– общая трудоемкость
всех работ, выполняемых за
год в отделе
кадров, чел. – ч, по данным 2012 года, в отделе
кадров трудоемкость составила 5139 чел.-ч.
К – коэффициент,
учитывающий затраты времени на выполнение
работ, не предусмотренных в Т (К = 1,15);
– полезный
фонд рабочего времени одного работника
за год, ч. На 2013 год фонд рабочего времени
составляет 1970 ч.
Расчет выглядит так:
То есть с помощью расчетов по данной формуле, мы можем сделать предположение, что на 2013 год нам понадобится 3 специалиста отдела кадров, чтобы справиться с объемом работ.
На данный момент, в отделе
кадров ООО «Теплолюкс-Тюмень»
Если рассчитать оптимальную численность по нормам управляемости, то в России на 100 работающих – требуется 1 специалист отдела кадров. Так как общая численность составляет 315 человек, исходя из указанного метода, необходимо 3 специалиста отдела кадров.
Информация о работе Кадровое обеспечение системы управления персоналом