Капитализация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе хотелось бы рассмотреть теоретические аспекты капитализации и методы управления ею.
В данной работе будет рассматриваться такое значение понятия капитализация – как, оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества посредством расчета приведенной суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ 3
Реальная капитализация 3
Маркетинговая или субъективная капитализация 3
Рыночная или фиктивная капитализация. 4
УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ 6
РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ 8
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ПОСТИНВЕСТИЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 9
ПОДХОДЫ К РАССЧЕТУ КАПИТАЛИЗАЦИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Литература 15

Файлы: 1 файл

ФРИ.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ 3

Реальная капитализация 3

Маркетинговая или субъективная капитализация 3

Рыночная или фиктивная капитализация. 4

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ 6

РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ 8

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ПОСТИНВЕСТИЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 9

ПОДХОДЫ К РАССЧЕТУ КАПИТАЛИЗАЦИИ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Литература 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, основной целью деятельности компании для собственников (акционеров) является максимизация ее стоимости. Это связано, прежде всего, с тем, что, во-первых, показатель стоимости компании является обобщающим показателем, на основании которого можно судить об эффективности деятельности компании; во-вторых, в условиях развитых рыночных отношений компании часто становятся объектом купли-продажи; в-третьих, значительная доля современных компаний имеет форму акционерных обществ, а, следовательно, благосостояние акционеров зависит и от стоимости компании, акциями которой они владеют. Основной задачей компании является достижение лидирующих позиций по базовым производственно-экономическим показателям среди сопоставимых по объему производства и масштабам деятельности транснациональных корпораций

Рыночные  отношения в переходной экономике  Российской Федерации стимулируют  предпринимателя к поиску инструментов для нетрадиционного управления предприятием, а также обусловливают  неизбежность и экономическую целесообразность развития эффективного менеджмента  и маркетинга, что требует создания системы алгоритмов принятия управленческих решений с учетом неэффективной  бюрократической системы, изменения  рыночной конъюнктуры и высоким  уровнем коррумпированности чиновников.

В данной работе хотелось бы рассмотреть теоретические  аспекты капитализации и методы управления ею.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ (англ., capitalisation) - термин, имеющий несколько значений, в т. ч.: 1. Превращение части прибыли или всей прибыли в добавочный капитал, добавочные факторы производства (средства труда, предметы труда, рабочую силу и т. д.); 2. В банковской сфере - причисление процентных доходов к основному вкладу с дальнейшим начислением процентов на увеличенную сумму вклада (капитализация процентов) либо увеличение вклада за счет причисления доходов от начисленных процентов (капитализация вклада); 3. Определение стоимости имущества по приносимому им доходу (капитализация дохода); 4. Как синоним рыночной капитализации, стоимость компании, определяемая путем умножения ее акций и облигаций на их рыночную стоимость.

В данной работе будет рассматриваться  такое значение понятия капитализация – как, оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества посредством расчета приведенной суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования.

Капитализировать - регистрировать затраты, которые в будущем должны принести пользу, став активами, в отличие от затрат, являющихся расходами периода, в котором они произведены.

Капиталовложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (см. Федеральный закон от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Капитальные затраты - затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. Такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (см. п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н).

Рассмотрев  различные понятия, связанные с  капитализацией компании, можно сделать  вывод, что под капитализацией в  общем плане понимают оценку уровня стоимости компании на конкретную дату (капитализация, оценка стоимости) или же сам процесс ее создания или увеличения (капитализировать затраты, капитальные затраты, капиталовложения).

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Существуют  различные формы проявления капитализации на российском рынке. В зависимости от механизма наращивания капитализации автор выделяет три ее формы:

  • реальная капитализация;
  • маркетинговая или субъективная капитализация;
  • рыночная или фиктивная капитализация.

Все перечисленные  формы капитализации отражаются в балансе компаний в виде наращивания  собственных источников финансирования (раздел 3 баланса), однако имеют различные  источники происхождения и различные  способы инициирования.

Реальная капитализация

Эффективно  действующее предприятие практически  всегда имеет положительный финансовый результат хозяйственной деятельности. Прибыль, точнее ее реинвестированная  часть, накапливается в 3 разделе  баланса, во многом определяет стоимость  предприятия и приводит к увеличению собственного капитала. Высокая капитализация  говорит о способности хозяйствующего субъекта генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы, расширять бизнес, что, в свою очередь, является условием будущей прибыльности.

Между тем  увеличение 3 раздела баланса при  прочих равных условиях означает увеличение пассива и, следовательно, в силу основного правила балансоведения, обусловливает увеличение актива хозяйствующего субъекта. В зависимости от вида деятельности, стратегии предприятия и сложившихся текущих проблем увеличение затрагивает либо внеоборотные, либо оборотные активы, либо те и другие одновременно. Если в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятие реинвестирует прибыль, направляя ее на пополнение внеоборотных активов (прежде всего, средств труда) и оборотных активов (в части предметов труда или запасов), происходит реальная капитализация, выражающаяся в увеличении реальной стоимости имущества. В большинстве случаев предприятия с сильной стратегией инвестируют прирост собственного капитала в активы долгосрочного характера, т.е. в раздел 1 — внеоборотные активы.

В данном случае капитализация представляет собой  естественный результат финансово-хозяйственной  деятельности, является экономически объективной и инициируется со стороны  источников финансирования, т.е. пассива  баланса. Реальная капитализация ведет  к укреплению финансовой устойчивости компании, повышению ее кредитного рейтинга, росту маркетинговой привлекательности  и увеличению ее рыночной стоимости.

Маркетинговая или субъективная капитализация

На практике процесс накопления на внутрихозяйственном  уровне зачастую является результатом  активной маркетинговой политики и  рекламной кампании, которые «накручивают»  рыночную стоимость предприятия, отрывая  ее от реальной стоимости. В этом случае увеличение валюты баланса при прочих равных условиях происходит изначально со стороны активов, как правило, нематериальной составляющей баланса, например, за счет следующих операций:

  • отражения в балансе стоимостной оценки деловой репутации (гудвилла);
  • увеличения рыночной стоимости торговой марки, бренда;
  • отражения в учете и соответственно в балансе ноу-хау;
  • приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Увеличение  имущества предприятия в этом случае при прочих равных условиях может отражаться в балансе в  разных вариантах:

  • балансироваться в пассиве ростом добавочного капитала;
  • относиться на финансовые результаты, увеличивая нераспределенную прибыль;
  • увеличивать уставный капитал с соответствующей регистрацией в установленном порядке.

Добавочный  капитал, нераспределенная прибыль  и уставный капитал, в свою очередь, увеличивают агрегат «собственный капитал». В данном случае капитализация  инициируется внутрифирменным менеджментом со стороны активов, прежде всего, нематериальных. Стоимостные оценки в этом случае зачастую носят договорной, следовательно, субъективный характер. Увеличение имущества за счет договорных оценок, даже ценой перерегистрации уставного капитала является в значительной мере субъективной операцией. Операции такого рода позволяют сформировать «представительный» баланс компании, однако, учитывая, что нематериальные активы представляют собой высокорисковые активы, такая капитализация может исчезнуть при малейших изменениях политической ситуации или рыночной конъюнктуры. Увеличение собственного капитала за счет расширения уставного фонда придает операциям такого рода некую стабильность и правовое оформление, однако оно представляет собой экстенсивный путь развития предприятия и не свидетельствует об эффективности использования его потенциала. Такая разновидность капитализации именуется субъективной или маркетинговой капитализацией, поскольку ее природа носит субъективный характер, а используется эта форма капитализации, как правило, в маркетинговых целях.

Субъективная (маркетинговая) капитализация в  последнее время является весьма популярной среди PR-агентств, которые  исходят из того, что деловая репутация  играет ключевую роль в формировании стоимости компании. Такой подход к капитализации обусловил появление  проекта «Капитализация репутации», инициатором которого является Агентство  «Паблисити PR». В экспертном опросе, проведенном этим PR-агентством, приняли  участие 1072 респондента из числа  топ-менеджеров, руководителей и сотрудников департаментов маркетинга, рекламы и PR, финансовых аналитиков и других экспертов крупных компаний, более 60% респондентов ответили, что деловая репутация представляет собой реальный актив, создающий стоимость.

В развитии субъективной (маркетинговой) капитализации  в России в качестве сдерживающего  фактора выступало ранее налогообложение  имущества. Правда, «сдерживание» было незначительным, учитывая невысокую  ставку налога на имущество. В настоящее  время налогом облагаются лишь основные средства, отраженные в балансе по остаточной стоимости. Это означает, что практически любое предприятие  может малыми средствами наращивать капитализацию и формировать  «представительный» баланс, что, в свою очередь, обусловит активизацию  субъективной (маркетинговой) формы  капитализации на российском рынке.

Рыночная или фиктивная  капитализация.

На развитых стадиях рыночной экономики, где  широко распространены акционерная  форма собственности, свободное  обращение акций и определение  рыночной стоимости предприятия  через котировки акций, более  приемлемо понимание капитализации  в трактовке Ричарда Коха. Р. Кох  считает, что капитализация —  это «рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже», представляющая собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании [2]. Увеличение рыночной стоимости акций и акционерной  компании в целом отражается в  этом случае в активе баланса в  виде переоценки финансовых вложений' и балансируется в пассиве  добавочным капиталом.

Данная форма  проявления капитализации имеет  очевидное сходство с субъективной (маркетинговой) капитализацией. Однако капитализация в этом случае инициируется не внутрифирменным менеджментом, а  внешними биржевыми структурами, осуществляющими  котировки акций. Результаты биржевых торгов, как известно, складываются под воздействием совокупности объективных  и субъективных факторов, но действие субъективных факторов минимизировано общественным признанием.

В академических  изданиях капитал, представленный в  ценных бумагах, приносящих доход, именуется  фиктивным или фондовым капиталом [3,4]. Поскольку данная форма капитализации  складывается в результате фондовых операций, она именуется фиктивной  капитализацией. Аналитики фондового  рынка предпочитают называть эту  форму проявления капитализации  рыночной капитализацией.

В России фиктивная  или рыночная капитализация в  последнее время получала развитие, что обусловлено активизацией фондового  рынка. Однако характерна она лишь для  крупного российского бизнеса, сформированного  на акционерной форме собственности. Большей части отечественных  предприятий этот инструмент наращивания  собственного капитала, следовательно эта форма капитализации, пока недоступна.

Наряду с  перечисленными формами проявления капитализации можно выделить такие  понятия, как «капитализация имущества» и «капитализация расходов».

Капитализация имущества проявляется в абсолютном и относительном увеличении имущества  капитального характера — внеоборотных активов, представляющих собой наиболее привлекательное обеспечение в любых финансовых трансакциях и наиболее значимую составляющую реального имущества компании. Наиболее перспективной и управляемой частью внеоборотных активов являются нематериальные активы. К ним относятся маркетинговая стратегия, клиентская база, методика мониторинга рынка и результаты маркетинговых исследований, ноу-хау, наличие высокой репутации и квалифицированного персонала, долговременных связей с покупателями и многое другое. Стоимостная оценка нематериальных активов и их отражение в учете — приемлемый инструмент капитализации имущества.

Информация о работе Капитализация предприятий