Капитализация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе хотелось бы рассмотреть теоретические аспекты капитализации и методы управления ею.
В данной работе будет рассматриваться такое значение понятия капитализация – как, оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества посредством расчета приведенной суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ 3
Реальная капитализация 3
Маркетинговая или субъективная капитализация 3
Рыночная или фиктивная капитализация. 4
УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ 6
РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ 8
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ПОСТИНВЕСТИЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ 9
ПОДХОДЫ К РАССЧЕТУ КАПИТАЛИЗАЦИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Литература 15

Файлы: 1 файл

ФРИ.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

Следует отменить, что в последнее время все большее значение придается наличию у компании эффективной системы управленческого учета. Такая система дает возможность компании оперативно получать релевантную, достоверную информацию, полезную для принятия как оперативных, так и стратегических решений. Применение отдельных элементов и всей системы управленческого учета в компании в целом ведет к более рациональному расходованию имеющихся ресурсов, оптимизации доходной и расходной частей бухгалтерского баланса и повышению эффективности хозяйственной деятельности за счет выявления скрытых внутренних резервов роста. Причем функционирование даже отдельных элементов управленческого учета (например, бюджетирование, управление затратами на основе выделения переменной и постоянной составляющих, построение системы сбалансированных показателей и т.п.) способно приносить ощутимый результат уже в краткосрочном периоде.

Автоматизация системы управленческого учета  на основе известных и зарекомендованных  программных продуктов в сочетании  с составлением на периодической  основе пакета отчетности управленческого  учета может служить одним  из реальных, хотя и косвенных признаков  функционирования эффективной системы  управленческого учета в компании.

Безусловно, применение целого комплекса мероприятий  в рамках эффективной системы  управленческого учета будет  содействовать не только улучшению  структуры компании и росту ее финансовых показателей, но и возрастанию  доверия со стороны потенциальных  инвесторов. Последнее является одним  из важнейших факторов, необходимых  для устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ И ПОСТИНВЕСТИЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ

Понятие капитализации существует не только для отдельных компаний, но и для целых отраслей и даже для всех компаний страны в целом.

Компании, чьи  акции продаются на рынке, бывают маленькими, средними и большими; говоря профессиональным языком, это компании с низкой, средней и высокой  капитализацией. От того, какая у  компании капитализация, во многом зависит  рыночный риск при инвестировании в  акции этой компании. Считается, что чем больше капитализация компании, тем меньше риск при инвестировании в эту компанию. Это утверждение спорно: каждый инвестор хочет купить не просто акции крупной компании, а акции хорошей компании, которая будет расти и приносить своим акционерам высокий доход. Наряду с этим, не все крупные компании являются надежными компаниями.

Уровень капитализации  компании является важнейшим фактором с позиции инвестиционной привлекательности  данной компании для потенциальных  инвесторов.

При оценке стоимости компании важно различать  ее предварительную и постинвестиционную стоимость.

Предварительная стоимость компании показывает целесообразность вложений в ее акции, а значит, рассчитывается с точки зрения привлекательности для инвестора. Естественно, что компании выгодно создать положительный образ в глазах инвестора, и для этого руководство старается завысить стоимость. Однако и переоценка, и недооценка стоимости компании чреваты негативными последствиями, поэтому необходимо оценить стоимость компании как можно точнее.

Среди множества  факторов, оказывающих влияние на предварительную оценку стоимости  компании, можно выделить следующие.

1. Общая характеристика  отрасли и компании (размер, масштабы  бизнеса и выпускаемой продукции), конкурентов, уровня и качества  взаимоотношений с партнерами, состояния  клиентской базы.

2. Финансовый  пакет документов (устав, учредительные  документы, финансовая отчетность), изучение которого может проводиться, например, с помощью экспресс-анализа или расчета основных коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности и рентабельности.

В общем виде для оценки первоначальной стоимости  компании используются два основных метода. Первый основан на оценке стоимости  активов (чистых активов), второй - на размере  годового оборота или объема продаж.

Расчет первоначальной стоимости необходим для определения структуры сделки, т.е. объема привлекаемых средств, количества и цены выпускаемых акций. Учитывая, что объем привлекаемых средств должен иметь целевое обоснование и соответствовать нуждам компании, объем инвестиций должен быть пропорционален первоначальной оценке стоимости компании.

Добавление  объема привлеченных средств к первоначальной оценке стоимости компании формирует постинвестиционную стоимость. Например, добавив 1 млн евро привлеченных средств к первоначальной оценке стоимости компании, равной 3 млн евро, получим постинвестиционную стоимость компании в 4 млн евро.

Постинвестиционная оценка стоимости компании во многом определяется статусом публичной компании и зависит от удачного размещения акций на бирже. Если компания публична, то ее постинвестиционная стоимость является рыночной стоимостью, или стоимостью капитализации. Постинвестиционная стоимость компании имеет большое значение для инвесторов, так как показывает то, как рынок оценивает данный бизнес в целом.

Таким образом, предварительная и постинвестиционная стоимость компании важны для определения:

объема средств, привлекаемых путем венчурного финансирования;

объема средств, привлекаемых при выходе на рынок IPO;

цены каждой акции;

доли собственности  инвесторов.

ПОДХОДЫ К РАССЧЕТУ КАПИТАЛИЗАЦИИ

Рассмотрим  наиболее распространенные подходы  к расчету капитализации компании.

Доходный подход. В рамках этого подхода обычно используются два следующих метода.

Метод скорректированных  чистых активов требует достаточно объемной информации. В российских условиях этот метод, как правило, не дает высокой точности из-за больших  искажений стоимостей активов и  обязательств в бухгалтерском учете.

Метод дисконтированных денежных потоков применяется для  субъективной оценки. Он основан на прогнозе объемов денежных потоков  на ближайшие 5-6 лет. В данной оценке учитываются многие факторы, например цены на нефть, уровень инфляции, изменения в законодательстве и пр.

Методика  расчета ставки дисконтирования (уровень  доходности, на который в будущем  может рассчитывать инвестор при  учете определенных рисков) также  очень субъективна. Как правило, расчеты осуществляются с помощью модели кумулятивного построения, модели САРМ, модели арбитражного ценообразования и др.).

Капитализация по расщепленной ставке предполагает, что для оценки прогнозируемых потоков  денежных средств по одному и тому же объекту используются две различные  процентные или дисконтные ставки.

Затратный подход предусматривает рыночную оценку всех материальных объектов предприятия, скорректированную на стоимость долговых обязательств.

Этот подход применяется редко при оценке действующего предприятия по причине  высокой трудоемкости и часто  относительно низкой стоимости предлагаемых контрактов. Однако игнорирование затратного подхода приводит к искажению  стоимости, так как он дает прямое представление о потенциале производственных мощностей оцениваемого предприятия и в меньшей степени подвержен субъективизму.

Прямолинейная капитализация - метод расчета коэффициента капитализации для недвижимости путем прибавления к ставке процента нормы прямолинейного возврата капитала.

Сравнительный подход применим в случае, когда возможна достоверная оценка капитализации предприятия-аналога, условия хозяйствования и специфика деятельности которого схожи с оцениваемой компанией. При этом может применяться метод прямой общей капитализации дохода, основанный на делении чистого операционного дохода на коэффициент, полученный в результате анализа сопоставимых объектов и сравнения доходов от этих объектов с ценами их продажи.

На практике при подготовке оценки капитализации  компании целесообразно использовать расчетную таблицу (таблицу капитализации). Обычно таблица капитализации включает:

    • объем капитала, полученного из каждого источника;
    • долгосрочные займы;
    • обыкновенные акции;
    • коэффициенты капитализации.

Если оценка капитализации проводилась с  помощью нескольких подходов, то необходимо свести различные полученные оценки. В этом случае может применяться, например, следующее правило: итоговый результат равен сумме оценки по доходному подходу с весом  две трети и оценки по затратному подходу с весом одна треть.

В итоге стоимость  компании можно определить как сумму  рыночной капитализации акций и  долгосрочных долговых обязательств за минусом денежных средств и денежных эквивалентов

Рыночная  капитализация акций = количество акций  в обращении х текущая рыночная стоимость акции.

Разумным  будет сопоставление величины рыночной капитализации и объема долговых обязательств компании. Понятно, что  превышение обязательств над капитализацией не может являться хорошим признаком, поэтому этот аспект (структуру капитала) необходимо учитывать при оценке стоимости компании.

В результате анализа различных подходов к  определению капитализации компании становится очевидным, что более  корректно указывать некоторый  диапазон значений, например: рыночная стоимость бизнеса (доходный подход) и капитализация имущественного комплекса (затратный подход).

Так поступают  обычно при проведении аукционов по продаже компаний или их активов. Начальная цена лота устанавливается на уровне, который колеблется около оценки, базирующейся на затратном подходе (стартовая, или номинальная цена лота). Естественно предполагается, что в результате торгов будет сделано достаточно много "шагов", которые позволят довести стоимость выставленного лота до рыночной стоимости актива (оценка, базирующаяся на доходном подходе).

Одним из главных  инструментов анализа стоимости  при сравнительном подходе является расчет и сравнение различных мультипликаторов (коэффициентов). Сравнение может проводиться как между компаниями, так и, например, путем сопоставления со среднеотраслевыми или среднерыночными показателями.

Мультипликаторы рыночной стоимости показывают соотношение  цены к какому-либо показателю, характеризующему деятельность комании, – прибыли, денежным потокам, бухгалтерской стоимости акций, выручке, активам, капиталу и др. Остановимся на некоторых из них.

Одним из основных мультипликаторов стоимости является P/E – «цена/прибыль» (в английском варианте – price/earnings). Данный мультипликатор очень нагляден. При его расчете используется показатель чистой прибыли, информация по которому практически всегда есть в свободном доступе. В случае если данный коэффициент рассчитывается для акции, в числителе стоит цена 1 акции, а в знаменателе – значение прибыли на акцию. Если для компании – общая рыночная капитализация делится на чистую прибыль. Проще говоря, этот коэффициент показывает, сколько готовы платить на рынке за каждую единицу чистой прибыли компании.

Одной из особенностей данного мультипликатора является его чувствительность к темпам роста  фирмы – он выше для фирм с  перспективами роста, так как  уже сегодня инвесторы готовы доплатить за свою выгоду в будущем. У менее перспективных или  более рискованных компаний мультипликатор P/E относительно ниже.

За финансовую базу в расчете мультипликатора  «цена/прибыль» кроме чистой прибыли  используют и другие «прибыли»: валовую (Gross margin), прибыль от реализации (Sales margin), прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации (EBITDA), прибыль до уплаты процентов и налогов (Operating margin – EBIT) и др.

Если цена акции у предприятия больше связана  с денежным потоком, чем с показателем  прибыли, то инвесторы для своего анализа используют мультипликатор «цена/денежный поток». Здесь также могут использоваться разные показатели: чистый денежный поток компании, чистый денежный поток от операционной деятельности, чистый денежный поток акционеров.

Другим распространенным мультипликатором являются «цена/выручка». В отличие от прибыли выручка практически всегда имеет положительное значение и не подвержена резким колебаниям.

Различные мультипликаторы  полезны для определения ориентировочной  стоимости и непубличных компаний (закрытых акционерных обществ, ООО, открытых акционерных обществ без  публичной продажи акций ни торговых площадках). К примеру, если статистика сделок купли-продажи компаний в интересующем продавца или покупателя сегменте показывает, что компании продаются-покупаются по цене, равной выручке, умноженной в среднем на мультипликатор 0,9–1, или равной прибыли до уплаты процентов и амортизации (EBIDA), умноженной на 5,5, или равной чистой прибыли, умноженной на 7, то вполне можно приблизительно прикинуть эти показатели для продаваемой или покупаемой компании и определить таким образом интервал торга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рост и  расширение бизнеса, увеличение прибыли  компании и стоимости ее акций  или долей на рынке – основные цели собственников и – в идеале – менеджеров.

Информация о работе Капитализация предприятий