Классификация фирм и методика их изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Автор намеренно первый раздел работы посвятил характеристике понятия «фирма», так как считает, что это позволит шире раскрыть тему «Классификация фирм и методика их изучения». Специальное внимание уделено анализу внешне многим кажущемуся простым и ясным, а на самом деле очень сложного определения «фирма». Сложность, по мнению автора, заключается в том, что в экономической литературе, как за рубежом, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Используются 2 сложных понятия «предприятие» и «фирма», причем оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Понимая, что данные понятия являются синонимами по сути, автор раскрывает их противоречие по смысловому назначению. В этой же главе автор подчеркивает важность и необходимость формулировки и постановки целей и задач работы фирмы для придания смысла труду, создания мотивации и поддержки заинтересованности в работе персонала фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Фирма…………………………………………………………………..5
Понятие фирмы и её общая характеристика.
Цели, задачи и организационная структура.
Глава 2. Классификация фирм…………………………………………………8
2.1. Классификация фирм по различным признакам.
2.2. Классификация фирм по правовому признаку.
2.3. Классификация фирм по характеру собственности.
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю.
2.5. Классификация фирм по сфере деятельности.
2.6. Классификация фирм по отраслям и по размеру.
2.7. Классификация фирм по количественному критерию.
Глава 3. Методика изучения фирм……………………………………………46
3.1. Сбор сведений и составление справки на фирму.
3.2. Источники изучения фирм.
3.3. Информация внутреннего пользования. Справки по фирмам.
Заключение……………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

С углублением специализации  и кооперирования производства между  отдельными подразделениями ТНК  все большее значение приобретает  внутрифирменный обмен продукцией как между материнскими и дочерними  компаниями, так и между последними. Внутрифирменные поставки имеют особо большие размеры у компаний автотранспортной, военно-космической, химической, фармацевтической, радиоэлектронной промышленности. Внутрифирменный обмен в рамках ТНК приобретает особый социально-экономических характер; поставки между материнской компанией и её заграничными дочерними компаниями получают товарную форму, не будучи товарными по существу. Как известно, товарное производство возникает там и тогда, где и когда осуществляются по крайней мере три условия:  

    1. раздельность, обособленность самостоятельных производителей;
    2. специализация каждого из них на выпуске одного продукта или ограниченного ассортимента;
    3. взаимный обмен продуктами, купля-продажа, осуществляемая всегда путем отчуждения продукта у его производителя (продавца) и присвоение его потребителем (покупателем).

В рамках ТНК товарное производство не возникает, поскольку  отсутствуют первое и третье условия. Организационно-территориальная обособленность различных предприятий, входящих в  ТНК, не делает их собственниками продукта, который, как и сами предприятия, является собственностью компании в целом. Специализация, существующая между отдельными предприятиями одной ТНК, выдвигает необходимость обмена продуктами, который не связан с их переходом в руки другого собственника, что составляет характерную черту товарных отношений. Следовательно, внутрифирменный обмен совершается в пределах производственного комплекса, принадлежащего одному собственнику, которым выступает материнская компания ТНК.

В ТНК эти отношения  выходят за национальные границы  и распространяются на область международных  экономических отношений. Внутрифирменные  поставки между материнской компанией  и её заграничными фирмами учитываются  таможенной статистикой как экспорт  или импорт соответствующей страны. А это означает, что ТНК имеют возможность оказывать непосредственное воздействие  на состояние платежного баланса стран местонахождения своих предприятий.

Таким образом, ТНК выступают  на мировом рынке не только как  непосредственные контрагенты, поставляющие на рынок товары как продукты международного разделения труда, но и как субъекты замкнутого некоммерческого оборота внутри единого хозяйственного комплекса.

Анализ характера социально-экономических  отношений внутри ТНК приводит к выводу о том, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее важные – усиление концентрации производства и капитала, воздействие научно-технического прогресса, способствовавшего выделению многих новых первичных отраслей промышленности, диверсификация производства, переход в управление к децентрализованной структуре, развитие унии и системы участия, усиление финансовых и других связей внутри отдельных фирм и финансовых групп.

Усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалась приобретением национальных и заграничных предприятий, сохранявших  свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, финансирования, производственного и научно-технического сотрудничества. Этот  процесс во многом отражает стремление ТНК к диверсификации производства и сопровождается выделением в самостоятельные производственные отделения разнородных по характеру производств.

В современных условиях практически все ТНК являются диверсификационными, даже в тех  случаях, когда основное производство, относящееся к одной отрасли, составляет 80-90% всей выпускаемой продукции.

Помимо ТНК западных стран, в качестве контрагентов на мировом  рынке важное значение приобрели  так называемые новые международные  компании ТНК некоторых развивающихся  стран, наиболее продвинувшихся по пути экономического развития. Это Бразилия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Южная Корея, получившие названия «новых индустриальных стран», сокращенно НИС.

По значению зарубежной деятельности, организация производственного процесса международные компании НИС могут быть приравнены к ТНК западных стран. Хотя эти международные компании используют те же методы зарубежной деятельности, что и ТНК западных стран (экспорт капитала, технологии), тем не менее они существенно отличаются от них не только масштабами операции (как правило значительно меньшими), но и качественными характеристиками. Прежде всего эти международные фирмы внедряются в других странах в наиболее трудоёмкие отрасли промышленности, выпускающие ту же самую специализированную продукцию, что и предприятия в стране базирования. Их заграничные инвестиции преобладают в совместных предприятиях, создаваемых, как правило, на паритетных началах с национальными предпринимателями. Многие новые международные фирмы связаны системой участия с крупнейшими ТНК.

Для международных фирм новых индустриальных стран характерна продажа технологий, сопровождающей инвестицией либо включенной в контракты  при строительстве предприятий  «под ключ». Наиболее крупные международные  фирмы этих стран успешно проникают в некоторые наукоёмкие отрасли промышленности (электронику, электротехнику, транспортное машиностроение), а также ведут борьбу на торгах за зарубежные контракты в области промышленного и гражданского строительства, за иностранные источники сырья. Они часто становятся конкурентами крупнейших компаний Запада или вступают с ними в соглашения о совместной предпринимательской деятельности.

Многие международные  фирмы в силу своей узкой специализации  занимают ведущие позиции в производстве некоторых товаров. На мировом рынке в качестве контрагентов стали выступать и крупнейшие торговые фирмы НИС, большая часть которых создавалась на основе моделей японских торговых ТНК.

Таким образом, ТНК –  это продукт и важнейшая составная  часть в рамках мировой системы хозяйства транснационализации производства и капитала. На современном этапе под влиянием научно – технической революции и огромной концентрации производства и капитала в руках небольшой горстки сверхгигантских компаний процесс транснационализации приобрел многие новые черты и оказывает существенное влияние на содержание и формы экономических отношений.

Путем создания многочисленных контрольных предприятий в других странах, установления хозяйственных  и финансовых связей с крупнейшими  финансовыми группировками этих стран ТНК прочно внедряются в их экономику и в ряде случаев оказывают прямое влияние на экономическую и политическую жизнь других стран. Этому в значительной степени способствуют их более высокий технический и организационный уровень, а также более широкие возможности хозяйственной маневренности.

Для современных условий  новым стало появление на мировом  рынке и других новых экономических  субъектов, а именно небольших по размерам ТНК развитых стран, базирующихся на использовании новейшей технологии, выпуске новых видов продукции с определенными конкурентными преимуществами, которыми они пользуются в целях проникновения на мировые рынки.

Важной характерной  чертой современного этапа является значительно более широкий выход  на мировые рынки мелких и средних фирм. Все большее число мелких поставщиков начинают обслуживать не только национальные крупные фирмы, но и ТНК других стран. С другой стороны, наметилась тенденция, когда ТНК стремятся к смене субпоставщиков, обеспечивающих их комплектующими изделиями и узлами, отдавая предпочтение тем, которые производят изделия более высокого качества и технического уровня, поставляют их по более низким ценам и могут обеспечить стабильность и регулярность поставок. Так, крупнейшие американские автомобильные компании «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» и западноевропейские «Рено», «Фиат», «Фольксваген», «Вольво» переориентировались на закупку более дешевых иностранных комплектующих узлов и деталей, в основном японских производителей, создав для этого в Японии специальное закупочное бюро.

 

 

2.6. Классификация  фирм по отраслям и размеру

В современной экономике, которой свойственно разделение труда, процесс производства товаров  и услуг осуществляется множеством предприятий, которые либо непосредственным, либо опосредованным образом работают для удовлетворения человеческих потребностей. Хотя общий экономический процесс сводится, в конце концов, к обеспечению человеческих потребностей, не каждое предприятие участвует в этом не посредственно. Существует много организаций, которые только опосредованным образом связаны с человеческим потреблением, производя «полуфабрикаты», то есть продукты, еще не негодные для конечного использования, конечными потреблениями, и которые, чтобы доставить пользу потребителю, должны еще перерабатываться и обрабатываться. Если таким образом рассмотреть общеэкономический процесс производства товаров и услуг начинается процесс производства, переходя от одной ступени к другой в обратном направлении, то, в конце концов, можно проследить весь путь до природных ресурсов. Исходным пунктом экономических процесса являются, следовательно, минеральные, растительные или животные природные силы. Народнохозяйственный процесс производства товаров и услуг начинается с добычи ресурсов и заканчивается использованием готовых к употреблению изделий. И предприятия участвуют в данном процессе в качестве субъектов.

Предприятия можно классифицировать по виду производственных продуктов  и услуг или выполняемых в  народнохозяйственном производственном процессе функций. Результат этой классификации является одновременно первым грубым делением предприятий по отраслям.

Использование критерия численности сотрудников для  оценки размера предприятия не избавляет  от некоторых проблем. Количество занятых, которое в одной отрасли является типичным для крупного предприятия, в другой отрасли может быть характерно для малого предприятия. Кроме того, совершенно не обязательно существует связь между числом работников и другими показателями, размера предприятия, такими как оборот, величина добавляемой предприятием стоимости или размер инвестированного в него капитала. Эти показатели также могут использоваться для оценки размера организации.

 

2.7. Классификация  фирм по количественному критерию

По количественному  критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия, или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирмы, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяют получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей, не только и не столько в России, сколько в других странах, системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. В современных условиях сочетания крупных, средних и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но предпосылки и условия его развития.

 

 

 

 

 

Глава 3. Методика изучения фирм.

3.1. Сбор сведений  и составление справки на фирму.

Изучаемые фирмы обычно подразделяются на три группы: действующая  клиентура (контрагенты), предполагаемая (потенциальная) клиентура, фирмы конкуренты. Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ или в соответствующий раздел картотеки либо досье. По каждой интересующий фирме собираются следующие сведения.

  • Общие сведения о фирме: наименование фирмы (дается на иностранном языке и в скобках на русском языке); адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса или телефакса. Перечень общих сведений о фирме дает представление, о характере и масштабах деятельности фирмы, ее месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы.
  • Показатели, характеризующие экономические и финансовые положения фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место в списке ведущих компаний своей страны и место среди крупнейших компаний мира.
  • Вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская; инжиниринговая и др.
  • Характер собственности фирмы: частная; государственная; полугосударственная; кооперативная.
  • Правовые положения фирмы: акционерное общество; корпорация (США); публичная компания; общество с ограниченной ответственностью; частная компания; полное товарищество; коммандитное товарищество; единоличная фирма.
  • Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная.
  • История образования и особенности развития фирмы: год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименований.
  • Тип объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем, материнская компания; Филиал; дочерняя; ассоциированная компания (для дочерних и других указывается наименование материнской компании).
  • Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары или группы товаров; направление специализации; номенклатура экспорта и импорта.
  • Место фирмы на мировом рынке по важнейшим и выпускаемым товарам: удельный вес фирмы в национальном (мировом) производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны.
  • Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, в том числе производственных, их место положение, виды деятельности; значение (доля) экспорта из страны производства в деятельности фирмы (в целом и по важнейшим товарам); значение импортных операций в деятельности фирмы, их географическая направленность.
  • Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение производственных предприятий, и их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение.
  • Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой и реализуемой продукции.
  • Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указывается наименование фирмы; формы связей).
  • Структура аппарата управление фирмы: численный состав совета директоров и правления; название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности.
  • Акционерный капитал: распределение между собственниками акций, контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы.
  • Связи фирмы с банками и характер этих связей.      

Информация о работе Классификация фирм и методика их изучения