Классификация фирм и методика их изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Автор намеренно первый раздел работы посвятил характеристике понятия «фирма», так как считает, что это позволит шире раскрыть тему «Классификация фирм и методика их изучения». Специальное внимание уделено анализу внешне многим кажущемуся простым и ясным, а на самом деле очень сложного определения «фирма». Сложность, по мнению автора, заключается в том, что в экономической литературе, как за рубежом, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Используются 2 сложных понятия «предприятие» и «фирма», причем оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Понимая, что данные понятия являются синонимами по сути, автор раскрывает их противоречие по смысловому назначению. В этой же главе автор подчеркивает важность и необходимость формулировки и постановки целей и задач работы фирмы для придания смысла труду, создания мотивации и поддержки заинтересованности в работе персонала фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Фирма…………………………………………………………………..5
Понятие фирмы и её общая характеристика.
Цели, задачи и организационная структура.
Глава 2. Классификация фирм…………………………………………………8
2.1. Классификация фирм по различным признакам.
2.2. Классификация фирм по правовому признаку.
2.3. Классификация фирм по характеру собственности.
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю.
2.5. Классификация фирм по сфере деятельности.
2.6. Классификация фирм по отраслям и по размеру.
2.7. Классификация фирм по количественному критерию.
Глава 3. Методика изучения фирм……………………………………………46
3.1. Сбор сведений и составление справки на фирму.
3.2. Источники изучения фирм.
3.3. Информация внутреннего пользования. Справки по фирмам.
Заключение……………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)


                                     

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету _______________________________

___________________________________________

На тему «Классификация фирм и методика их изучения»

 

Студента(ки)______ курса, группы ___________

Специальности ____________________________

 

Фамилия __________________________________

Имя ___________ Отчество __________________

 

 

 

 

 

Руководитель ______________________________

(Ф.И.О.)

_________________________________________________________________

(ПОДПИСЬ)

_________________________________________________________________

(ОЦЕНКА)

_________     ___________________  20  ___  г.

 

 

 

 

Содержание  работы.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Фирма…………………………………………………………………..5

      1. Понятие фирмы и её общая характеристика.
      2. Цели, задачи и организационная структура.

Глава 2. Классификация  фирм…………………………………………………8

          2.1. Классификация фирм по различным  признакам.

          2.2. Классификация фирм по правовому  признаку.

          2.3. Классификация фирм по характеру собственности.

          2.4. Классификация фирм по принадлежности  капитала и контролю.

          2.5. Классификация фирм по сфере  деятельности.

          2.6. Классификация фирм по отраслям  и по размеру.

          2.7. Классификация фирм по количественному критерию.

Глава 3. Методика изучения фирм……………………………………………46

          3.1. Сбор сведений и составление  справки на фирму.

          3.2. Источники изучения фирм.

3.3. Информация внутреннего  пользования. Справки по фирмам.

Заключение……………………………………………………………………..52

Список литературы…………………………………………………………….53 

 

Введение.

Данная работа представляет собой  теоретический анализ экономической  литературы следующих авторов: Т.В. Муравьевой, В. Красновой, В.К. Скляренко, В.М. Прудникова, А.С. Пелика, Х. Ширенбека, И.Н. Герчиковой. Обзор содержания и характеристика структуры работы свидетельствует о том, что все главы сгруппированы в два раздела: в одном рассматривается понятие «фирма», в другом – классификация фирм и методика их изучения.

Автор намеренно первый раздел работы посвятил характеристике понятия «фирма», так как считает, что это позволит шире раскрыть тему «Классификация фирм и методика их изучения». Специальное внимание уделено анализу внешне многим кажущемуся простым и ясным, а на самом деле очень сложного определения «фирма». Сложность, по мнению автора, заключается в том, что в экономической литературе, как за рубежом, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Используются 2 сложных понятия  «предприятие» и «фирма», причем оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Понимая, что данные понятия являются синонимами по сути, автор раскрывает их противоречие по смысловому назначению. В этой же главе автор подчеркивает важность и необходимость формулировки и постановки целей и задач работы фирмы для придания смысла труду, создания мотивации и поддержки заинтересованности в работе персонала фирмы. В организационной структуре фирмы автор выделяет и дает характеристику 2 субструктурам: организационной структуре управления и  организационной структуре управления и обслуживания. В конце раздела делает обобщающий вывод о том, что эффективность действий организационной структуры фирмы определяется результатом её работы, т.е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг.

Во втором разделе рассмотрены  теоретические основы классификации  фирм по различным принципам, положенным в ее основу. Автор считает, что  это дает возможность в результате изучения конкретной фирмы получить полное представление об организационной – правовом положении, характере и масштабах её деятельности, позициях фирмы на мировых товарных рынках, внутрифирменных отношениях. Раскрывая классификации фирм по виду и характеру хозяйственной деятельности, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала и контролю, сфере деятельности, автор приводит примеры фирм, дает им характеристику, раскрывает их особенности.

В третьей главе, в которой раскрывается методика изучения фирм, автор дает перечень сведений, которые собираются по каждой интересующей фирме. Выделяет следующие источники информации: печать, публикующая специальную информацию о фирмах, а так же информация, публикуемая самими фирмами. Предлагает перечень источников, которые имеют наибольшее значение по объему информации о деятельности фирмы. В этой же главе с разных сторон рассмотрено весьма значимое для работы понятие «информация внутреннего пользования», где кроме трактовки основных категорий, представлена их классификация.

В заключении автор делает вывод о практической значимости данной работы для повышения, расширения теоретических знаний по теме «Классификация фирм и методика их изучения».

 

Глава 1. Фирма. Ее цели, задачи и организационная  структура.

1.1. Понятие  фирмы, ее общая характеристика.

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном. Четкая организация внутрифирменного управления позволило развитым капиталистическим  странам завоевать сильные позиции  на внутренних и внешних рынках.

   Вместе с тем отметим, что в экономической литературе, как за рубежом, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГКРФ) фигурирует лишь понятия «организация».

    Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два сложных понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном, промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и не производственного профиля, как правило, крупная и много профильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменные наименование. В таком случае «фирма» - общее понятие коммерческой организации.

     Принято  считать, что предприятие без  фирменного наименования не может  иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерни предприятия и другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставной капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительство и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.

      Вместе  с тем следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятия», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие выполняет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковки, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличии от других производителей однородной продукции.    

 

1.2. Цели и  задачи фирмы, ее организационная  структура

Целью деятельности фирмы  является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество.

Фирмы не могут успешно  стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприниматель должен иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Наличие цели позволяет строить базу сравнения и рассматривать ценность текущих контактов и обязательств, решений об инвестициях и инновациях с точки зрения их соответствия к долгосрочным перспективам.

Важность наличия у  фирмы цели обусловлена также  необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию  и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и, в первую очередь, наемных менеджеров.

Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий  по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским  и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналам. Соответственно каждая из областей реализует и свои цели.

Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного  экономического роста. На этом пути  приходится преодолевать различные  негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др.Непосредственная частная задача предприятия, фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработки и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.

На эффективность деятельности фирм оказывает большое влияние  её организационная структура, которую  можно представить в виде двух субструктур – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

Организационная структура производства – это внутрифирменный состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции по производству продуктов и услуг потребительского или производственно – технического характера.

Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмы, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их управления.

Организационная структура  фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому её схема должна отражать и направления хозяйственной  деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое.

Эффективность действующей  организационной структуры фирмы  определяется результатом её работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг.

 

Глава 2. Классификация  фирм.

2.1. Классификация фирм по различным  принципам.

Классификация фирм по различным  принципам, положенным в ее основу, дает возможность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление  об организационно-правовом положении фирмы, характере и масштабах ее деятельности, позициях фирмы на мировых товарных рынках, внутрифирменных отношениях в крупных фирмах.

Предлагаемая классификация  различает фирмы по виду и характеру  хозяйственной деятельности; 'правовому положению; характеру собственности; принадлежности капитала и контролю; сфере деятельности.

Вид и характер хозяйственной  деятельности. По виду и характеру  хозяйственной деятельности различают  следующие виды фирм: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристские, арендные и др.

Промышленные фирмы  в основе своей деятельности имеют  производство товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, у которых  более 50%, оборота приходится на производство промышленной продукции). В результате огромной концентрации и интернационализации производства выпуск подавляющей части продукции и значительная часть международной торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особо выделяются по размерам и масштабам деятельности транснациональные корпорации (ТНК).

Решающая роль фирм-гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и коммерческом экспорте, но также и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, поскольку в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и производственного опыта развитых стран.

Крупнейшие промышленные фирмы выступают, как правило, также и основными экспортерами производительного капитала, направляемого на создание за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний, при этом значительную часть продукции они импортируют со своих заграничных предприятий. Экспорт у крупнейших промышленных фирм все более замещается производством на заграничных предприятиях и входит в понятие "заграничные операции". Под заграничными операциями подразумевается как экспорт из страны, где находится материнская компания промышленной фирмы, так и продажа продукции, производимой принадлежащими ей заграничными предприятиями. В этих условиях значение отдельных фирм в международной торговле определяется не столько показателями их экспорта, сколько их долей в мировом производстве отдельных товаров.

Информация о работе Классификация фирм и методика их изучения