Классификация фирм и методика их изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Автор намеренно первый раздел работы посвятил характеристике понятия «фирма», так как считает, что это позволит шире раскрыть тему «Классификация фирм и методика их изучения». Специальное внимание уделено анализу внешне многим кажущемуся простым и ясным, а на самом деле очень сложного определения «фирма». Сложность, по мнению автора, заключается в том, что в экономической литературе, как за рубежом, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Используются 2 сложных понятия «предприятие» и «фирма», причем оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Понимая, что данные понятия являются синонимами по сути, автор раскрывает их противоречие по смысловому назначению. В этой же главе автор подчеркивает важность и необходимость формулировки и постановки целей и задач работы фирмы для придания смысла труду, создания мотивации и поддержки заинтересованности в работе персонала фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Фирма…………………………………………………………………..5
Понятие фирмы и её общая характеристика.
Цели, задачи и организационная структура.
Глава 2. Классификация фирм…………………………………………………8
2.1. Классификация фирм по различным признакам.
2.2. Классификация фирм по правовому признаку.
2.3. Классификация фирм по характеру собственности.
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю.
2.5. Классификация фирм по сфере деятельности.
2.6. Классификация фирм по отраслям и по размеру.
2.7. Классификация фирм по количественному критерию.
Глава 3. Методика изучения фирм……………………………………………46
3.1. Сбор сведений и составление справки на фирму.
3.2. Источники изучения фирм.
3.3. Информация внутреннего пользования. Справки по фирмам.
Заключение……………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

3.2. Источники  изучения фирм.

При изучении фирм используются следующие источники информации. Периодическая печать, публикующая  специализированную информацию о фирмах.

В экономических и отраслевых журналах публикуются краткие годовые отчеты наиболее крупнейших фирм, а также сведения об их текущей деятельности. Газеты на экономической полосе публикуют не только выдержки из годовых отчетов фирм, но и многочисленные сведения, касающиеся отдельных видов продукции, капиталовложений, состояние заказов, экспортных сделок, покупки акций других фирм, положение с занятостью, назначений и перемещений должностных лиц др.

Существенную роль играет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений  к экономическим журналам и газетам о деятельности крупных национальных фирм.

Информация, публикуемая  самими фирмами. Наибольшее значение по объему информации представляют следующие  источники.

  • Годовые отчеты о деятельности фирм, которые составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются советом директоров. Они содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год, включая результаты производственной и торговой деятельности; размеры капиталовложений; расходы на научное исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности фирмы за последние 5-10 лет; сведения о составе правления и наблюдательного совета фирмы.
  • Балансовые отчеты фирм, публикуемые ежегодно или ежеквартально, дают сведения о средствах, которыми располагает фирма; об источниках финансирования; о размере акционерного капитала фирмы; об обязательствах компании по облигационным займам; о размере основного капитала и т.п. Изучение баланса и счета прибылей и убытков за ряд лет позволяет сделать вывод о финансовом положении фирмы, размерах е оборота и прибылей.
  • Проспекты фирмы содержат: подробную характеристику производственной деятельности фирмы в целом и ее отдельных предприятий; описание ее технологических процессов и новых технических достижений, материалы об истории развития фирмы, ее связях с другими фирмами; сведения о составе правления; балансовый отчет или отдельные показатели финансовой деятельности фирмы.
  • Каталоги фирмы помещают информацию: о продукции, выпускаемой фирмой, включая технические характеристики продукции по всей номенклатуре или выборочно; каталоги могут быть предназначены для посылочной торговли; выставочные и ярмарочные каталоги содержат информацию о фирмах, принимающих участие в данной выставке или ярмарке, в них приводятся краткие общие сведения о фирмах, либо дается детальная характеристика фирм и выпускаемой ими продукции.

Информация о фирмах от специальных организаций: кредитно-справочных бюро, союзов предпринимателей, торговых палат, консультационных фирм, государственных организаций. Информация о фирмах предоставляется на основе запросов, как на плату, так и бесплатно.

  • Справки кредитно-справочных бюро выдаются за плату на основе заранее приобретенных абонементов о всех фирмах независимо от их правового положения. В них обычно содержатся: неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале; краткая история фирмы, этапы ее создания; перечень производственных предприятий и дочерних фирм; состав руководящих лиц и их краткая биография; баланс и счет прибыли и убытков фирмы за предпоследний или последний отчетный год. Информация о небольшой фирме охватывает значительно меньший круг вопросов. Часто это листок с указанием названия фирмы, ее адреса, года основания, характер деятельности, состав руководящих органов и финансового положения. Материалы, содержащиеся в справках кредит-бюро, не подлежат публикации или разглашению. Они собираются частично на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких данной к фирме.
  • Справки, выдаваемые на основе заказов международными банками данных объединенной компьютерной системы, содержит краткую информацию о фирмах, и выдаются за весьма высокую плату.

 Информацию о фирмах  можно получить также в международных  экономических организациях системы  ООН (например, ЮНИДО) из формируемых  у них на базе компьютерной  техники досье, именуемых ростерами.

 

3.3. Информация  внутреннего пользования.

Справочники по фирмам.

Информация внутреннего  пользования. Собирается и систематизируется  каждой фирмой, имеющей специальное  досье или картотеки по фирмам. На каждого действующего клиента  фирма заводит отдельную папку или карточку, в которых, помимо общей характеристики фирмы, систематически делаются записи о состоянии деловых отношений с клиентом и регулярно вносятся новые сведения о нем. Периодический пересмотр этой картотеки дает возможность контролировать активность постоянной клиентуры, в особенности агентской сети. 

Некоторые фирмы, наряду с картотекой фирм, ведут еще картотеку  по товарам. В товарной картотеке  на каждый отдельный товар указываются  фирмы и отмечаются даты и количество поставленных товаров.

Справочники по фирмам. Содержат систематизированную информацию о промышленных, торговых, транспортных, страховых и других видах фирм, а так же о банках, инвестиционных трестах, компаниях по предоставлению компьютерных услуг и др.

  При комплексном  использовании различных видов справочников можно получить систематизированные сведения: об истории создания фирмы, ее производственной базе; результатах производственной и торговой деятельности; составе правления и наблюдательного совета; профессиональных связях руководителей фирмы.

    Справочники  помогают установить правильное  название фирмы, ее почтовый  и телеграфный адрес. По справочникам  можно выяснить, какие фирмы производят, продают или покупают тот или  иной товар.

   Сведения, помещаемые  в справочниках, черпаются исключительно из опубликованных материалов и содержат только ту информацию, которую сами фирмы считают нужным довести до общего сведения. Справочники издаются ежегодно в основном частными специализированными издательствами, союзами предпринимателей, торговыми палатами. Справочники по фирмам развивающихся стран публикуют, как правило, информацию не только по фирмам, но и по стране в целом, обзоры по отдельным отраслям экономики, включая внешнюю торговлю, планы экономического развития, сведения о правительственных органах и т.п. С ведения о фирмах ограничиваются в них обычно указанием их наименования, адреса и предметы деятельности.

В зависимости от национальной принадлежности представленных в них  фирм справочники делятся на международные  и национальные.

В зависимости от характера  и объема публикуемой информации справочники по фирмам делятся на: товарно-фирменные; адресные; по акционерным  обществам; общефирменные; отраслевые; о финансовых связях между фирмами; директорские; биографические.

 

Заключение.

Анализ экономической литературы по теме «Классификация фирм и методика их изучения» показал, что в странах  с развитой рыночной экономикой фирма  является основным организационным  звеном. Именно четкая организация  внутрифирменного управления позволило  развитым странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках. Целью деятельности фирмы является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество. Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно – исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, управлению персонала. Соответственно каждая из областей реализует и свои цели. На эффективность деятельности оказывает большое влияние её организационная структура, которая представлена в виде двух субструктур- организационной структурой производства и организационной структурой управления и обслуживания. Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, поэтому её схема отражает

Изучение данной работы поможет  осуществлять практическую деятельность по руководству фирмой на современном уровне, позволит выделить структуированный и ранжированный перечень проблем фирмы, научит по-новому ставить цели, задачи (чтобы не ошибаться и распознавать где действительно реально выполнимая цель, а где псевдоцель, ложная цель, недостижимая цель) добиваться результатов её работы.

 

Список литературы к  курсовой работе.

  1. Экономика фирмы. Под редакцией Т.В. Муравьевой. Издательство «Мастерство» М., - 2002 г.
  2. Семь нот Менеджмента. Под редакцией В.Красновой, А. Привалова. ЗАО «Журнал Эксперт» ООО Издательство ЭКСМО, М., - 2007 г.
  3. Экономика предприятия. Учебник  В.К. Скляренко, В.М. Прудников. ИНФА-М, М., - 2007г.
  4. Экономика предприятия (фирмы). Под общей редакцией  профессора А.С. Пелика. Издательский центр «Март», Москва, Ростов-на-Дону – 2004 г.
  5. Экономика предприятия. Х. Ширенбек, учебник для вузов, Издательство «Питер», М., - 2005 г.
  6. И.Н. Герчикова. Менеджмент. Учебник. Издательское объединение «ЮНИТИ», М., - 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация фирм и методика их изучения