Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить кластеризацию как метод анализа данных в социально-экономических и политических исследованиях. Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные идеи кластеризации;
- рассмотреть историю развития кластеризации;
- показать применение кластерного метода в стратегии инновационного развития России.
ВВЕДЕНИе……………………………………………………………...…...........3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАСТРЕРИЗАЦИИ …………………...……….6
Сущность кластерного подхода…………………………………...……..…..6
Преимущества кластерного подхода…………………………………….…..8
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ……………………..….11
2.1 Развитие кластеров…………………………………………………….….…11
2.2 Снижение конкурентной способности кластеров ………………………...15
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………..….18
3.1 Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона…………………………………18
3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….34
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Институт управленческих технологий и аграрного рынка
Кафедра Государственного и муниципального управления
Исследование социально-экономических и политических процессов
Курсовая работа «Кластеризация, как метод анализа данных в социально - экономических и политических исследованиях»
Курсовую работу выполнил
Студент группы ГМ141
Фролов Антон Сергеевич
Руководитель работы:
Асс. кафедры ГМУ
Зубарев А.Е.
Работа допущена к защите
«_____» «_______» 2012
_______________________
Работа защищена с оценкой:
______________________
«_____» «_______» 2012
_______________________
САМАРА 2012
содержание
ВВЕДЕНИе…………………………………………………………
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАСТРЕРИЗАЦИИ …………………...……….6
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ……………………..….11
2.1 Развитие кластеров………………………………
2.2 Снижение конкурентной способности кластеров ………………………...15
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………..….18
3.1 Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона…………………………………18
3.2 Кластерный подход
в стратегии инновационного развития
России…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….34
ВВЕДЕНИЕ
Классификация объектов по осмысленным группам – кластеризация - является важной процедурой в области социологических исследований. Классификация является основой человеческой умозрительной деятельности. Дети рано начинают классифицировать объекты, окружающие их, и давать названия получаемым классам. Классификация является фундаментальным процессом научной практики, поскольку системы классификаций содержат понятия, необходимые для разработки теорий в науке.
«Кластерный анализ» — это общее название множества вычислительных процедур, используемых при создании классификации. В результате работы с процедурами образуются «кластеры» или группы очень похожих объектов. Более точно, кластерный метод — это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы.
В последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики, как отдельных регионов, так и страны в целом. Преимущества кластерного подхода способны стать для России «локомотивами» экономического роста. Система кластеров позволяет придать гибкость организации управления инновационным процессом на большой по масштабам территории России. Еще одно несомненное преимущество кластерного подхода состоит в возможности решить проблему ограничения инвестиционных ресурсов в обеспечении инновационной деятельности, поскольку, как показывает зарубежный опыт, они, как магнит, притягивают к себе все новые и новые инвестиции, в том числе иностранные.
Целью данной курсовой работы является изучить кластеризацию как метод анализа данных в социально-экономических и политических исследованиях.
Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные идеи кластеризации;
- рассмотреть историю развития кластеризации;
- показать применение кластерного метода в стратегии инновационного развития России.
Предметом исследования является анализ данных изучаемых процессов и явлений.
Объектом исследования является метод кластеризации.
При написании данной работы нами были использованы очень интересные и полезные источники и литература.
Большой вклад при написании курсовой оказали документы, такие как : - Государственная поддержка малого предпринимательства. Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. № 249-ФЗ.
- Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы. Федеральная целевая программа.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г.).
- Развитие инфраструктуры нано индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы. Федеральная целевая программа // Постановление Правительства РФ № 498 от 2 августа 2007 г.
- Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Государственная программа // Распоряжение Правительства РФ № 328-р от 10 марта 2006 г.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года / Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
Такая литература как Мандель И.Д.1 и Малов В.Ю.2 помогла нам определить основные идеи кластеризации.
1.1 Сущность кластерного подхода
В совокупности известных сетевых образований выделяются кластерные модели10. Кластеры представляют собой объединения бизнес-субъектов, функционирующих в пределах четко очерченных территориальных образований. Кластеры можно рассматривать как одну из разновидностей крупных сетей предпринимательского типа. Они представляют собой сеть, охватывающую широкий спектр социально-экономических аспектов.
Кластеры – отражают региональные, межрегиональные, национальные, а в ряде случаев и межнациональные процессы, и являются следствием распределения производительных сил.
Основоположником кластерной концепции развития новых производственных сетей является М. Портер11, который описал идеальный тип кластера. Кластер – это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга. Они создают основу для притока иностранных инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур. Кластеры позволяют оптимизировать межфирменные контакты, наладить эффективную кооперацию, согласовывать планы бизнес-субъектов – различных организаций участвующих в инвестиционно-строительной деятельности. Таким образом, кластер является новой формой сетевой организации межфирменного взаимодействия, позволяющей быстро, инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся внешней среде12.
Сущность понятия кластер состоит в объединении отдельных элементов (составных частиц) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели. Это же значение вкладывается и в экономическое содержание этого слова. Так, американский ученый Майкл Портер, специалист в области кластеров, дает следующее определение: Кластеры - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области13. Подобное определение кластеров, дает Лоурен Э. Янг, который пишет: Кластеры фирм - это группы компаний, расположенных рядом. В отдельных случаях такие сосредоточения образовывают группы компаний, которые принадлежат к одной и той же отрасли. К общим характерным признакам кластеров, кроме тех, что названы в определении, Лоурен Янг относит также расположение вблизи больших исследовательских университетов; образование преимущественно из небольших частных компаний; наличие опыта работы их работников во многих разных организациях соответствующей отрасли14. Еще один американец, Вольфганг Прайс пишет: Создание кластеров и внедрения кластерной модели поведения организаций есть способ восстановления доверия между правительством и бизнесом и трансформации изолированных фирм в предпринимательское сообщество15. Таким образом, кластер - это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно участвующих в предпринимательской деятельности, характеризующихся общностью направлений этой деятельности и дополняющих друг друга. Они создают основу для притока иностранных инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра ПС. Одновременно кластеры выступают и как форум, в рамках которого ведется диалог между деловыми, правительственными и научными кругами о путях развития конкурентных преимуществ в рамках города, страны16. Характерными особенностями успешной деятельности кластеров, как правило, могут быть:
- взаимосвязи,
которые позволяют участникам
кластеров приобретать более
мощный производственно-
- кооперация и сотрудничество, которые являются стимулами к поиску новых, более совершенных предпринимательских идей и решений;
- ориентация на потребности рынка, которая является главным фактором определения стратегии предпринимательства;
- обеспечение соответствия стратегии каждого отдельного вида предпринимательской деятельности общей стратегии развития региона.
1.2 Преимущества кластерного подхода
Территории, на которых формируются кластеры, становятся лидерами национальных экономик и их внешнеэкономических связей. Во многом это связано с тем, что государство как собственник экономически не эффективно. Его воздействие на экономику, по мнению большинства экономистов должно быть по преимуществу косвенным, регулирующим и обеспечивающим результативное распределение ресурсов. Кластерный подход, использование которого возможно только при тесном взаимовыгодном сотрудничестве региональных и бизнес-структур позволяет в полной мере реализовать это косвенное воздействие. Кроме этого кластерные инициативы стимулируют приток в регион иностранных инвестиций, так как в настоящее время крупные международные компании, как правило, предпочитают инвестировать в те регионы и страны, где уже имеются сложившиеся кластеры в необходимых отраслях, ил хотя бы есть предпосылки для их формирования.
К еще одному
преимуществу кластерного подхода
необходимо отнести то, что он позволяет
практически реализовать
Кластерные инициативы зарекомендовали себя как наиболее успешные стратегии усиления конкурентоспособности региональной экономики, так как позволили сформировать эффективную связь между основными игроками региональной экономики. Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, прогнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон.