Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить кластеризацию как метод анализа данных в социально-экономических и политических исследованиях. Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные идеи кластеризации;
- рассмотреть историю развития кластеризации;
- показать применение кластерного метода в стратегии инновационного развития России.
ВВЕДЕНИе……………………………………………………………...…...........3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАСТРЕРИЗАЦИИ …………………...……….6
Сущность кластерного подхода…………………………………...……..…..6
Преимущества кластерного подхода…………………………………….…..8
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ……………………..….11
2.1 Развитие кластеров…………………………………………………….….…11
2.2 Снижение конкурентной способности кластеров ………………………...15
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………..….18
3.1 Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона…………………………………18
3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….34
Несмотря на
широкие возможности
Таким образом, кластерный анализ представляет собой эффективный инструмент определения приоритетных направлений развития регионов при условии, что ему предшествует тщательный анализ целесообразности включения в исследование тех или иных исходных признаков.
3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России
Курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. Именно с этого периода тема создания кластеров становится одним из основных направлений как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Например, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года25, в качестве одной из задач модернизации экономики названы стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.
В Концепции
долгосрочного социально-
На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства27, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.
В 2008 г. Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране, в рамках которой были выделены три основные направления стимулирования процесса формирования кластеров:
Содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития:
• стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;
• содействие в предоставлении консультационных услуг;
• мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
• разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.
Меры, направленные
на повышение
• содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы);
• субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;
• установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, создание особых экономических зон регионального уровня;
• совместная реализация образовательных программ.
Формирование благоприятных условий для развития кластера:
• инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров.
• финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»: • программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• помощь в реализации инновационных проектов;
• поддержка НИОКР.
Таким образом, промышленная политика стала ключевым механизмом реализации стратегии и программ социально-экономического развития российских регионов, в рамках которых получили ускорение процессы кластеризации. В ряде регионов были приняты отдельные программы развития кластеров или созданы организационные структуры по их развитию.
Из-за отсутствия
четкого определения понятия
кластера как экономической категории
во многих случаях совершенно разные
по своему генезису объекты, имевшие
собственные обозначения, стали
именоваться кластерами. Наиболее
ярко это проявилось в экономической литературе.
Например, в некоторых публикациях кластеры
отождествляют с существовавшими еще
в советский период ТПК (территориально-
В других связано понятие «кластер» в России с региональной отраслевой специализацией, которая была сформирована на базе концентрации предприятий какой-либо одной промышленной отрасли.29
В современных условиях ситуация коренным образом изменилась. Кластер максимально учитывает рыночный механизм и может быть эффективным только тогда, когда сами предприятия (для повышения своей прибыльности, улучшения качества товаров и услуг и т. п.) приходят к необходимости объединения в кластер.30 Таким образом, кластер ориентирован на повышение эффективности и конкурентоспособности.
Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний.
Таблица 1. Ведущие экспортно-ориентированные отрасли промышленности, не охваченные процессами образования кластеров31
Отрасль (под отрасль) промышленности |
Потенциальный кластер |
Доля мирового рынка, % |
Объем экспорта (2007 г.), тыс. долл. США |
Производство минеральных |
Агропромышленный |
16,88 |
3878885 |
Производство синтетического каучука |
Производство пластических материалов |
9,10 |
965105 |
Производство материалов на основе неорганических соединений |
Производство химических продуктов |
8,09 |
875084 |
Производство слоистой древесины |
Производство отделочных материалов и строительного оборудования |
6,56 |
524979 |
Производство и использование электроэнергии |
Производство энергетического оборудования и энергии |
2,53 |
549903 |
Производство реактивных двигателей |
Производство двигателей для космических аппаратов |
2,11 |
437907 |
Производство печатной продукции |
Издательская и |
1,21 |
173097 |
Производство чертежных и |
Производство аналитических |
0,74 |
161679 |
Производство кабелей и |
Производство средств связи |
0,33 |
172348 |
По мнению Р.Н. Евстигнеева, сегодня кластеризация должна стать генеральной тенденцией формирования региональных рынков.32 В то же время на современном этапе становления рынка нет необходимости ориентироваться на некий идеальный или универсальный тип кластера. Одновременно не обязательно административные границы регионов должны совпадать с границами кластеров: рыночная макроэкономика нуждается в институте кооперации субъектов макроэкономического уровня - ведь именно со становлением рынка стратегических программных инвестиций во главе с кооперацией государства и крупного финансового капитала связан процесс кластеризации.
Представляется, что в России может быть несколько моделей кластеров - это вытекает из накопленной до сих пор практики их формирования. В самом общем виде можно вывести следующую классификацию, основанную на конкретных примерах и поэтому достаточно наглядную. В представленной классификации целенаправленно не затрагиваются такие направления, как энергетика, тяжелая промышленность, нефть и газ.
Таблица 2. Классификация моделей кластеров в РФ.
Модель |
География |
Направление |
Цель |
Примеры кластеров |
Инновационная |
Сибирь |
Биотехнологии, наука о живых микро- и макро организмах, медицина, нано технологии |
Выстроить инновационную
модель, повышающую конкурентоспособность
отрасли и региона и |
Алтайский биофармацевтический кластер «Алтай-Био», Новосибирский Биокластер |
Промышленная |
Поволжье |
Автомобилестроение, машиностроение, авиация |
Производить качественную конкурентоспособную продукцию, участвовать в тендерах больших международных групп. |
Поволжский автомобильный кластер (Самара), Ульяновский авиационный кластер |
Динамическая |
Центральный ФО |
Текстильная промышленность, другие отрасли, теряющие или потерявшие доли рынка |
Придать новую динамику,
переориентировав промышленность на новые
высокотехнологичные продукты с
высокой добавленной |
Ивановский текстильный кластер |
Деструктурирующая |
Юг России |
Сельское хозяйство и пищевая промышленность |
Создать из существующего агрокомплекса настоящий полный производственный цикл от сырьевой базы до глубокой переработки. |
Краснодарский сельскохозяйственный кластер |
Отметим, что в модели кластера независимо от ее вида, должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, конкурентоспособности, качества, соблюдение международных стандартов и т. п.) и разработка инноваций. В конечном счете, с помощью государства будет, по-видимому, выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности - кластеры.
Важнейшей задачей на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур.
В настоящий момент необходим документ, который бы не только отражал современные тенденции инновационного пути развития постиндустриальной и глобальной экономики, но и включал пакет документов программного характера, в котором бы были представлены:
• концепция кластерной политики в РФ;
• программа кластерной политики в РФ как порядок последовательных решений, мер и действий;
• пакет проектов государственно-управленческих решений по реализации кластерной политики (нормативно-правовые акты).
Таким образом,
нормативное закрепление
Становится все более очевидным, что принятый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»33, который является системным документом, должен дополняться конкретными программами поддержки бизнеса субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Необходимо реальное воплощение в жизнь обозначенных в законе инвестиционных фондов и технопарков, проведение регулярной и четкой аналитической работы по результатам их взаимодействия в рамках кластерных проектов.
Для повышения инновационной активности промышленных предприятий области принята областная целевая программа «Инновации - производство - рынок» и закон «Об инвестициях в Самарской области с целью применения перспективных наукоемких технологий и научно-технических разработок в сфере автомобилестроения». Областная целевая программа предусматривает государственную поддержку инновационных научно-технических проектов по приоритетным для области направлениям науки и техники, прежде всего в основных отраслевых кластерах: автомобилестроительном, авиационно-космическом, нефтехимическом. Мероприятия программы направлены на создание инновационной инфраструктуры, в частности, центров коммерциализации и трансферта технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов, на создание информационной базы сведений об инновациях, проведение презентаций, выставок-ярмарок инновационной направленности.