Кластеризация, как метод анализа данных в социально - экономических и политических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить кластеризацию как метод анализа данных в социально-экономических и политических исследованиях. Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные идеи кластеризации;
- рассмотреть историю развития кластеризации;
- показать применение кластерного метода в стратегии инновационного развития России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИе……………………………………………………………...…...........3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАСТРЕРИЗАЦИИ …………………...……….6
Сущность кластерного подхода…………………………………...……..…..6
Преимущества кластерного подхода…………………………………….…..8
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ……………………..….11
2.1 Развитие кластеров…………………………………………………….….…11
2.2 Снижение конкурентной способности кластеров ………………………...15
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………..….18
3.1 Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона…………………………………18
3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….34

Файлы: 1 файл

курсовая исэпп.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на широкие возможности кластерного  анализа, он обладает рядом недостатков. Подобные расчеты довольно трудоемки и требуют специального программного обеспечения, так как для анализа социально-экономического положения регионов необходимо изучить очень большие объемы информации. Полученные результаты группировки не всегда могут быть адекватно интерпретированы с качественной точки зрения, особенно если признаки, характеризующие объекты, были достаточно разнородными.

Таким образом, кластерный анализ представляет собой  эффективный инструмент определения  приоритетных направлений развития регионов при условии, что ему предшествует тщательный анализ целесообразности включения в исследование тех или иных исходных признаков.

 

 

 

3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России

Курс на формирование кластеров в российской экономике  взят в 2005 г. Именно с этого периода  тема создания кластеров становится одним из основных направлений как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Например, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года25, в качестве одной из задач модернизации экономики названы стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.

В Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.26 отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу.

На федеральном  уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами  предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства27, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.

В 2008 г. Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране, в рамках которой были выделены три основные направления стимулирования процесса формирования кластеров:

Содействие  институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития:

• стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

• содействие в предоставлении консультационных услуг;

• мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

• разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

Меры, направленные на повышение конкурентоспособности  участников кластера:

• содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы);

• субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;

• установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, создание особых экономических зон регионального уровня;

• совместная реализация образовательных программ.

Формирование  благоприятных условий для развития кластера:

• инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров.

• финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»: • программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

• помощь в реализации инновационных проектов;

• поддержка НИОКР.

Таким образом, промышленная политика стала ключевым механизмом реализации стратегии и программ социально-экономического развития российских регионов, в рамках которых получили ускорение процессы кластеризации. В ряде регионов были приняты отдельные программы развития кластеров или созданы организационные структуры по их развитию.

Из-за отсутствия четкого определения понятия  кластера как экономической категории  во многих случаях совершенно разные по своему генезису объекты, имевшие  собственные обозначения, стали  именоваться кластерами. Наиболее ярко это проявилось в экономической литературе. Например, в некоторых публикациях кластеры отождествляют с существовавшими еще в советский период ТПК (территориально-производственные комплексы).28

В других связано  понятие «кластер» в России с региональной отраслевой специализацией, которая была сформирована на базе концентрации предприятий какой-либо одной промышленной отрасли.29

В современных  условиях ситуация коренным образом  изменилась. Кластер максимально  учитывает рыночный механизм и может быть эффективным только тогда, когда сами предприятия (для повышения своей прибыльности, улучшения качества товаров и услуг и т. п.) приходят к необходимости объединения в кластер.30 Таким образом, кластер ориентирован на повышение эффективности и конкурентоспособности.

Кластерный  подход меняет принципы и механизмы  государственной и региональной экономической политики. Он требует  перестройки аппарата управления, другого  формата информации о состоянии  дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний.

 

 

 

Таблица 1. Ведущие экспортно-ориентированные отрасли промышленности, не охваченные процессами образования кластеров31

Отрасль (под отрасль) промышленности

Потенциальный кластер

Доля мирового рынка, %

Объем экспорта

(2007 г.), тыс. долл. США

Производство минеральных удобрений

Агропромышленный

16,88

3878885

Производство синтетического каучука

Производство пластических материалов

9,10

965105

Производство материалов на основе неорганических соединений

Производство химических продуктов

8,09

875084

Производство слоистой древесины

Производство отделочных материалов и строительного оборудования

6,56

524979

Производство и использование  электроэнергии

Производство энергетического  оборудования и энергии

2,53

549903

Производство реактивных двигателей

Производство двигателей для космических  аппаратов

2,11

437907

Производство печатной продукции

Издательская и полиграфическая  деятельность

1,21

173097

Производство чертежных и измерительных  приборов

Производство аналитических приборов

0,74

161679

Производство кабелей и проводников

Производство средств связи

0,33

172348


 

По мнению Р.Н. Евстигнеева, сегодня кластеризация  должна стать генеральной тенденцией формирования региональных рынков.32 В то же время на современном этапе становления рынка нет необходимости ориентироваться на некий идеальный или универсальный тип кластера. Одновременно не обязательно административные границы регионов должны совпадать с границами кластеров: рыночная макроэкономика нуждается в институте кооперации субъектов макроэкономического уровня - ведь именно со становлением рынка стратегических программных инвестиций во главе с кооперацией государства и крупного финансового капитала связан процесс кластеризации.

Представляется, что в России может быть несколько  моделей кластеров - это вытекает из накопленной до сих пор практики их формирования. В самом общем виде можно вывести следующую классификацию, основанную на конкретных примерах и поэтому достаточно наглядную. В представленной классификации целенаправленно не затрагиваются такие направления, как энергетика, тяжелая промышленность, нефть и газ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Классификация моделей кластеров в РФ.

Модель

География

Направление

Цель

Примеры кластеров

Инновационная

Сибирь

Биотехнологии, наука  о живых микро- и макро организмах, медицина, нано технологии

Выстроить инновационную  модель, повышающую конкурентоспособность  отрасли и региона и обеспечивающую качественный и количественный результат.

Алтайский биофармацевтический  кластер «Алтай-Био», Новосибирский  Биокластер

Промышленная

Поволжье

Автомобилестроение, машиностроение, авиация

Производить качественную конкурентоспособную продукцию, участвовать  в тендерах больших международных  групп.

Поволжский автомобильный  кластер (Самара), Ульяновский авиационный  кластер

Динамическая

Центральный ФО

Текстильная промышленность, другие отрасли, теряющие или потерявшие доли рынка

Придать новую динамику, переориентировав промышленность на новые  высокотехнологичные продукты с  высокой добавленной стоимостью.

Ивановский

текстильный

кластер

Деструктурирующая

Юг России

Сельское хозяйство  и пищевая промышленность

Создать из существующего  агрокомплекса настоящий полный производственный цикл от сырьевой базы до глубокой переработки.

Краснодарский сельскохозяйственный кластер


 

Отметим, что в модели кластера независимо от ее вида, должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, конкурентоспособности, качества, соблюдение международных стандартов и т. п.) и разработка инноваций. В конечном счете, с помощью государства будет, по-видимому, выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности - кластеры.

Важнейшей задачей  на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур.

В настоящий  момент необходим документ, который  бы не только отражал современные тенденции инновационного пути развития постиндустриальной и глобальной экономики, но и включал пакет документов программного характера, в котором бы были представлены:

• концепция кластерной политики в РФ;

• программа кластерной политики в РФ как порядок последовательных решений, мер и действий;

• пакет проектов государственно-управленческих решений по реализации кластерной политики (нормативно-правовые акты).

Таким образом, нормативное закрепление механизмов кластерной политики является на сегодня главным направлением совершенствования правового регулирования инновационной деятельности на уровне субъектов РФ.

Становится  все более очевидным, что принятый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ»33, который является системным документом, должен дополняться конкретными программами поддержки бизнеса субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Необходимо реальное воплощение в жизнь обозначенных в законе инвестиционных фондов и технопарков, проведение регулярной и четкой аналитической работы по результатам их взаимодействия в рамках кластерных проектов.

Для повышения  инновационной активности промышленных предприятий области принята  областная целевая программа  «Инновации - производство - рынок» и  закон «Об инвестициях в Самарской области с целью применения перспективных наукоемких технологий и научно-технических разработок в сфере автомобилестроения». Областная целевая программа предусматривает государственную поддержку инновационных научно-технических проектов по приоритетным для области направлениям науки и техники, прежде всего в основных отраслевых кластерах: автомобилестроительном, авиационно-космическом, нефтехимическом. Мероприятия программы направлены на создание инновационной инфраструктуры, в частности, центров коммерциализации и трансферта технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов, на создание информационной базы сведений об инновациях, проведение презентаций, выставок-ярмарок инновационной направленности.

Информация о работе Кластеризация, как метод анализа данных в социально - экономических и политических исследованиях