Кластеризация, как метод анализа данных в социально - экономических и политических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить кластеризацию как метод анализа данных в социально-экономических и политических исследованиях. Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные идеи кластеризации;
- рассмотреть историю развития кластеризации;
- показать применение кластерного метода в стратегии инновационного развития России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИе……………………………………………………………...…...........3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАСТРЕРИЗАЦИИ …………………...……….6
Сущность кластерного подхода…………………………………...……..…..6
Преимущества кластерного подхода…………………………………….…..8
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ……………………..….11
2.1 Развитие кластеров…………………………………………………….….…11
2.2 Снижение конкурентной способности кластеров ………………………...15
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………………………..….18
3.1 Применение кластерного анализа для определения приоритетных направлений комплексного развития региона…………………………………18
3.2 Кластерный подход в стратегии инновационного развития России…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….34

Файлы: 1 файл

курсовая исэпп.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Ключевую роль в инновационной ориентации кластера играют инфраструктурные системы интеллектуального и финансового капиталов (особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки), которые являются катализаторами образования кластеров.

К элементам  инфраструктуры, обеспечивающим финансирование инновационного предпринимательства на макроуровне и ориентированным на формирование кластеров, относятся институты развития, функционирующие на принципах государственно-частного партнерства:

1. Промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ);

2. Инвестиционный фонд РФ, финансирующий на конкурсной основе инфраструктурные проекты общегосударственного и межрегионального значения;

3. Венчурный инновационный фонд (ВИФ), Российская венчурная компания (РВК), Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (фонд РИФИКТ), венчурные региональные фонды.

Важное значение приобретает финансирование инновационной  инфраструктуры через систему государственных  научно-технических и инновационных программ. Наиболее актуальны из них «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»34 и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»35.

К инфраструктуре интеллектуального капитала относятся: наукограды, государственные научные центры, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, и т. п.

Особая роль принадлежит технопаркам, которые  способны составить ядро инновационного кластера. Они создают условия  для объединения в кластер  на основе взаимовыгодной кооперации малых инновационных предприятий, научного центра, высшего учебного заведения и обеспечивают не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации результатов научно-технической деятельности в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития позволяет сделать следующие выводы:

Россия сегодня  пытается использовать преимущества кластерного  подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества.

Вследствие  слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует сосредоточить внимание на разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики, а также формирования благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур, посредством механизмов государственно-частного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.

Проведение  кластерной политики предполагает обеспечение  четкой координации деятельности между  федеральными органами государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать  использование средств государственных институтов развития.

Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей  инновационной инфраструктуры. Россия только недавно приступила к активному  формированию сети бизнес-инкубаторов и технопарков, и пока их эффективность ограничена. В этой связи следует придать динамизм работе по формированию механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сети технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также - повышение результативности деятельности существующих технопарков.

Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как  устойчивых субконтрактных схем, но и  построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

Учитывая многолетний  опыт реализации кластерных стратегий  в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

           Кластер - это группа близких, географически взаимосвязанных  компаний  и  сотрудничающих  с  ними  организаций,  совместно участвующих в предпринимательской деятельности, характеризующихся общностью направлений этой деятельности и дополняющих друг друга. Они создают основу для притока иностранных инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра ПС. Одновременно кластеры выступают и как форум, в рамках которого ведется диалог между деловыми, правительственными и научными кругами о путях развития конкурентных преимуществ в рамках города, страны. Характерными особенностями успешной деятельности кластеров, как правило, могут быть:

- взаимосвязи,  которые позволяют участникам  кластеров приобретать более  мощный производственно-рыночный  потенциал в сравнении с теми организациями, которые работают поодиночке;

- кооперация  и сотрудничество, которые являются стимулами к поиску новых, более совершенных предпринимательских идей и решений;

-  ориентация  на  потребности  рынка,  которая   является  главным  фактором определения стратегии предпринимательства;

- обеспечение  соответствия стратегии каждого отдельного вида предпринимательской деятельности общей стратегии развития региона.

           Преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода заключаются в том, что кластер позволяет сфокусировать внимание на проблемах и преимуществах экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности.

Спад конкурентоспособности кластера нельзя смешивать с уменьшением количества рабочих мест или снижением общего дохода, что может быть связано с процессом обновления и совершенствованием. Повышение заработных плат и доходов в данном регионе отражает экономические успехи. Это означает, что требующая более низкой квалификации и менее производительная деятельность должна смещаться в другие регионы. Окончательным свидетельством здоровья или упадка кластера является скорость обновления. Кластер, в который вкладываются инвестиции, и идет обновление в месте его базирования, со значительно меньшей вероятностью может прийти в упадок, чем кластер, повышающий производительность только посредством сужения деятельности и внешнего обеспечения ресурсами.

Кластерный анализ представляет собой эффективный инструмент определения приоритетных направлений развития регионов при условии, что ему предшествует тщательный анализ целесообразности включения в исследование тех или иных исходных признаков.

Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.

Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как  устойчивых субконтрактных схем, но и  построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

Учитывая многолетний  опыт реализации кластерных стратегий  в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ИСТОЧНИКИ:
    1. Государственная    поддержка малого предпринимательства. Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. № 249-ФЗ.
    2. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы. Федеральная целевая программа.
    3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
    4. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 // Постановление Правительства РФ от 11.04.2006  № 207.
    5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г.).
    6. Развитие инфраструктуры нано индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы. Федеральная целевая программа // Постановление Правительства РФ № 498 от 2 августа 2007 г.
    7. Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Государственная программа // Распоряжение Правительства РФ № 328-р от 10 марта 2006 г.
    8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года /  Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

 

  1. ЛИТЕРАТУРА:
  2. 2.1 Асаул А.Н. Строительный кластер – новая региональная производственная система // Экономика строительства, № 6, 2004.
  3. 2.2 Блудова С.Н. Преимущества кластерного подхода в управлении экономикой // Сборник научных трудов. Серия «Экономика», №3, 2006.
  4.  2.3 Бляхман Л.С., Петров А.Б. Интегрированная технологическая цепь как объект управления в глобальной экономике // Проблемы современной экономики. - 2003, № 1.
  5. 2.4 Быкова Т.П., Пятинкин С.Ф. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск: Тесей, 2008.
  6.      2.5 Войнаренко М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций М.: Экономика,  2003.
  7. 2.6 Волгин Н.А., Горшков И.С. Исследование социально-зкономических и политических процессов. – М.: 2009.

      2.7 Георгиева Н.Н. Повышение конкурентоспособности региона на основе кластерного управления. – Пенза: 2006.

     2.8 Георгиева Н.Н. Предпосылки образования кластеров в экономике региона – Тюмень: 2006.

       2.9 Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Макроэкономические аспекты региональной политики М.: Экономическая политика. № 4. 2006.

      2.10 Лавриненко, В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб пособие / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. М.: Вузовский учебник, 2004.

     2.11 Лозинский С., Праздничных А.. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир Стройиндустрии. №5. 2003.

      2.12 Малов В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное ЭКО. 2006. №1.

  • 2.13 Мандель И.Д. Кластерный анализ М.: Финансы и статистика, 1988.
  • 2.14 Портер М. Международная конкуренция.  - М.: 2000.
  • 2.15 Пурденко Ю.А. Кластерный механизм как метод повышения инвестиционной активности реального сектора экономики // Региональная экономика: теория и практика, №5. 2007.

  • 2.16 Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – Питер, 2004.
  • 2.17 Соколенко С.И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерство. Кластеры. Киев: Логос, 2002.
  • Информация о работе Кластеризация, как метод анализа данных в социально - экономических и политических исследованиях