Ключевые факторы успеха фирмы на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении конкурентной борьбы организации; ключевых факторов успеха компании на рынке и их особенности. А также провести исследование ключевых факторов успеха на рынке.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1)Изучить понятия отрасли, «отраслевого рынка», конкуренции и конкурентоспособности; рассмотреть отраслевой и конкурентный анализ;
2)Проследить этапы проведения конкурентного анализа отрасли и КФУ;
3)Дать характеристику ООО «Шатура» и определить положение компании на отраслевом рынке;
4)Провести анализ конкурентной стратегии компании и провести оценку КФУ ООО «Шатура» г. Братск.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 74.47 Кб (Скачать файл)

          Введение

Экономика отраслевых рынков предполагает исследование отраслевых рынков с точки зрения закономерностей  их организации, функционирования и тенденций развития. Основные темы исследования включают в себя анализ концентрации производителей в отрасли, дифференциации продукта, величины барьеров входа на отраслевой рынок, препятствующих эффективной мобильности капитала, стратегий поведения фирм на отраслевых рынках, определение результативности функционирования рыночных структур с различных точек зрения, варианты отраслевой политики государства.

Актуальность темы работы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства.

Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Цель курсовой работы состоит в изучении  конкурентной борьбы организации; ключевых факторов успеха компании на рынке и их особенности. А также провести исследование ключевых факторов успеха на рынке.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1)Изучить  понятия отрасли, «отраслевого рынка», конкуренции и конкурентоспособности; рассмотреть отраслевой и конкурентный анализ;

2)Проследить  этапы проведения конкурентного  анализа отрасли и КФУ;

3)Дать  характеристику ООО «Шатура» и определить положение компании на отраслевом рынке;

4)Провести анализ конкурентной стратегии  компании и провести оценку КФУ ООО «Шатура» г. Братск.

 

1. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ  НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ

1.1. Ключевые факторы успеха и  их особенности

Целью ситуационного анализа является выявление тех черт внутренней и внешней сред компании, которые наиболее выпукло влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.

Методы стратегического ситуационного анализа компании одиночного бизнеса в дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.

Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения)

Далее рассмотрим понятия «отрасль», «отрасль экономики», «отраслевой рынок».

Отрасль – обособленная часть какой-либо системы. Деление на отрасли является первым уровнем деления системы.

Отрасль экономики – совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.

В отрасли материального производства входят: промышленность; сельское; лесное хозяйство; строительство; транспорт (перевозки); связь; торговля; общественное питание; материально-техническое обеспечение (логистика).

Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями.

Согласно российскому законодательству отрасль экономики включает в себя всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем объёме производства в Российской Федерации соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть.

Различают:

- чистые  отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность);

- хозяйственные  отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли;

- административные  отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству.

Теория отраслевых рынков – это раздел современной экономической теории, который изучает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения фирмы и результатов их деятельности от особенностей рынков.

Важным инструментом современного анализа рынков служит теория игр. Теория отраслевых рынков тесно связана с теорией фирмы, предоставляя углублённое понимание места и роли фирмы в экономике, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и её поведения во внешней среде.

Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать. Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:

 

1. Какие  экономические характеристики имеют  главное значение для отрасли?

2. Что  является движущей силой изменений в отрасли, и какое влияние они имеют?

3. Какие  конкурентные силы действуют  в отрасли и насколько они  сильны?

4. Какие  компании занимают сильные/слабые  конкурентные позиции?

5. Кто  будет действовать в дальнейшем  в конкуренции сходным образом?

6. Какие  ключевые факторы будут определять  конкурентный успех или поражение?

7. Насколько  привлекательна отрасль в перспективе  получения прибыли выше средней?

 

Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик:

  • размеры рынка;
  • области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
  • скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
  • число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
  • число покупателей и их относительные размеры;
  • степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
  • уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
  • влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
  • требования к капиталу;
  • прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Анализ конкурентных сил, действующих на фирму делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.

Ключевые факторы успеха (далее КФУ) – это общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли.

КФУ классифицируются следующим образом:

 

1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:

- опыт  организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии);

- способность  быстрого осуществления технологических  и (или) организационных нововведений;

- наличие  опыта работы с передовыми  технологиями.

 

2. КФУ, связанные с организацией  производства:

- низкие  издержки производства;

- высокое  качество производимых товаров;

- высокая  фондоотдача (для фондоемких отраслей);

- выгоды, связанные с местоположением  предприятия;

- наличие  доступа к квалифицированной  рабочей силе;

- отлаженное  партнерство с хорошими поставщиками;

- высокая  производительность труда (для трудоемких  отраслей);

 

- низкие  издержки на НИОКР и технологическую  подготовку производства;

- гибкость  в производстве различных моделей  и типоразмеров, возможность учета  индивидуальных запросов покупателей.

 

 

 

 

3. КФУ, основанные на маркетинге:

- хорошо  организованная собственная распределительная  сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;

- низкие  издержки распределения;

- быстрая  доставка;

- хорошо  подготовленный персонал, занятый  сбытом;

- доступный  и хорошо организованный сервис;

- аккуратное  выполнение заказов;

- широта  ассортимента и возможность выбора  товаров;

- привлекательная, надежная и удобная упаковка;

- наличие  гарантий на товары и гарантий  выполнения обязательств.

 

4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом:

- профессиональное  превосходство, признанный талант (фактор  имеет огромное значение в сфере профессиональных услуг);

- обладание  секретами производства;

- умение  создавать оригинальный и привлекательный  дизайн товаров;

- наличие  опыта в определенной технологии;

- использование  умной, захватывающей рекламы;

умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию.

 

5. КФУ, связанные с организацией и управлением:

- наличие  эффективных и надежных информационных  систем;

- способность  руководства быстро реагировать  на изменение рыночных условий;

 

- опытная  в данной сфере деятельности  и хорошо сбалансированная управленческая  команда.

 

6. Возможно выделение и других  КФУ, например:

- наличие  хорошей репутации у потребителей;

- доступ  к финансовому капиталу;

- признание  фирмы как безусловного лидера  отрасли и др.

Таким образом, установлено, что этих факторов много, а взаимодействие этих факторов обычно комплексное и обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Задача оценки перспектив развития отрасли − обобщить результаты конкурентного анализа отрасли и выработать интегрированную картину перспектив развития отрасли, как краткосрочных, так и долговременных.

Среди множества возможных оценок перспектив развития отрасли особое внимание должно быть уделено следующим:

1. Потенциал  роста отрасли.

2. Имеют  ли преобладающие движущие силы  отрасли благоприятный или неблагоприятный  характер для всей отрасли  и отдельных стратегических групп.

3. Возможность  входа или выхода крупных фирм  в отрасль и последствия подобных  изменений.

4. Стабильность  спроса на продукцию отрасли  и факторы его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей).

5. Каковы  тенденции изменения сил конкуренции.

6. Серьезность  и сложность проблем, с которыми  сталкивается отрасль в целом.

7. Степень  неопределенности будущего отрасли  и связанная с этим оценка  риска инвестиций.

8. Превосходит  ли прогнозный уровень средней  рентабельности в отрасли аналогичный  показатель по народному хозяйству или нет.

 

 

Общий вывод относительно перспектив развития отрасли в целом может быть более или менее привлекательным. У конкретного предприятия могут существовать свои дополнительные критерии привлекательности отрасли.

 

Сильные предприятия могут использовать неустойчивость слабых конкурентов в свою пользу. Предприятие может быть изолировано или может подготовить достаточно сильную защиту в отношении факторов, которые делают отрасль, в целом, непривлекательной. Кроме того, может сложиться ситуация, когда продолжение работы в данной отрасли важно с точки зрения достижения успеха в других отраслях, где у предприятия есть интересы.

Оценка перспектив развития отрасли представляет собой существенную часть разработки стратегического плана предприятия с учетом характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство предприятия. КФУ должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 2-3 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ из числа базовых, которые были приведены выше (например, путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли). Выделенные факторы должны потом лечь в основу стратегии предприятия.

Информация о работе Ключевые факторы успеха фирмы на рынке