Командообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Возможность работать к команде дает каждому человеку огромную личную поддержку и перспективы роста. Но есть и ложные команды, в работу которых руководитель вкладывает теневой смысл глагола "командовать". Команда — это не группа людей, которой можно командовать. Команда — это группы специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Она ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного ее члена.

Файлы: 1 файл

komandoobrazovanie na predprijatii.docx

— 61.49 Кб (Скачать файл)

Распределение ролей в команде  — довольно тонкий вопрос. С одной  стороны, чрезвычайно важно, чтобы  каждый член команды играл роль, соответствующую его способностям и возможностям. С другой — также  важно, чтобы каждый в процессе жизнедеятельности  команды "попробовал на себе" как  можно больше ролей, ибо, как известно, "узкий специалист подобен флюсу". Это необходимо для создания условий  взаимной страховки и взаимозаменяемости членами команды друг друга в  аварийных и экстремальных ситуациях.

Однако довольно часто команды  состоят из людей, занимающих определенную должность, которая, собственно, и задает им "границы" роли. В этом случае распределение ролей в команде  целесообразно проводить на время "мозгового штурма" и не распространять на собственно производственную деятельность.

Возникает закономерный вопрос: а  зачем вообще нужно ролевое распределение, если есть профессиональные функции? Гибкое ролевое распределение повышает уровень мобильности команды, а  также степень ее адаптируемости в слабо предсказуемых условиях (что в особенности характерно для рыночной экономики в нашей  стране).

Адекватное и гибкое ролевое распределение — это эффективный метод повышения конкурентоспособности команды, ее устойчивости к негативному влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов.

Другой, более тонкий, аспект распределения  ролей заключается в том, чтобы  дать каждому члену команды почувствовать  свою значимость и перспективу роста. Это чрезвычайно важно, так как  команда — это сообщество "равных". Однако за равенством иногда может потеряться индивидуальность каждого. Дело-то — общее. А как же индивидуальный вклад? И в этом случае ощущение своей роли как бы "страхует" индивидуальный вклад каждого члена команды в общее дело.

Главный ресурс команды заключается и в том, что члены команды могут "подстраховать" друг друга в сложной ситуации. Возможность "примерить" на себя разнообразные роли формирует дополнительный ресурс для выполнения членами команды своей "страховочной" функции. Чтобы сочетать "игровой момент" с ощущением индивидуального вклада в общее дело, к названиям ролей нужно подходить творчески, не скупясь на яркие образы, метафоры. К выделению, называнию и распределению ролей команда может посвятить специальное время. Такие дискуссии проходят весело и создают дополнительные ресурсы для поддержания "командного духа".

Факторы, определяющие роли в команде:

    • непосредственная профессиональная деятельность, должностные обязанности;
    • взаимодействие команды с внешними партнерами, клиентами;
    • "склад ума" каждого члена команды и конкретные ситуации;
    • процесс жизнедеятельности команды и динамика ее успешного развития.

Как работают роли в команде  при решении проблем

Каждый член команды обладает определенными  интеллектуальными особенностями. Один "фонтанирует" новыми идеями, другой лучше ориентируется среди  готовых инструкций, третий склонен  видеть все "в черном цвете", четвертый  любит пофилософствовать.

Нередко эти особенности начинают раздражать членов команды. Однако если их грамотно использовать при решении  проблем, это принесет команде ощутимую пользу. Важно правильно распределить роли.

В самом общем случае при решении  сложных проблем можно выделить четыре основные роли:

Генератор идей — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и с широким кругозором, с хорошо развитым творческим мышлением, воображением и фантазией;

Аналитик — член команды, обладающий склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее законченный вид, сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и обычным людям. Он также обладает способностью и навыками выделения критериев и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет соотносить идею и потребности практики, продумывает технологический цикл реализации идеи, оценивает риски и последствия, составляет общий план совместных действий;

Реализатор (Прагматик) — член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно, руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно распределить роли;

Конструктивный критик — это тот, кто умеет внимательно выслушать все рассуждения и не побояться высказать минусы. Когда команда начинает переубеждать Критика, она находит дополнительные аргументы в защиту своей позиции и также может обнаружить и неучтенные риски. Критик нередко оказывается раздражителем для команды. Однако если вся команда согласилась с наличием роли Критика, негативных эмоций возникать не должно. Роль Критика в команде — это роль провокатора, стимулирующего проявление конструктивной активности всей команды, благодаря которой любая идея может быть доведена до совершенства.

Важно отметить, что подобное ролевое  распределение является базовым  для команды, другие же варианты являются его модификациями согласно прикладным направлениям деятельности.

1.5. Организация работы в команде. Планирование

Для того чтобы действовать продуктивно, члены команды должны уметь следующее:

    • организовывать и координировать все работы в команде;
    • планировать свою деятельность и осуществлять контроль за исполнением заданий;
    • осуществлять ситуационный анализ.

Организация и координация  работы

Первое условие продуктивной деятельности команды — организация и координация работы.

Для реализации данного условия  необходимо:

    • организовать работу по выполнению командой задания;
    • координировать работу членов команды;
    • обеспечивать взаимодействие с другими командами, службами или внешними партнерами.

Информация о работе Командообразование на предприятии