Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование сущности коммуникации, виды коммуникации
Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе раскрыты виды и типы коммуникации, управление при помощи коммуникации.
Во второй главе рассказано непосредственно про деловое общение и составляющие общения
Расчетная информация необходима для осуществления определенных вычислений. Например, для определения показателей работы предприятия, проведения кредитных операций и т. д.
Учетная информация требуется
для ведения учета в
Контрольная информация нужна
для постоянного или
Аналитическая информация поступает в организацию, как правило, по запросу и содержит данные по анализу интересующих менеджера фактов, процессов или явлений. Это, например, аналитические обзоры конъюнктуры определенных рынков, динамики курсов валюты, прогнозы цен и т. п.
Планирующая информация –
это данные, необходимые для планирования
деятельности организации, например, сведения
по внешним заказам, нормативные
документы и т. д. Руководящая
информация представляет собой обязательные
для выполнения указания органов
государственного и муниципального
управления, требования собственника
организации, постановления
Информация, обеспечивающая деятельность организации, сегодня немыслима без широкого использования компьютеров с их инфраструктурой, системы Интернет, электронной почты, мобильной связи и т. д.
Основными направлениями
информационного обеспечения
– получение и обработка поступающей информации, ее анализ и доведение до исполнителей;
– сбор и формирование информации о деятельности организации;
– распространение информации организации внутри нее и за ее пределами;
– анализ информации о деятельности организации;
– получение данных контроля за деятельностью организации и ее подразделений;
– подготовка решений менеджера;
– решение оптимизационных задач;
– расчеты по распределению ресурсов организации;
– учет и отчетность организации;
– налоговые расчеты и документирование;
– финансовые и кредитные расчеты;
– учет и распределение запасов;
– кадровая информация;
– снабженческая информация;
– информация по маркетингу (исследование рынка, создание товара, товародвижение, сбыт, стимулирование продаж и т. д);
– информация по рекламе
– справочная информация, базы данных;
– архив организации;
– переписка организации;
– экспертные системы;
– разработка планов и контроль за их исполнением;
– контроль за отданными распоряжениями и их выполнением;
– автоматизация рабочих
мест руководителей и
Глава 2. Деловое общение
Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно несложный процесс, поскольку с раннего детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие "общение".
Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.
2.1 Интерактивная составляющая общения
При интерактивном общении
(взаимодействии) характерным является:
а) уместность принятых управленческих
решений; б) четкое распределение обязанностей
и полномочий; в) умение предотвращать
и разрешать конфликтные
При интерактивном общении (взаимодействии) характерным является:
а) уместность принятых управленческих решений;
б) четкое распределение обязанностей и полномочий;
в) умение предотвращать
и разрешать конфликтные
Совместная деятельность и общение осуществляются в соответствии с действующими принципами социального контроля с учетом философии организации, регламентов взаимодействия, ценностей и правил поведения, принятых в формальных и неформальных малых социальных группах. Потребность в деловом общении обуславливает мотивы, по которым партнеры вступают во взаимодействие:
- кооперация (максимизация общего выигрыша);
- индивидуализм (максимизация собственного выигрыша);
- конкуренция (максимизация относительного выигрыша);
- альтруизм (максимизация выигрыша партнера);
- агрессия (минимизация выигрыша партнера);
- равенство (минимизация
различий во взаимных
Согласно Р. Бейлзу можно выделить четыре основные области взаимодействия партнеров, каждая из которых может содержать по три формы поведенческого проявления:
1. Позитивные эмоции выражение солидарности, снятие напряжения, выражение согласия.
2. Решение проблем предположения,
3. Постановка проблем просьба об информации.
Сущность межличностных взаимодействий объясняет ряд теорий:
- теория обмена (Дж. Хоманс);
- теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
- теория управления впечатлениями (Э. Гофман);
- теория психоанализа (З. Фрейд).
Согласно теории обмена партнеры
взаимодействуют друг с другом с
учетом личного опыта, сопоставляя
и стремясь уравновесить возможные
поощрения и издержки общения. При
этом в поведении партнеров важную
роль играют положительные примеры
поощрения аналогичных
1 принцип. Чем больше
вознаграждается определенный
2 принцип. Человек стремится
воссоздать условия, от
3 принцип. Если вознаграждение
велико, то человек готов затратить
большие усилия для его
4 принцип. Когда потребности
человека близки к насыщению,
он в меньшей мере стремится
прилагать усилия для их
Эта теория рассматривает
социальное взаимодействие как сложную
систему обменов с
1 тип. Незначительный жест (автоматический рефлекс).
2 тип.Значительный жест, связанный с осмыслением поступка и намерений партнера и преобразуемый в символ, выражающий смысл определенного понятия, действия, или предмета.
Интерпретация символа осуществляется в промежутке времени между воздействием на партнера и проявлением соответствующей реакции. Партнеры по общению учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями и устанавливается контроль действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
Теория управления впечатлениями предлагает рассматривать социальные ситуации как театральные миниатюры, где актерами являются партнеры по общению, а декорациями - организационное окружение.
Э. Гофман отмечает, что, "несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам".
З. Фрейд в теории психоанализа
утверждает, что главной причиной
образования стабильных социальных
групп является присущее всем людям
чувство преданности и
Интерактивное общение сопровождается
психологическим воздействием, целью
или результатом которого является
перестройка индивидуальных или
групповых отношений, мотивов, взглядов,
установок. Изменение личности под
воздействием других людей в ходе
такой перестройки могут быть
временными и переходящими или устойчивыми.
На пути таких воздействий каждая
личность выстраивает защитные психологические
барьеры, фильтрующие воздействия
и отделяющие полезные от вредных. По
этой причине психологические
2.2 Перцептивная составляющая общения
Общение как процесс восприятия партнерами друг друга включает в себя:
- познание собственной личности в процессе общения;
- познание и понимание собеседника;
- прогнозирование поведения партнера по общению.
Взаимодействие между
партнерами возможно только в условиях
взаимопонимания. Оно может быть
установлено в ходе познания личности
партнера, когда одновременно осуществляется
эмоциональная оценка, попытка понять
поступки собеседника и основанные
на общении стратегии его
В процессе познания партнера каждый человек сопоставляет себя с собеседником, принимая в расчет не только его потребности, мотивы и установки поведения, но и то, как собеседник понимает собственные потребности, мотивы и установки. Каждый из партнеров, оценивая другого, пытается выявить причинно-следственную связь мотивов его поведения. Действительные мотивы поведения, как правило, скрыты от других, и собеседники в условиях дефицита информации друг о друге начинают проводить аналогии на основе сходства поведения партнера с каким-либо другим лицом или сопоставления с собственными мотивами поведения в аналогичной ситуации.
В ходе межличностного общения используются определенные механизмы познания партнера:
идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем психическом состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению;
эмпатия - это эмоционально
сопереживание другому, основанное
на умении правильно представить
себе, что происходит в душе другого
человека, что он переживает, как
оценивает воздействие
аттракция (привлечение) представляет
собой форму познания другого
человека, основанную на формировании
устойчивого позитивного
рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению;
каузальная атрибуция - механизм
интерпретации поступков и
Каждый человек строит привычные для себя объяснения чужого поведения, а именно:
- субъекты с личностной атрибуцией имеют склонность искать конкретного виновника случившегося;
- при обстоятельственной
атрибуции наблюдается
- субъект со стимульной
атрибуцией ищет причину
В процессе казуальной атрибуции успехи чаще всего приписываются себе, а неудачи – сложившимся обстоятельствам, что во многом зависит от степени участия личности в произошедшем событии (участник или наблюдатель).
2.3 Презентация
Презентацией называют представление фирмы, лица или продукции определенной аудитории.
Презентация может проводиться
как самостоятельное