Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально - экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
Введение 3
Глава 1.Сущность коммуникаций
1.1 Понятие эффективных коммуникаций 8
1.2 Коммуникативная сторона общения 11
1.3 Коммуникативные барьеры 16
Глава 2.Коммуникация как функция управления
2.1 Коммуникативное поведение руководителя 20
2.2 Реализация коммуникативной деятельности в организации 27
2.3 Пути повышения качества коммуникационного процесса 29
Заключение 35
Библиографический список 39
Приложения 41
- приём «терпеливый слушатель»
вытекает из терпеливого и
внимательного выслушивания
- приём «личная жизнь»
Глава 2. Коммуникация как функция управления
2.1 Коммуникативное поведение руководителя
С практической и теоретической точек зрения наибольшее значение имеют правила и требования, соблюдение которых лежит в основе эффективного коммуникативного поведения руководителя. Обеспечивая эффективность коммуникации, они являются и обязательным условием успешности управленческой деятельности в целом. И наоборот, неэффективные коммуникации рассматриваются как одна из главных причин плохого руководства; причем роль коммуникаций оценивается тем выше, чем выше уровень руководства.
Всю сферу коммуникативного поведения руководителя обычно подразделяют на несколько основных видов: параллельные коммуникации, сопровождающие выполнение всех иных функций и задач; беседы (индивидуальные и коллективные) и переговоры; организация и проведение деловых совещаний; публичные выступления руководителя; речевые исполнительские действия как форма непосредственного воздействия на подчиненных с целью организации их деятельности. Помимо этого, существуют и иные формы коммуникации - невербальные (мимика, пантомимика), а также письменные коммуникации. В последнем случае также сформулированы специальные требования: например правила составления деловых писем. Каждый из этих видов коммуникации наряду с общими предъявляет и специфические требования к речевому поведению руководителя.
Коммуникации, включенные в выполнение всех иных функций и задач, составляющие как бы их фон, но являющиеся и их средством, предъявляют, прежде всего, требования к общей культуре речи. Важнейшим среди них является требование соблюдения лингвистических норм. Как и любое иное поведение, речевое поведение подчиняется определенным социально-установленным нормам, а их нарушение вызывает либо неодобрение, либо возмущение, а в крайних случаях порождает чувство оскорбления. Лингвистические нормы многообразны. Это, прежде всего, грамотное произношение слов, корректное построение отдельных фраз, умение логически правильно выстроить высказывание, требование связности речи, требование избегать употребления ненормативной лексики, оптимальный подбор слов среди ряда синонимов, адекватная артикуляция в произношении, недопустимость "слов-паразитов", соблюдение плавности речи, ее оптимальный темп (отсутствие как неоправданных пауз, так и "скороговорок") и др.
Далее, неотъемлемым компонентом культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Перекос в сторону объема информации ведет к недостаточно полному ее пониманию и также снижает эффективность коммуникаций.
Сообщения должны быть предварительно сформулированы в идеальном плане, а затем - в вербальном. "Не начинайте говорить, пока вам самим не ясно, что вы хотите сказать" - так обычно формулируется это требование.
Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз. Недопустимо строить высказывания, особенно руководяще - инструктивного плана, так, что в силу их громоздкости к концу высказывания слушающий уже успевает забыть, о чем говорилось вначале.
Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и ее гипертрофирование, - ошибки речи.
Еще одним важнейшим требованием культуры речи выступает ее адекватность особенностям адресата - того, к кому она обращена. "Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего" - так можно конкретизировать это требование. Следует говорить на том "языке", который характерен для адресата. Способность говорить "на разных языках" - в зависимости от специфики адресата - важное умение руководителя, позволяющее ему "быть своим" в очень разных социальных и профессиональных группах.
Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной компетентности руководителя. Она выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.
Общие правила коммуникативной компетентности с психологической точки зрения заключаются в следующем:
- устанавливать контакт с самых первых этапов беседы и (или) переговоров. Хорошим средством для этого является, например, умение заставить собеседника в самом начале контакта сказать "да" (пусть и по незначительному поводу), согласиться с вами.
- тщательная предварительная
- наличие выработанной заранее собственной позиции. Как гласит афоризм А. Моруа, "самое трудное - не защищать свое мнение, а знать его".
- "стараться меньше говорить, а больше слушать". Вообще умение слушать - важнейшая часть искусства ведения бесед и переговоров. Кроме того что оно позволяет лучше и полнее понять позицию другой стороны (а также в ряде случаев - скрыть свою позицию), оно способствует возникновению симпатии, положительного отношения со стороны собеседника, поскольку свидетельствует о внимании и уважении к нему. Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника.
- относиться к собеседнику или
партнеру с искренним
- проявлять внимание к
- не делать поспешных выводов,
в особенности если собеседник
еще не до конца изложил
свою точку зрения. Сами же
выводы и реакции на аргументы
собеседника не должны носить
характер подчеркнуто
- не занимать в процессе беседы "оборонительно-пассивную" позицию; стараться быть не ведомым, а ведущим, т.е. активно влиять как на содержание, так и на общий характер беседы, в том числе на ее эмоциональную окраску.
- стараться без необходимости не вступать в спор и помнить, что "лучший способ одержать победу в споре - это уклониться от него".
- помнить о будущем - о тех
последствиях, к которым явно
или скрытно приведет беседа.
Она может привести к
Все эти требования сохраняют свою правомерность и при осуществлении более формализованных типов контактов руководителя с подчиненными - в ходе деловых совещаний.
В процессе деловых совещаний обычно выделяют пять основных этапов: начало совещания, передача основной информации, аргументация, нейтрализация или опровержение встречных замечаний и аргументов, принятие решения. Соответственно существует пять главных принципов проведения деловых совещаний - для каждого основного этапа:
- необходимо привлечь внимание участников к проблеме, мотивировать необходимость их участия в обсуждении;
- пробудить личный интерес
- все высказывания, формулируемые
в ходе совещания, должны быть
по возможности максимально
- прежде чем пытаться
- соблюдать на практике принцип
максимально возможного учета
интересов участников
Наряду с этим существует ряд общих правил речевого поведения во время совещаний:
- профессиональность: на первое место, несмотря на всю ее важность, все же необходимо ставить не форму высказываний, а их содержание - его конкретность, глубину, обоснованность, содействие решению обсуждаемых задач.
- ясность: следует исходить не
из того, что ясно и понятно
самому говорящему, а из того,
что может быть понято
- постоянная направленность: не забывать о конечных целях совещания и не позволять ему "уйти в сторону" от его основного предназначения.
- наглядность: следует по возможности шире привлекать понятные, а еще лучше - эмоционально окрашенные примеры и иллюстрации.
- ритм: обеспечивать высокую
- повторение: ключевые моменты
и положения должны быть
- внезапность: заранее подготовленная "импровизация" в виде, например, неожиданного аргумента резко повышает шансы принятия точки зрения стороны, ее предпринявшей.
- рамки передачи информации: аргументация должна подчиняться требованию необходимости и достаточности. Чтобы выступления руководителя сохраняли мотивационный заряд, они не должны быть чрезмерно детализированными и исчерпывающими. "Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все" (Вольтер).
- необходимость эффективной
- правило допустимой открытости личной позиции. Во многих случаях и особенно - при проведении сложных переговоров, окрашенных отношениями конкурентности возникает следующая дилемма: с одной стороны, все отмеченные выше правила предписывают необходимость четкого и полного определения личной позиции в них, но с другой - часто бывает просто необходимо скрыть свою позицию. Для этого может использоваться прием "неполной правды".
Что касается публичного выступления руководителя как еще одной формы коммуникации, то здесь также существует ряд основных правил:
- делайте сообщение в форме рассказа: представьте себе, что вы ведете беседу с группой людей по интересующей их проблеме;
- верьте сами в то, что вы говорите. Аудитория сама разберется, где фальшь, а где правда;
- варьируйте силу голоса и тон, избегайте монотонности;
- смотрите в аудиторию, а не в свои заметки;
- следите за своей позой, не горбитесь, но и не напускайте на себя важности;
- пользуйтесь жестами лишь в том случае, когда нужно подчеркнуть какое-либо положение, факт;
- следите за произношением;
- пользуйтесь только такими наглядными средствами, которые видны всем. Перед выступлением убедитесь в их готовности;
- старайтесь вести изложение с позиций сообщения чего-то нового, избегайте поучений. Аудитория должна чувствовать дружеское расположение к ней оратора;
- учитывайте уровень подготовленности аудитории и то, что она ожидает от выступления;
- стремитесь к тому, чтобы выступление было "закруглено". Это обеспечивается возвратом в конце выступления к его исходному тезису. В этом случае усиливается и общее впечатление от выступления, и само оно приобретает большую побудительную силу;
Коммуникативное поведение является одной из основных форм организации исполнительских действий подчиненных, т.е. формой непосредственного воздействия на них.
2.2 Реализация коммуникационной деятельности в организации
Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.