Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально - экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
Введение 3
Глава 1.Сущность коммуникаций
1.1 Понятие эффективных коммуникаций 8
1.2 Коммуникативная сторона общения 11
1.3 Коммуникативные барьеры 16
Глава 2.Коммуникация как функция управления
2.1 Коммуникативное поведение руководителя 20
2.2 Реализация коммуникативной деятельности в организации 27
2.3 Пути повышения качества коммуникационного процесса 29
Заключение 35
Библиографический список 39
Приложения 41
Из всего изученного материала можно понять, что коммуникации между людьми не будут эффективными, если люди не смогут добиться общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникаций передается не только для того, чтобы люди могли приниматься здравые решения, но и для того, чтобы они могли выполняться.
Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не-сторона общения только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Именно из этих трех сторон и состоит структура общения.
Понимание механизма коммуникационных процессов позволяет сформировать эффективную систему бизнес-коммуникаций (обмен информацией и деловое взаимодействие) компании. Коммуникации встроены во все виды управленческой деятельности, они являются связующими звеньями, оказывающими существенное влияние на эффективность всех процессов, происходящих в организации.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации.
Неэффективные коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, необходимо научиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами.
Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Как мы видим существует огромное количество проблем, трудностей, преград в коммуникативном процессе, которые необходимо решать для более успешного общения, а значит и для более успешного взаимодействия с окружающими людьми. Путей решения этой проблемы на сегодняшний момент существует немало, они зависят от способа общения. Преодолеть преграду в общении можно с помощью психолога, логопеда, с помощью постоянного самосовершенствования в плане речи. Даже внешний вид играет свою роль в процессе коммуникации. Также не стоит забывать о специальных тренингах, помогающих преодолеть коммуникативные барьеры между людьми.
Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.
Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.
Часто коммуникация оказывается чрезмерно формализована. Чтобы избежать этого, необходимо принимать следующие меры: расширять рамки для деловых и личных коммуникаций (меньше инструкций), сокращать объемы коммуникаций в письменном виде (меньше бюрократизма), внедрять правила бесед, встреч на производстве по благоприятному отношению к труду.
Каждый день мы сталкиваемся с информационными потоками и коммуникационными процессами, а так как лишь не многие делают это согласованно, о чем говорилось ранее, актуальность изучения данной проблемы растет день ото дня. Знание и умение правильно использовать все приемы коммуникаций в значительной мере помогает менеджеру приблизиться к решению основной задачи менеджмента - получению прибыли.
В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же менеджер может нормально работать без поступления информации? Ведь менеджер каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы менеджера состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали. Вопрос эффективных коммуникаций также важен для менеджера, как и вопрос принятия решений. Более того, эти два аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И наличие одного невозможно без наличия другого.
Таким образом, мы видим, что от развития коммуникаций зависит успех управленческой деятельности. Поэтому менеджеру приходится постоянно следить за протеканием коммуникационных процессов, контролировать их эффективность и целенаправленность.
Подводя итоги проделанной работы, я хотела бы отметить, что функция коммуникации также важна для менеджера, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. И я считаю, что менеджер должен постоянно совершенствоваться в процессах коммуникации для успешного осуществления своей нелегкой, но интересной профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Бабич И.С. Социально – психологические
методы управления
2. Бернанд. Коммуникация в менеджменте. - СПб.: Феникс, 1992. - 236 с.
3. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт
общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с. практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.
4. Вершигора Е.Е. Менеджмент : Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003 с. 167-176.
5. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 2005. -561 с.
6. Друкер П. Эффективный управляющий/ П. Дукер.- М., 2001, -295 с.
7. Жигалов В.Г. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Учебное пособие для кооперативных учебных заведений в 2-х частях. - М.: 2003.-397 с.
8. Крылов А.Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика: - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002. - 228 с.
9. Лебедев В.И. Психология и управление.– М.: Агропромиздат, 1990.–171с.
10. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения
11. Методы и инструменты повышения эффективности
коммуникаций внутри компании / Ресурсы
интернет: - http://www.hrm21.ru/rus/hr-
12. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд – во Союз, 2002. – 576 с.
13. Понятие о коммуникациях. Значение коммуникаций
в организации / Ресурсы интернет: - http://partnerstvo.ru/lib/to/
14. Процесс коммуникаций и эффективность управления / Ресурсы интернет: - http://works. tarefer.ru/48/100232/index. htm
15. Преграды в организационных коммуникациях
/ Ресурсы интернет: - http://bibliotekar.ru/biznes-
16. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Логос, 1998. - 348 с.
17. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ./ П. Вацлавик и др. – СПб.: Речь, 2000. – 299 с.
18. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие для вузов. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 512 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.-736с.
Приложения
Дистанция между партнерами в момент общения:
Вид общения: |
Расстояние (см) |
Ситуация общения: |
Интимное |
0 - 45 |
Общение близких людей |
Персональное |
45 - 120 |
Общение со знакомыми |
Социальное |
120 - 400 |
Официальное общение |
Публичное |
400 - 750 |
Выступление перед аудиторией |
Ориентация на угол общения:
Расположение за столом: |
Характер общения: |
Напротив |
Оборонительный |
По обе стороны угла |
Дружеская беседа |
По одну сторону стола |
Кооперативное |
По диагонали |
Независимая позиция |