Коммуникативные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
Определить сущность и квалификацию конфликтов;
Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в студенческом коллективе.

Файлы: 1 файл

Введение Терентьева.docx

— 78.54 Кб (Скачать файл)

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд  утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и  каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А  и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

В. Я пытаюсь уладить  дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы  добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь  достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят  все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

В. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он тоже идет навстречу  мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю  позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

В. Я стараюсь сделать  так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы и  их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между  моей позицией и точкой зрения другого  человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого  кажется мне очень важной, я  постараюсь пойти навстречу его  желаниям.

В. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю  позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю  позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую  позицию в спорном вопросе, чтобы  мы совместно с другим человеком  могли добиться успеха.

Бланк вопросника

А

В

А

В

А

В

1

   

11

   

21

   

2

   

12

   

22

   

3

   

13

   

23

   

4

   

14

   

24

   

5

   

15

   

25

   

6

   

16

   

26

   

7

   

17

   

27

   

8

   

18

   

28

   

9

   

19

   

29

   

10

   

20

   

30

   

 

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. [11]

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве, с другой стороной, и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

  • исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
  • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
  • взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь  в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в  близких личных отношениях, так как  кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также  нецелесообразно использовать в  ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка  зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждаете принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта  этот стиль можно использовать в  следующих ситуациях:

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
  • у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • основной целью является приобретение совместного опыта работы;
  • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
  • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и  того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.  Например, стремление занять одну и ту же должность или  одно и то же помещение для работы.  При использовании этого стиля  акцент делается не на решении, которое  удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью  выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым  каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в  следующих ситуациях:

  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
  • вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
  • компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения (избегания) реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно  рекомендовать к применению в  следующих ситуациях:

  • источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
  • знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
  • у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
  • хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
  • пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
  • подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
  • у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Информация о работе Коммуникативные конфликты