Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:28, лекция
В данной работе рассматриваются такие компоненты управленческой деятельности, как целеполагание, прогнозирование, планирование, организация и мотивирование, описываются их функции.
Внешние и внутренние плановые предположения могут быть, в свою очередь, двух основных типов — количеспгвенные и качественные. Примером количественных ггредположений может быть, скажем, ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), а качественных — ожидаемый престиж того или иного вида продукции. Кроме того, существует категория комбинированных — количественно-качественных плановых предположений.
Итак,
функция прогнозирования
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Понятие
планирования по отношению к управленческой
деятельности имеет два основных
значения, которые можно обозначить
как «широкое» и «узкое». В
своей широкой трактовке
При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения в основе принятия таких решений лежит действие двух важных факторов:
а) выбор самой лучшей альтернативы,
б) учет возможностей исполнителей принимаемого решения .
Этими факторами определяется качество решения. Принятие решения исполнителями также является существенным фактором, влияющим на эффективность решения. Эффективное решение может быть выражено условно формулой:
Эффективность решения = Качество решения х Принятие его исполнителями
Выполнение
одной из целей не должно мешать
выполнению другой цели, что подтверждено
практикой менеджмента. Планирование
исключает выполнение незапланированных
действий, поскольку они могут
быть нецеленаправленными и
При осуществлении функции планирования учитываются следующие требования
1 Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменения
2 Сосредоточить внимание на основных задачах этого этапа. 3. Составить бюджеты.
4 Облегчить контрольную функцию управления.
При выполнении функции планирования реализуется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных и др.).
Для достижения
целей организации требуется
взаимодействие целого ряда факторов,
как внутриорганизационных, так
и психологических Сложное
Планирование
Эта функция управления включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, действий и методов их достижения. По существу планирование обеспечивает основу принятия интегрированных решений. Р Джонсон, Ф. Каст и Д. Розенцвейг считают, что планирование в предпринимательстве — это интегрирующая деятельность, направленная на достижение максимальной эффективности организации как системы в соответствии с ее целями .
В понятие плана, как определенного заранее направления действий входят три основных момента
1. Ориентация на будущее.
2. Необходимое действие
3. Элемент, указывающий на определенное лицо или организацию, имеющие отношение к планированию и выполнению
Совместное функционирование указанных компонентов обеспечивает прогресс выработки и реализации планов. Содержание этого процесса в его расширенной версии — как стратегического планирования2 — включает несколько основных этапов:
7) реализация
стратегии (включая разработку основных
средств ее реализации, в качестве которых
служат тактика, полити
ка, процедуры и правила действий по осуществлению
стратегии);
8) последующий
контроль и оценка эффективности реализа
ции стратегии.
После того как определена миссия организации и сформулированы ее основные цели, реализуется первый из двух «диагностических» этапов (3 и 4) — этап анализа и оценки внешне организационной среды. На нем решаются три основные задачи. Во-первых, выявляются и характеризуются те особенности внешнего окружения, которыми обусловлена необходимость выработки новой стратегии функционирования или модификации уже использующейся в текущий момент стратегии. Во-вторых, определяются и исследуются внешние факторы негативного плана, представляющие угрозу для реализации стратегии или являющиеся источником трудностей. В-третьих, определяются также и внешние факторы позитивного характера, которые могут способствовать реализации формулируемой стратегии.
Выбор общей стратегии деятельности и развития организации требует ее конкретизации и трансформации из предельно общего вида (каковой по необходимости должна выступать стратегия) в систему более частных, а значит, более пригодных для непосредственного исполнения видов плановых заданий. В связи с этим в теории управления разработана определенная типология. Она достаточно разнообразна и включает ряд классификаций, в которых используются различные критерии-основания. Главной является классификация, базирующаяся на сочетании двух важнейших критериев. Первый — процессуальный, означающий связь того или иного типа плана с определенной фазой планирования. Второй — иерархический, вскрывающий соотношение выделяемых типов планов по их значимости. Производным от критериев процессуальности и иерархичности является параметр обобщенности планов. Чем «ближе к началу» общего процесса и «выше в их иерархии» является тип плана, тем он обобщеннее. Эта классификация содержит типы, обозначаемые понятиями политика, тактика, методы, процедуры, курс действий, правила и программы. Наряду с уже рассмотренными понятиями миссии организации, ее целей и задач, они образуют общий «каркас» всего процесса планирования, дают его временную развертку. Однако они же являются основными «этажами» — уровнями его иерархии
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В свое время А Файоль говорил об организации как об одной из функций управления "Организовать предприятие — значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования' сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом". Если сравнивать управление и организацию, то можно отметить, что управление, как совокупность скоординированных мероприя^ тий, направленных на достижение определенной цели организации, является динамическим, те. изменяющимся процессом Что касается организации, то это есть статика дела, или "анатомия" предприятия (по В И. Терещенко) Причем управление и организация не существуют отдельно друг от друга
Самым распространенным организациями являются: предприятие, завод, фабрика, фирма, банк, концерн, акционерное общество, корпорация и др.
Пирамидальная структура организации, имеющая несколько уровней управления, имеет важную особенность, направленность сверху вниз. Все участники этой организации не имеют равных статусов В условиях деятельности линейной организации имеет место сильная централизация власти
Основной принцип эффективной формальной организации — это наличие единства цели Сотрудничество Исполнителей в достижении поставленных целей является залогом эффективности работы организации.
В отличие от формальной организации, неформальная организация — это стихийно созданная структура внутри формальной организации, основой создания которой являются эмоциональные и иные факторы. Ее отличает наличие осознанной общей цели деятельности и отсутствие формального лидера.
По П. Друкеру, организационная деятельность — это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизационную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности /4/.
Выполнение функции организации связано с четким осуществлением деятельности как самим менеджером (руководителем), так и его подчиненными. Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы. а) учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов (материальных, людских);
б) учет
возможностей своих исполнителей;
в) правильная расстановка персонала.
Необходимым условием выполнения функции организации является правильное общение руководителя с исполнителями. Процессы управления и организации деятельности всего персонала и руководителей не могут существовать изолированно друг от друга, органически переплетаясь между собой
В каждой организации работа разделяется на составляющие части, поэтому для успешности ее работы необходима координация действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления.
Для того
чтобы организация могла
Во всех организациях, за исключением малых, управление занимает очень много времени, и поэтому оно вычленяется в особый вид деятельности
Общее для всех организаций — это то, что они нуждаются в управлении Большинство сложных организаций имеют горизонтальное разделение труда.
Горизонтальное разделение труда
Классическим образцом горизонтального разделения труда являются: производство, финансы и маркетинг. Это основные виды деятельности, которые необходимо для успешной работы организации.
Сложные организации осуществляют горизонтальное разделение труда за счет образования линейных подразделений, имеющих специфические конкретные цели. Такие подразделения в большинстве случаев называют отделами, службами и т.п.
Подразделения, как и сама организация, состоят из групп людей (чаще всего их называют "малыми" или "рабочими" группами). Их деятельность сознательно направляется и координируется для достижения общих целей организации
Большие
и сложные организации состоят
из более мелких, связанных между
собой и включающих в себя
неформальные группы,
возникающие часто спонтанно на основе
общности индивидуальных целей
Линейная организационная структура управления
Это —
самая древняя, исторически впервые
возникла в армиях древних государств
в связи с возможностью эффективно управлять
ограниченным числом подчиненных АСУ
(линейная структура управления) строится
по производственно-