Концепция инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:46, лекция

Описание работы

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления, создания и использования производственно-коммерческой деятельности необходимой для получения экономически-социальных и экологических результатов.
Стратегической задачей инновационного менеджмента является последовательное инновационное распределение социально-экономической системы.

Файлы: 1 файл

716.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1 (07.10.2010)

1) Инновационный менеджмент. Управление НИОКР, 2004 г.

2) Основы э и менеджмент проектов. Книга 1. Управление инновационными проектами.

3) Картинки отксерить – раздаточный  материал

Принципиальные понятия  инновационного менеджента.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления, создания и использования производственно-коммерческой деятельности необходимой для получения экономически-социальных и экологических результатов.

Стратегической задачей инновационного менеджмента является  последовательное инновационное распределение социально-экономической системы.

Инновация – результат практического освоения новшества на производственных и распределительно-обменных стадиях воспроизводственного процесса для обновления его основных элементов.

Любое усовершенствование в виде продукта, У, способа их производства организованного, финансового и другого новшества, обеспечение экономического З или  создания условий для такой экономии.

Инновация – впервые это слово было определено Ёзефом Шоупертом в 1912 году.

Новшество – это составляющее нововведения, его интеллектуальный, а не материальный результат в виде новых явления, знаний, изобретений, правил.

Нововведение – 1) в статике тождественно инновации; 2) в динамике в процессе использования инновации. Является продуктом научно-технической деятельности и объектом права интеллектуальной собственности, которая разделяется на право физического лица и институциональное право инновационной фирмы.

Право на интеллектуальную собственность в отличие от имущественной носит не физический, а морально-этический характер.

Нововведению, как товару свойственно  неограниченная обмениваемость, адресность продажи и способность к умножению  доходов от реализации.

Товар-нововведение               Деньги Т             Д             Т


Деньги            Деньги

Причины нововведений вызываются как  влиянием внутренних особенностей организации, так и воздействием внешней среды. Внутренние причины связаны с  личными качествами менеджера, сознательно  пытающегося изменить элементы системы управления.

Инновационный процесс – это совокупность последовательных действий, связанных с формированием идей, созданием новшества, преобразованием его в конкретный продукт, технологию, услугу и распространение их при практическом использовании для обновления всех или части составляющих хозяйственной деятельности. Различают 3 формы инновационного процесса:

  1. Внутриорганизационный (натуральный)
  2. Простой межорганизационный (товарный)
  3. Расширенный межорганизационный (антимонопольный)

Натуральный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество не принимает товарной формы.

При товарном инновационном процессе выступает как предмет купли-продажи. В этом случае функция создания новшества, и производство нововведения отделяются от функции его потребления.

Антимонопольный инновационный процесс заключается в создании новых производителей нововведения нарушающих монополию исходного производителя. Для совершенствования потребительских свойств выпускаемого товара через взаимную конкуренцию.

Инновационный процесс – последовательно-параллельный процесс, включающий научно-исследовательскую, научно-техническую, инновационную-производственную деятельность и маркетинг.

Учебное пособие стр.4,6-8,11

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучений инноваций. Прежде чем классифицировать инновации, их необходимо отличать от:

  1. Несуществующих видоизменений продуктов и технологических процессах (эстетическое изменение цвета, формы и т.д.)
  2. Незначительных технических или внешних изменениях продуктов, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства и размеры изделия, а также входящие  в него материалы и компоненты
  3. Расширение номенклатуры продукции за счёт освоения в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и повышение доходов предприятия.

Существует многообразие классификаций и инноваций инновационных процессов. Большая их часть приведена на рис.1.2 Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. К основным категориям инновационной деятельности относится радикальность нововведений. Радикальность нововведений является комплексной категорией, включающий глубину и размах нововведений. Глубина нововведения зависит от степени новизны, а размах нововведений от сложности работ. При разработке новых видов изделий устанавливается степень новизны, характеризующая качественную их сторону. Принято 4 группы новизны, вновь создаваемых изделий:

  1. Разработка изделий являющихся модификацией существующих с доработкой созданных ранее схемных и конструкторских решений. Новая информация практически отсутствует.
  2. Разработка изделий являющихся новыми вариантами имеющихся объектов, но существенно отличающихся от них по схемным решениям и конструкторскому оформлению. Объем новой информации не значителен.
  3. Разработка изделий требует проведение дополнительных научно-исследовательских работ или тщательных лабораторно-экспериментальных проверок принимаемых решений. Средний объем новой информации.
  4. Разработка принципиально новых видов изделий с применением новых схемных решений, требующих предварительного проведения прикладных научно-исследовательских работ. Значительная доля новой информации.

На уровень радикальности нововведения существенное влияние оказывает  структурная сложность разрабатываемых  изделий.

Группы сложности применительно  к изделиям можно представить следующим образом:

  1. Изделия являются конструктивно простыми, компонуются большей частью универсальными элементами, частично оригинальными. Имеют относительно несложную принципиальную схему. В технологическом отношении они не сложны, но в производстве представляют некоторую сложность из-за большего количества входящих в конструкцию элементов.
  2. Изделия имеют оригинальное исполнение, принципиальная схема сложна и имеет большое количество элементов, в конструктивном отношении они относятся к устройствам средней категории сложности и требуют индивидуального подхода к решению ряда задач.

Настройка средней категории сложности. В технологическом отношении сложны.

  1. Изделия имеют оригинальное техническое решение. Унифицированные элементы применяются сравнительно редко, принципиальная схема сложна, изготовление их требует тщательной технологической подготовки, в процессе проектирование требуется проведение макетирования.

Различное сочетание групп новизны  и сложности нововведений можно  объединить в 4 уровня радикальности нововведения, а именно: эволюционные, средней радикальности, радикальные, преобразующие. Если 1-ый уровень радикальности нововведений связан с изменением количественных свойств и перегруппировкой составных частей сложной системы с целью улучшения её функционирования, то последний уровень с изменением функциональных свойств сложной системы и её части, которая меняет её функциональный принцип. Радикальность нововведений касается не только технических, но и технологических и организационных систем. Так последовательность организационной радикальности нововведений по мере их усложнения, можно представить как реорганизация, реформирование, реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов.

ТЕМА 2. Характеристика развития инновационного процесса.

Значительному раскрытию возможностей в изучении инновационного процесса послужило выявление и обоснование Кондратьевым Н.Д. в 20-е годы 20 столетия волн конъектуры (экономических циклов). Ё.Шоумпертом в 30-40 гг. деловых циклов. Глазиным С.Ю. 80-90 гг. технологических укладов.  По выводам Кондратьева инновации переносят хозяйственную конъектуру с понижающейся на повышающуюся тенденцию, вызывая образование волн в больших циклах (циклические волны, продолжительностью около 50 лет). По данным ведущих капиталистических стран (а именно динамики цен, проценты на капитал, заработанной платы, объёма внешней торговли, производства основных видов продуктов и промышленности) зависимость волнообразование принимает вид представленный на рис.2.1 Кроме больших циклов конъектуры Кондратьев выделил средние и малые циклы продолжительностью 9 лет. Если с большими циклами связана замена пассивной части капитала, то со средними - замена активной части капитала, в форме станков, оборудования и др. Это было необходимо для выравнивания статистических данных, кроме того гасило влияние малых циклов 3-3,5 года. Короткие циклы распространяются на рыночные конъектурные изменения по отношению к определеным видам продукции. Перед началом повышающейся волны каждого большего цикла происходили существенные изменения в технике, в технологии производства на основе открытий, кардинальных изобретений, радикальных нововведением. Кондратьев установил, ч то повышающаяся волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капиталистических благ с радикальными изменениями с производительными силами общества. Этот процесс требует большие запасы капитала для смены его пассивной части. От сюда следует, что кривая темпа накопления капитала должна быть значительно выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала. Эта стадия сопровождается крупными социальными потрясениями.

На понижающейся депрессивной волне  кривая темпа накопления капитала значительно  выше, чем на предыдущей стадии, так  как объём капиталовложений понижается. Это создаёт накопительные условия для очередной повышающейся стадии большого цикла экономической конъектуры.

Все эти процессы сопровождаются экономическими кризисами периодически потрясаемые  промышленно-развитыми странами.

 

Лекция 2 (14.10.2010)

Исследования проводимые Шумпетором и его последователями показывают, что в основе механизма существенную роль играют инновации, которые разрушают устаревшие элементы экономической системы как бы изнутри взрывают равновесие хозяйственного оборота.  
Шумпетор считал, что динамические изменения в экономике связаны с одним из пяти перечисленных ниже действий или комбинации действий:

  1. Производство нового продукта с качественно новыми свойствами
  2. Внедрение нового метода производства
  3. Освоение нового рынка сбыта отраслей промышленности страны
  4. Освоение нового источника сырья или полуфабрикатов.
  5. Введение новых организационных или институционных форм.

Появления этих инноваций усложняются  при экономическом подъёме. Шумпетр  рассматривал инновационный процесс  в виде кластеров (принадлежащий  к одной группе, имеющий один признак) инноваций и как некий шторм инноваций в определенный период, что говорит о синергическом характере инновационного процесса. Он ввёл понятие «деловые циклы» и создал теорию волновой мультицикличности. Инновацию он представил, как основу конкуренции нового типа, а именно эффективную конкуренцию в отличие от волновой конкуренции. Инновации создают продуктовую монополию нового товара, а именно эффективную монополию являющуюся естественным элементом экономического развития. Своевременное инновационное обновление капитала по средством научно-технических, технологических, экономических и управленческих нововведений предоставляют возможность преодоления спадов в промышленном производстве.

   Исследуя волны экономической  конъюктура Сергей Юрьевич Глазин на жизненный цикл технологического уклада. Развитие технологического уклада включает 3 фазы с периодом 100-150 лет.

1 фаза – фаза его зарождения  и становления в экономике  предшествующего технологического   уклада.

2 фаза – структурная перестройка экономики на базе новой технологии производства и доминирование уклада в течение 50-70 лет.

3 фаза – отмирание устаревшего  и доминирование нового технологического  уклада. Волны отсутствуют. Развитие  технологий происходит через  её метаморфозы, т.е. взаимного перехода технологий друг в друга. Характеристика метаморфоз представлена в табл.2.1

Наиболее глубокой формой качественных преобразований техники является научно-технические революции. Исходной базой первой НТР была создана в начале 20 века в результате открытий квантовой механики, радиоактивности, делимости ядра. Результатами первой НТР стали появление ЭВМ, атомных реакторов, лазеров, пластмасс, космических аппаратов, телевидения, многократное расширение и дифференциация ассортимента продукции. Значительное повышение эффективности общественного труда, удешевление новой техники. Микроэлектроника, биотехнологии, информатика, развитие робототехнических и гибких производственных систем, роторно-конвертных линий, экспериментальная отработка термоядерной электроэнергетики, высокотемпературная сверхпроводимость, плазменная, мембранная, электронно-импульсная технологии.

В настоящее время получает очертание 3-ья НТР на основе автоматических систем с искусственных интеллектом, искусственных нейронных систем матриц.

Наноэлектроники – технологии, оперирующие  отдельными автоматами с помощью  специальных сборщиков, имеющих  размеры миллиардные доли.

В настоящее время выдвинут перечень наиболее распространенных и новейших концепций научно-технического развития.

1. Концепция жизненного цикла  продукции (ЖЦП). Рассматривающая  жизненный цикл как совокупность  процессов, исследования и проектирование, изготовление, обращение и потребление  продукции, и как объект управления  развитием.

2. «Концепция петли качества».  Рассматривающая совокупность  этапов жизненного цикла продукции, обеспечивающих качество продукции в виде замкнутого цикла управления.

3. Концепция жизненных циклов  спроса, технологии и спроса, рассматривающая  процессы технического развития  в виде трехуровневой динамической системы – спрос, сменяющиеся технологии, сменяющиеся товары.

4. Концепция инновационной цепи, рассматривающая жизненный цикл  продукции в виде совокупности  этапов, таких как идеи, исследования, создания продукта, производства, распределение.

5. Концепция рутинных изменений,  рассматривающая процессы технологических  нововведений в виде совокупности  субмоделей организации и внедрение  новых технологий.

6. Концепция реадаптации, рассматривающая  нововведения, как процесс преодоления  сопротивления (инерции поведения) организации, которая сопровождается приспособлением новшества к организации путем его переосмысливания, переизобретения.

7. Концепция совмещения влияния  рыночных факторов и организационного  поведения (деловой политики и  организации производства) на диффузию (проникновение) нововведения, выдвигающая гипотезы воздействия на процесс развития факторов предложения и отраслевых структурных факторов

Информация о работе Концепция инновационного менеджмента