Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:46, лекция
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления, создания и использования производственно-коммерческой деятельности необходимой для получения экономически-социальных и экологических результатов.
Стратегической задачей инновационного менеджмента является последовательное инновационное распределение социально-экономической системы.
8. Концепция технологических
Области применения концепций НТР при создании нововведений различного уровня радикальности табл.2.2
Наименование концепции |
Радикальность нововведений | |||
Эволюционная |
Средней радикальности |
Радикальные |
Преобразующие | |
Концепция жизненного цикла продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
Концепция петли качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
Концепция ЖЦ спроса,технологии,товара |
ЖЦТО |
ЖЦТС |
ЖЦТС,ЖЦС |
ЖЦС |
Концепция инновационной цепи |
+ |
+ |
+ | |
Концепция рутинных изменений |
+ |
+ |
||
Концепция реадаптации |
+ |
+ |
+ |
|
Концепция совмещения |
+ |
+ |
||
Концепция технологических укладов |
+ |
+ |
Тема 3. Методологические подходы к инновационному менеджменту.
Концепции менеджмента определяется представлениями о действительности, которая постоянно изменяется вместе с изменением среды менеджмента. В первой половине 20 века в рамках школ научного направления и классического менеджмента активно действовала рационалистическая концепция менеджмента. Основной её целью являлась производительность труда за счёт нормирования работ, систематизации оплаты труда, построение логической последовательности, применение принципов производительности. Своё внимание менеджеры уделяли только внутренним факторам. Но в середине 50-х годов данная концепция уже не обеспечивала требуемого роста производительности труда и снижала конкурентоспособность организации, поэтому внутренние факторы дополняются внешними факторами, к ним прежде всего относят хозяйственные связи с активными участниками деловой среды (акторами), такие как поставщики, потребителя, конкуренты, инвесторы и т.п. А также политические, экономические, социальные и другие факторы. Причём воздействие внешней среды отличается сложностью, неопределенностью, разнообразием. К данной среде необходимо постоянно приспосабливаться. Новая концепция получила ряд названий в зависимости от факторов наиболее значимых для достижения целей конкретной фирмы. Маркетинговая, информационная (средства коммуникации и информационные процессы), индивидуалистская (фактор конкуренции) концепции.
С середины 80-х годов происходит существенное изменение среды, она становится неопределенной, неожиданной. Новая совокупность факторов внешней среды и изменение внешних условий привели к замедлению темпов экономического роста. Потребовалось осваивать новую совокупность основных факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие (развитая научно-исследовательская база, передовая наука и техника, интеллектуальный потенциал страны, научно-техническое сотрудничество стран). Возникла новая инновационная концепция менеджмента. Особое значение в рамках данной концепции приобретает создание инновационного потенциала организации, как реакция на изменение внешней среды. Она имеет стратегический характер. Политика организации должна быть направлена на инициирование перемен, на проведение систематизированной инновационной деятельности. Это менеджмент современной стадии развития цивилизации. Методологическое развитие инновационного менеджмента связано со следующими подходами: факторным, функциональным, системным, ситуационным.
Факторный подход: представляет науку и технику в качестве важнейшего фактора развития экономического потенциала страны. Определяет оценочные критерии для каждого фактора развития научно-технического потенциала инновационной фирмы. Применение главным образом экстенсивных рычагов развития, связанных с комплексным расширением научно-технической сферы. Использует для управления инновационными процессами статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Использует нормативные методы планирования и организации.
Лекция 3 (21.10.2010)
Функциональный подход:
Представляет инновационный
Модели рационализации организационной структуры инновационной фирмы.
Системный подход:
Представляет включающую взаимосвязанные и взаимодополняемые элементы, ориентированные на достижение общих целей развития инновационной фирмы с учетом внутренней и внешней её среды.
Обеспечивает учет множества факторов, влияющих на управленческие решения и рассматривают их по взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.
Ситуационный подход:
Использует достижения каждого из перечисленных подходов для конкретных инновационных ситуаций. Дает возможность анализировать внутренние и внешние успехи инноваций, систематизировать варианты поведения и оптимально синтезировать их для сложившейся ситуации управленческих решений. Рекомендует применение конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях.
Системные принципы построения инновационной системы, как открытой системы, следующие:
Механизм управления инновационной деятельностью.
Цели инновационного менеджмента связаны:
Цели инновационного менеджмента подразделяются на:
Приобретенными целями инновационного менеджмента являются
Тактические цели :
Структурные цели:
Связаны с рациональным взаимодействием функциональных подразделений инновационной фирмы (НИОКР, производство, финансы, маркетинг и др.) Основная целевая задача инновационного менеджмента состоит в гармонизации развития инновационной фирмы.
Под функциями инновационного менеджмента понимается состав общих задач управления или осуществления инноваций.
Выделяют 2 группы функций:
1-ые отражают содержание стадий управления инновационной деятельностью таких как: формирование целей, учет, контроль, регулирование организаций.
2-ые отражают управленческие
процессы, способствующие эффективному
осуществлению основных
К ним относятся социально-психологические аспекты.
Методы инновационного менеджмента – это система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями с целью выработки рациональных управленческих решений.
К специфическим правилам эффективного инновационного менеджмента относятся:
Принятие решений в
Систематизация управленческих решений предлагает их отнесение к различным уровням менеджмента, функциям управления, формам и методам принятия решения.
Система планирования инноваций в инновационных фирмах включает систему различных планов. Их состав и содержание определяется:
Люди преследуют 3 типа целей:
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые представлен, даны или установлены вышестоящим руководством или традиционные.
Является наиболее краткосрочным
и чаще всего осуществляется в
небольших подсистемах
Тактическое планирование – выбор средств и задач необходимых для достижения целей, либо традиционно учитывают средне-срочную перспективу и охватывает взаимосвязи между подсистемами организаций и между ними и организацией в целом.
Стратегическое планирование – состоит из выбора средств, задач и целей, но идеалы задаются или устанавливаются высшим руководством, либо традиционные, но иногда не формируются вообще. Является долгосрочным и охватывает не только внутренние отношения, но и отношения между организацией как в целом, и её «деловым» окружением, с которой она непосредственно взаимодействует и на которую она оказывает непосредственное влияние.