Концепция инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:46, лекция

Описание работы

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления, создания и использования производственно-коммерческой деятельности необходимой для получения экономически-социальных и экологических результатов.
Стратегической задачей инновационного менеджмента является последовательное инновационное распределение социально-экономической системы.

Файлы: 1 файл

716.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

4 Механизм инвестиций проектное предприятие научно-технического профиля.

Позволяет осуществлять неполный инновационный  проект первого вида. Инвестиции осуществляются только в НИОКР, и поэтому должны предусматриваться обменные сделки по купле-продаже научно-технической  продукции, обретающие форму товара. Данный механизм может функционировать только при наличии системы доверительных отношений между создателем научно-технической продукции и конечными потребителями. Это условие вызвано тем, что маркетинговые риски сбыта как для создателя научно-технической продукции, так и для производителя нового продукта очень высоки при осуществлении долгосрочного проекта.

5 Инвестирование по технике  проекта «Спин-офф».

Предполагает распространение  акционерного права на регулирование  отношений с отдельными подразделениями реорганизуемой инновационной фирмой с одновременным их акционированием или выделение из состава инновационной фирмы подразделения с утратой над ним полного управленческого контроля, превращением его в дочернее предприятие. Это имеет место при создании нового предприятия группой работников крупной инновационной фирмы.

6 Механизм инвестиций в совместную  деятельность, реализуется неполный  инновационный проект 2-ого вида.

Осуществляемый двумя хозяйственными единицами, одна из которых уже имеет результаты ранее проведенных НИОКР, которые финансировались из средств государства или собственных средств. Применение механизма финансово-промышленной группы предполагает банковские инвестиции, основа которых составляет вложения в акционерный капитал вновь созданного предприятия. ФПГ формируется на базе финансовых учреждений, технологических и кооперативно связанных промышленных предприятий, научных, торгово-сбытовых и страховых организаций. Основная цель ФПГ состоит в диверсификации производства путем инвестиций в инновации.

7 Механизм научно-технического  холдинга.

Позволяет создать крупную кампанию учредителя, владеющую контрольным  пакетом акций, активы которые состоят  из реальных активов, необходимых для  проведения НИОКР, а также акций  промышленных предприятий, осуществляющих развертывание серийного производства нововведений. Для инвестирования проектов привлекаются инвестиции в собственный и заемный капитал холдинговой компании, которая является координатором, как отдельных этапов инновационного проекта, так и всего проекта в целом. Пример, Русавтопром. Основные типы корпоративных структур России приведены на рис.7.2

Ассоциации:

- ассоциация научных технологических  парков и инкубаторов бизнеса

- союз инновационных предприятий

- союз независимых (инжиниринговых) операций фирм

- российский инновационный союз

- ассоциация управления проектами

- ассоциация поддержки малых  инновационных предприятий, технологических центров и технополисов

В 2006 году последняя – национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий.

В настоящее время действует 8 межрегиональных  ассоциаций: Дальневосточная, Уральская, Сибирское соглашение, Северо-западное, Северо-кавказское, Черноземье, Большая  волна, Центральная Россия.

Учредительные центры – это территориальные сообщества, вновь созданных организаций производственной сферы, предназначенные для поддержки и развития региональной инновационной деятельности.

Инновационные центры при университетах – создаются на базе крупных университетах при финансовой государственной поддержке, стимулирующие разработки новых технологий.

Научные парки – это форма сотрудничества университета с промышленностью в области создания инновационной продукции. 1991 год –первый парк в МГУ.

Отечественные наукограды – с градообразующими научно-производственными комплексами, которыми накоплен наибольший потенциал прогрессивных технологий в основном в областях авиа-космических и военных технологиях.

В настоящее время около 70 городов, поселков городского типа и обособленно  распложенных частей города с общей численностью населения около 3 млн. человек могут претендовать как территории с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала на наименование наукоградов и по существу являются таковыми. Только в МО – более 20, на Урале – 10, в Сибири – 13. В 2000 году стал город Обнинск Калужской области. К таким территориальным образованиям также относятся закрытые территориальные образования - это территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовления, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (предприятия), для которых устанавливается режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные правила проживания граждан.

Развитие и поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства  связана с такими формами организации  как: инкубаторы, центры промышленной технологии, инновационные центры, технологические паки, венчурное финансирование.

Инкубаторы – это организации, созданные университетами, крупными компаниями, местными органами для предоставления вновь возникающим компаниям за относительно умеренную плату земельных участков, помещений, доступа к лабораторному оборудованию и консультативным услугам по техническим, экономическим, управленческим и юридическим вопросам. Отличительной особенностью данной формой организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта, помогает ему создать и освоить ему новые технологии. Инкубаторы помогают начинающим предпринимателям избежать дорогостоящих ошибок, поскольку инкубатор подбирая своих подопечных тщательно проверяет их финансовое состояние и рискозащищенность планов. Большинство существующих в мире инкубаторов представляет собой «смешанные» предприятия 4-х видов: корпоративные, общественные, университетские и частные. Они различаются как по целям создания, так и по преобладающему источнику финансирования. Их характеристики приведены в таблице

Основные цели и источники финансовых средств

Инкубаторы

Корпоративные

Общественные

Университетские

Частные

Цели

       

Участие в будущих доходах

***

-

*

***

Получение арендной платы

*

*

*

**

Диверсификация производства

*

-

-

-

Создание новыз рабочих мест

-

***

-

-

Экономический рост и диверсификация экономики региона

-

**

-

-

Обкатка новых идей

**

-

***

-

Создание учебного полигона бизнеса

-

-

***

-

Источники финансовых средств

       

Промышленные фирмы

***

*

-

-

Местные органы власти

-

***

**

*

Университеты

-

***

***

-

Частные лица

-

*

-

***

Субсидия правительства

-

**

*

*

Пожертвования

-

**

*

-

***-доминирующие

       

**-значимые

       

*-второстепенные

       

 

Для инкубаторов, созданных на базе университетов и институтов основными целями являются апробирование идей, проведение практики студентов, позволяющих им испытать свои возможности в новом бизнесе.

Инновационно-технологические центры.

Являются отечественной формой малого инновационного бизнеса. Они ориентированы на мелкие высокотехнологичные предприятия и предназначены для осуществления прикладных исследований с высокой вероятностью успеха. Соединение новшества с капиталом и предпринимателями, привлечение общественных и частных фондов, чтобы обеспечить новые внедренческие компании на стадии их становления.

Центры промышленной технологии.

Проводят экспертизы научных исследований и оказывают консультации мелким промышленным предприятиям, а также  единичным новаторам при освоении научно-технических нововведений.

Технологические парки.

- это территориально замкнутые  центры, где новые мелкие и  средние предприятия ведут НИОКР,  в результате которых создаются  и доводятся до стадии практического  использования новые продукты  и технологии. Матрица основных организационно-правовых  форм научно-технической политики представлены в странице 12 в табл.7.4

Можно выделить 3 группы мелких средних  предприятий, действующих в сфере  исследований и разработок:

  1. Патиенты – «Хитрые лисы». Используя различия в качестве товара в сервисе и рекламе придерживаются стратегии дифференциации продукции, и занятие узкого сегмента рынка своей нишей, которая отличается устойчивой обособленностью. Они агрессивно воздействуют на рынок и завоевывают его любыми методами. При захвате рынка Патиенты вынуждены заниматься технологическим развитием производства, поэтому в отдельным случаях они организуют венчурные фирмы, которые создают для них новые технологии. Большинство из них поглощаются крупными компаниями.
  2. Эксплеренты – «Ласточка». Выступают как компании пионеров в создании «прорывных» радикальных нововведений. Они поставляют на рынок первые экспериментальные образцы и зондируют его на предмет спроса на новый товар. Это рисковое предприятие, немногие фирмы этой группы выдерживают конкурентную борьбу и становятся крупными специализированными фирмами или новыми лидерами.
  3. Коммунтанты – «Серые мыши». Мелкие и средние предприятия. Содействуют диффузии и рутинизации нововведений за счет активного продвижения новых продуктов и технологий. В массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Продукция дешевле в 2-2,5 раза.
  4. Крупные предприятия относятся к виолентам. Фирмы силовой стратегии. Действуют в сфере характеризуется массовым выпуском продукции, они подразделяются на национальные виоленты – «Храбрые львы», межнациональные виоленты – «Могучие слоны» и деструктивные виоленты – «Неповоротливые бегемоты». Деструктивные виоленты имеют гигантский оборот, постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли и становятся часто убыточными, если вовремя не устраняют чрезмерную диверсификацию и не избавляются от убыточных производств и не снижают издержек на предприятиях.
  5. Летоленты. Диверсификация деятельности, смена кадрового потенциала.

На разных этапах жизнедеятельности социально-экономических систем действуют различные группы фирм:

На этапе становления – Экплеренты

На этапе роста – Патиенты

На этапе насыщения – Виоленты на национальном уровне

На этапе зрелости – Виоленты на мировом уровне

На этапе стагнации – Деструктивные виоленты

На этапе падения – Коммутанты

На этапе выбытия – Летоленты

Задача каждой фирмы уйти от падения.

Лекция (02.12.2010)

…и/или иного положительного эффекта.

На макроэкономическом уровне инвестиции служат основанием для уско


Информация о работе Концепция инновационного менеджмента