КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Концепция создания автоматизированной информационной системы (АИС) Самарского онкологического центра разработана коллективом сотрудников Научно-производственного предприятия "ИНТЕК". В настоящее время здание Самарского онкологического центра находится в стадии строительства, поэтому в качестве исходной информации использовались строительные чертежи, концепция и техническое описание, а также функциональная и техническая программа Самарского онкологического центра.
В Самарском онкологическом центре (СОЦ) будет использована административно-хозяйственная структура и медицинская технология, принятые в Самарском областном онкологическом диспансере (СООД), поэтому настоящая Концепция опирается на анализ медицинской технологии, внутреннего и внешнего документооборота онкологического диспансера. Привязка топологии информационной системы к зданию СОЦ будет осуществлена на этапе технического проектирования АИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 5
2.1. Описание подразделений 7
2.1.1. Поликлиника 7
2.1.2. Стационар 9
2.1.3. Лечебно-диагностический корпус 12
2.1.4. Бухгалтерия 14
2.2. Особенности и недостатки в организации работы СООД 15
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 17
3.1. Основные принципы построения АИС 17
3.2. Направления компьютеризации 20
4. СТРУКТУРА АИС И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
4.1. Состав и функциональные характеристики подсистем 21
4.2. Состав и функции АРМов 25
4.3. Структура сети АИС 33
4.4. Информационные фонды АИС 37
5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 39
6. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АИС 43
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
8. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 47
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ СТАНЦИЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 48

Файлы: 1 файл

bestref-53096.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Врач отделения регулярно осуществляет медицинский осмотр больных, результаты которого записывает в медицинскую  карту стационарного больного (МКСБ), проводит операции, выписывает направления  на анализы и дополнительные обследования.

После проведения операции врач формирует  протокол операции, который заносится  в журнал записи оперативных вмешательств и в медицинскую карту.

Медицинская карта стационарного  больного кроме описания истории  болезни и протоколов операций содержит также медикаментозные, режимные и диетические назначения, результаты анализов и обследований.

При выписке больного лечащий врач на основании истории болезни  формирует выписной эпикриз, где  отражены основные моменты протекания заболевания и описаны методы лечения, и заполняет статистическую карту выбывшего из стационара, которая поступает в ОМК. Выписной эпикриз вместе с результатами последних анализов передается в поликлинику и дополняет амбулаторную карту. Медицинская карта стационарного больного после окончания лечения хранится в архиве в течение 25 лет.

Зав. отделением должен по окончании  каждого отчетного периода формировать  статистические отчеты и экспертные оценки качества работы врачей своего отделения. Эти сведения поступают к зам. главного врача по лечебной части, обрабатываются, на их основе формируются показатели деятельности стационара и СООД в целом. Они служат критерием для начисления заработной платы врачам. Схема формирования интегрального показателя работы медперсонала отделения приведена на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Схема формирования интегрального  показателя работы отделения

 

Старшая медсестра отделения должна составлять требования на медикаменты  в аптеку, вести учет расхода медикаментов в отделении, осуществлять связь  с другими отделениями стационара и подразделениями СООД, а также осуществлять контроль за работой среднего и младшего медперсонала и вести дневники экспертной оценки их работы.

Обязанностью медсестры отделения  является выполнение назначений врача  согласно листу назначения и проведение процедур, которые фиксируются в журнале учета процедур.

Схема документооборота специализированного  отделения стационара показана на рис. 6.

 

Рис. 6. Схема документооборота специализированного  отделения стационара

2.1.3. Лечебно-диагностический корпус

Лечебно-диагностический корпус является подразделением СООД и объединяет отделение  функциональной диагностики, отделение  ультразвуковых исследований, эндоскопическое  и рентгенологическое отделения, операционный блок, отделение реанимации, барозал, лаборатории и аптеку. Рассмотрим подробнее состав и назначение основных подразделений лечебно-диагностического корпуса.

2.1.3.1. Отделение функциональной  диагностики

Отделение функциональной диагностики  состоит из кабинетов функциональной диагностики, которые предназначены для проведения исследований с использованием современных методов диагностики с целью уточнения диагноза и оценки эффективности лечения. Отделение функциональной диагностики включает кабинеты электрокардиографии, фонокардиографии и деографии легких.

Пациенты направляются на обследование в кабинеты функциональной диагностики  из всех специализированных отделений  стационара, которые формируют предварительные  заявки на обследование.

После проведения обследования заключение передается в отделение лечащему врачу и подклеивается к медицинской карте. Результаты обследования заносятся в журналы, которые хранятся в кабинете.

Аналогично осуществляется взаимодействие палатных отделений стационара с  рентгенотделением, которое состоит  из кабинетов общей диагностики, инвазивной диагностики и маммографии.

2.1.3.2. Лабораторная служба

Лабораторная служба СООД - это  специализированное подразделение, предназначенное  для проведения лабораторных исследований биоматериалов, которые поступают  из всех отделений стационара.

Лабораторная служба включает в  себя клиническую, биохимическую, гематологическую, бактериологическую, иммунологическую, гистохимическую, гистологическую  и цитологическую лаборатории, а  также лабораторию радионуклидной диагностики.

Биоматериал поступает в лабораторию  с направлением, где указаны ФИО  пациента, у которого он взят, отделение  и ряд служебных параметров. Поступившие  биоматериалы регистрируются в журнале  регистрации и разносятся вместе с направлениями по лабораториям.

В лаборатории просматриваются данные о пациенте и перечень проводимых методик записывается в журнал лаборатории. Каждый лаборант формирует для себя из журнала программу на день по выполняемому им перечню методик. По выполнении методики результаты заносятся в журнал лаборатории и в направление, которое передается врачу-диагносту.

Врач лаборатории по результатам  анализов формирует заключение и  рекомендации. При необходимости  он может назначить повторное  или дополнительное исследование. По окончании этой работы направления с результатами, заключениями и рекомендациями передаются в регистратуру, а затем разносятся по отделениям.

На основании журналов лабораторий  ежемесячно формируются отчеты о  проведенных исследованиях.

Схема документооборота лаборатории  приведена на рис. 7.

 

Рис. 7. Схема документооборота лаборатории

2.1.3.3. Аптека

Аптечная служба предназначена  для своевременного обеспечения  и полного удовлетворения потребности  СООД в лекарственных средствах  и других медикаментах.

Аптека стационара подчиняется  аптекоуправлению, медикаменты получает с аптечного склада, куда регулярно посылает заявки на медикаменты, со стационаром работает на основании денежных расчетов за медикаменты, использованные отделениями.

Каждое отделение регулярно  формирует и направляет в аптеку требование на медикаменты, которое обрабатывается работниками аптеки и на основе этого выставляется счет на медикаменты, использованные отделением.

В аптеке ведутся специальные журналы  учета прихода и расхода медикаментов и журнал учета сроков годности, а также рецептотека экстемпоральных лекарственных форм.

2.1.4. Бухгалтерия

Бухгалтерия СООД осуществляет расчет заработной платы, бухгалтерский учет, учет товарно-материальных ценностей, учет основных средств и финансовый анализ деятельности онкологического диспансера. СООД оказывает медуслуги на основе оплаты затрат по сводным счетам или за наличный расчет. Оплата медуслуг осуществляется следующим образом.

Лечение больного, поступившего по направлению  учреждения здравоохранения Самарской  области, оплачивает ТМО по месту жительства больного.

Больной, пришедший в онкодиспансер  без направления лечащего учреждения, проходит обследование и лечение  в стационаре за свой счет. Стоимость  лечения рассчитывают экономисты бухгалтерии  на основе утвержденного ценника в зависимости от заболевания. Пациент вносит плату в кассу онкодиспансера.

Если пациент направляется из другого  региона с официальным направлением лечебно-профилактического учреждения, то плату за его лечение перечисляет  управление здравоохранения соответствующей области.

Схема бухгалтерского документооборота представлена на рис. 8.

 

 

Рис. 8. Схема бухгалтерского документооборота

 2.2. Особенности и недостатки в организации работы СООД

СООД - это сложная организационная  структура, все подразделения которой работают в тесном контакте друг с другом для обеспечения взаимосвязи и приемственности в лечении больных. СООД охватывает своим обслуживанием практически все население Самарской области (свыше 3,2 млн человек).

Нагрузка на подразделения СООД по статистике составляет :

- поликлиника - 62000 посещений в  год;

- стационар - 8500 человек в год;

В подразделениях СООД собирается и  обрабатывается большой объем информации о поступлении, лечении и движении больных в стационаре и поликлинике. Большая часть этой информации обрабатывается сотрудниками ОМК и ИВЦ.

В подразделениях СООД и между ними циркулирует большой поток медицинской  документации, часть которой неоднократно дублирует по содержанию друг друга. По статистике суточный документооборот  в СООД составляет более 10 тысяч документострок.

Результаты предпроектного обследования СООД позволили выявить следующие  недостатки существующей системы управления:

- необходимость ведения дополнительных журналов регистрации и учета больных по всем службам СООД, что приводит к дополнительным неоправданным затратам рабочего времени медперсонала;

- отсутствие оперативной связи между службами СООД вызывает необходи-мость заполнения и передачи множества учетных и промежуточных форм, дублирующих основную информацию (статистический талон, направление, контрольная карта диспансерного наблюдения, статистическая карта выбывшего из стационара и т. п.), что приводит к частичной потере информации, непроизводительным затратам рабочего времени, необходимости содержать дополнительный штат работников;

- отсутствие возможности получения оперативной информации о больном приводит к увеличению сроков обследования больного, к дублированию обследований, задержке в назначении соответствующего лечения, в результате чего увеличивается время пребывания на больничном или в стационаре;

- отсутствие оперативности в  получении информации по группам  больных, по нозологическим единицам, по проведенным обследованиям  и т.д. приводит к искажению  информации на момент ее получения;

- трудоемкость в обработке информации, полученной в результате обследования больного, ведет к неоперативному получению ее лечащим врачем, снижению пропускной способности кабинета, невозможности введения новых методов обследования;

- отсутствие необходимой оперативной информации в связи с громоздкостью ее сбора и систематизации не позволяет делать оперативный углубленный анализ деятельности для разработки мероприятий по улучшению работы;

- трудность доступа к информации, необходимой для установки дифференциального диагноза, приводит к необоснованному привлечению к консультации чрезмерного количества узких специалистов, назначению ненужных методов обследования;

- значительная часть рабочего времени медперсонала тратится на оформление документов, что сокращает время непосредственного контакта с больным, время диагностического обследования, ухудшает качество работы врача;

- существующая система передачи информации на бумажных носителях из одного подразделения в другое приводит к потерям рабочего времени и увеличивает вероятность потери информации;

- большой объем информации и распределеннность ее по службам затрудняют анализ качества работы каждого специалиста, оценки результатов его трудовой деятельности, что, в свою очередь, не стимулирует его повышать свою квалификацию;

Устранить указанные выше существенные недостатки в организации работы СООД, повысить ответственность медицинского персонала, культуру обслуживания больного, создать более комфортные условия на рабочем месте каждого специалиста позволит комплексная автоматизация СОЦ. Основой ее является автоматизированная информационная система с базами оперативной, справочной, архивной и прочей информации и автоматизированными рабочими местами специалистов.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

3.1. Основные принципы построения  АИС

Построение АИС должно осуществляться в соответствии с основными принципами системного подхода к сложным  информационным системам:

1. Принцип конечной  цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели.

Принцип конечной цели предполагает, что на этапе разработки технического задания на систему в целом и на АРМы необходимо четко и с максимальной детальностью сформулировать цели, достигаемые с помощью АИС, и способы их реализации. При этом должна быть рассмотрена возможность оценки на разных стадиях развития системы степени ее соответствия намеченным целям.

2. Принцип функционального разбиения. Система разбивается на подсистемы по функциональному признаку.

3. Принцип совмещения  функциональной и организационной  структур.

В каждой большой системе можно  выделить собственно систему данного уровня и автономные системы более низких уровней. Собственно система данного уровня делится на функциональные подсистемы, которые являются частями системы, выполняющими определенные функции. Функциональная подсистема не является автономной: она не может работать вне данной управляющей системы, в то время как автономная управляющая система выполняет все виды деятельности системы, но в меньшем масштабе.

Так, например, большая медицинская  система (онкологический центр) включает в себя автономные системы, относящиеся к отдельным подразделениям (поликлиника, стационар и др.) в то же время собственно управляющая система данного уровня состоит из ряда функциональных подсистем (регистратура, статистика и т.п.), которые могут функционировать только совместно. Таким образом, каждая большая система состоит из управляющей системы данного уровня и определенного количества автономных систем более низких уровней. Автономные системы самых низких уровней иерархии могут включать в себя только функциональные подсистемы.

Указанная методика последовательной детализации больших систем отражает их иерархическую структуру.

4. Принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (подсистем).

Принцип единства требует рассмотрения АИС в целом и ее модулей в неразрывной связи друг с другом. Это глобальные и локальные базы данных, глобальные и локальные сети обработки и передачи информации, общесистемные и специализированные АРМы и т.п.

5. Принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой.

Принцип функциональности утверждает, что любая структура тесно  связана с функцией системы и  ее частей, и создавать структуру  необходимо после четкого осознания  функций системы. В случае придания системе новых функций иногда полезно пересмотреть ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему.

Информация о работе КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА