КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Концепция создания автоматизированной информационной системы (АИС) Самарского онкологического центра разработана коллективом сотрудников Научно-производственного предприятия "ИНТЕК". В настоящее время здание Самарского онкологического центра находится в стадии строительства, поэтому в качестве исходной информации использовались строительные чертежи, концепция и техническое описание, а также функциональная и техническая программа Самарского онкологического центра.
В Самарском онкологическом центре (СОЦ) будет использована административно-хозяйственная структура и медицинская технология, принятые в Самарском областном онкологическом диспансере (СООД), поэтому настоящая Концепция опирается на анализ медицинской технологии, внутреннего и внешнего документооборота онкологического диспансера. Привязка топологии информационной системы к зданию СОЦ будет осуществлена на этапе технического проектирования АИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 5
2.1. Описание подразделений 7
2.1.1. Поликлиника 7
2.1.2. Стационар 9
2.1.3. Лечебно-диагностический корпус 12
2.1.4. Бухгалтерия 14
2.2. Особенности и недостатки в организации работы СООД 15
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 17
3.1. Основные принципы построения АИС 17
3.2. Направления компьютеризации 20
4. СТРУКТУРА АИС И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
4.1. Состав и функциональные характеристики подсистем 21
4.2. Состав и функции АРМов 25
4.3. Структура сети АИС 33
4.4. Информационные фонды АИС 37
5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 39
6. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АИС 43
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
8. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 47
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ СТАНЦИЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 48

Файлы: 1 файл

bestref-53096.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

6. Принцип развития: учет изменяемости системы, ее способность к расширению,развитию, замене модулей.

Принцип развития закладывает в основу системы возможность ее усовершенствования и расширения функций. При модульном построении развитие сводится к замене и добавлению новых модулей.

 7. Принцип децентрализации: сочетание централизации и децентрализации в построении модулей и системы в целом.

 Принцип децентрализации рекомендует,  чтобы управляющие воздействия  и принятие решений исходили  не только из главного модуля, как при полной централизации,  но и из подсистем более  низкого уpовня. Система с полной  централизацией будет негибкой, "не приспосабливающейся", не обладающей внутренней активностью. Каналы передачи информации, как правило, в такой системе окажутся перегруженными.

 8. Принцип неопределенности: учет возможности возникновения непред-виденных или неопределенных ситуаций при эксплуатации системы.

 Принцип неопределенности утверждает, что в любой, самой детерминированной  системе, возможны непредвиденные  случайности и ситуации. Для исключения  их влияния на работоспособность  системы необходимо применять  дублирование наиболее ответственных подсистем, оценивать при разработке наихудшие ситуации в системе и проектировать в расчете на них.

9. Принцип защищенности  информации.

Этот принцип охватывает все  меры,которые предпринимаются для  обеспечения сохранности медико-санитарных данных от шагов, которые умышленно или неумышленно могут привести к изменениям,потере или раскрытию этих данных.

Защищенность данных направлена на достижение двух главных целей: обеспечение  целостности данных и гарантии сохранения личной тайны больным и врачом.

Целостность данных предполагает состояние, когда компьютеризованные данные, взятые из первичного документа, не были случайно или с умыслом изменены, потеряны или разрушены. Это означает обеспечение сохранности приобретенных, хранимых, передаваемых или извлекаемых данных против разрушений в результате дефектов технических устройств, недостатков программного обеспечения, операционных ошибок и внешних физических повреждений, кражи зарегистрированных сведений и фальсификации.

Обеспечение сохранения личной тайны  предполагает, что все данные из базы данных о пациенте должны обеспечиваться такими же мерами защиты от разглашения, как и аналогичные сведения, хранящиеся в регистратуре. Только лечащий врач может иметь доступ к специфическим сведениям о больном, поэтому врачу должен быть присвоен идентифицирующий его код. Данные научного характера требуют идентификации исследователя, ведущего тему.

Общий принцип защищенности предусматривает, что медицинские данные не должны быть связаны с какими бы то ни было другими информационными системами и в обычных условиях не подлежат использованию для каких-либо других целей, помимо охраны здоровья пациента. Иногда, однако, делаются исключения, обычно в интересах научных исследований, но такие исключения делаются с осторожностью, всегда по согласованию с лечащим врачом и по мере возможности с согласия самого больного.

 В общем имеется три подхода,к  реализации принципа защищенности  которые должны применяться комплексно, для того чтобы предупредить  возможность нарушения системы  защиты данных: предупредительные меры, применимые в отношении технических средств (ЭВМ), специальные методы использования технологий в оперирующих информационных системах, а также организационные мероприятия и правила.

10. Принцип унификации.

Близкие по своим функциям модули должны быть унифицированы. Унифицированы программные и аппаратные интерфейсы.

11. Принцип поэтапности ввода АИС в эксплуатацию.

Полная реализация АИС потребует  несколько лет. Поэтому система  внедряется поэтапно. Сначала реализуются  функции приема больных, что позволит накапливать базу пациентов, затем добавляются другие компоненты системы. При этом должна обеспечиваться возможность полноценного функционирования модулей (подсистем) на любом этапе.

12. Принцип универсальности.

Этот принцип предполагает возможность тиражирования модулей АИС.

 

3.2. Направления компьютеризации

Компьютеризацию онкологического  центра необходимо вести по следующим  направлениям:

- создание локальных вычислительных  сетей (ЛВС) на базе персональных  компьютеров с целью интеграции технических и информационных ресурсов АИС;

- создание централизованных баз  данных (БД) для хранения историй  болезни и другой медицинской,  административно-хозяйственной и  нормативно-справочной информации;

- обеспечение совместного доступа  пользователей к централизованным базам данных;

- обеспечение и поддержание  целостности данных программными  средствами и за счет оптимизации  структуры БД;

- разработка простого и удобного в эксплуатации программного обеспечения, рассчитанного на пользователя-непрограммиста;

- создание интерфейсов персональных компьютеров с медицинским обору-дованием с целью повышения точности результатов и сокращения времени их обработки;

- обеспечение сохранности информации  за счет дублирования и создания  копий на стримерных лентах.

 

4. СТРУКТУРА АИС И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

4.1. Состав и функциональные характеристики  подсистем

На основе анализа структурных  подразделений СООД и выполняемых  ими функций был сделан вывод  о том, что персонал различных  подразделений и служб выполняет  одни и те же или во многом родственные функции. Поэтому разработку АИС целесообразно проводить, создавая информационные подсистемы, каждая из которых реализует определенный набор родственных функций.

Таким образом АИС СОЦ должна состоять из следующих информационных подсистем:

"Информационная поддержка";

"Регистратура";

"Медицинская карта";

"Справочник врача";

"Журналы учета";

"Аптека";

"Лаборатория";

"Функциональные исследования";

"Диспансерный учет";

"Учет работы медперсонала";

"Статистика";

"Архивирование";

"Учет расхода медикаментов";

"Учет материальных ценностей";

"Кадры";

"Экономист";

"Расчет заработной платы";

"Бухгалтерия".

 

Подсистема "Информационная поддержка" предназначена для формирования и поддержания в актуальном состоянии базы нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования других подсистем: списки отделений, кабинетов, методик исследования, расписание работы кабинетов и врачей и т.д. Основные функции этой подсистемы - ввод и корректировка нормативно-справочной информации и планирование работы кабинетов и врачей.

 

Подсистема "Регистратура" должна автоматизировать работу регистратуры онкодиспансера, связанную с первичной регистрацией пациентов, записью на прием и оформлением соответствующих документов.

Эта подсистема будет выполнять  следующие функции:

- первичная регистрация пациентов;

- запись на прием;

- оформление и учет больничных  листов, справок и других документов;

- получение справки о пациенте;

- ведение журналов регистрации.

Основной задачей подсистемы "Медицинская карта" является формирование и обработка карты амбулаторного больного в поликлинике и медицинской карты стационарного больного в стационаре: ведение истории болезни, получение результатов анализов и обследований, заполнение листа назначений и температурного листа, а также формирование и печать различных документов: направления на анализы, на обследования, на процедуры, направление на госпитализацию, рецепты на лекарства.

Комплекс задач "Справочник врача" предполагает создание автоматизи-рованных справочников и классификаторов, необходимых врачу в процессе работы:

- фармацевтический справочник;

- международный классификатор  болезней;

- алгоритмы диагностики и лечения  и т.д.

Целью создания подсистемы "Журналы учета" является автоматизация процесса ведения различных журналов в отделениях стационара и поликлиники. Подсистема должна обеспечивать формирование соответствующего журнала на основе информации из БД пациентов и корректировку данных. По сути она работает с теми данными, которые формируют подсистемы "Регистратура" и "Медицинская карта", но представляет их в другой форме, делая выборки по группе признаков.

Подсистема "Аптека" должна осуществлять формирование базы лекарств и других медикаментов по группам, помогать вести учет поступления и расходования медикаментов, формировать справки об их наличии. Подсистема реализует следующие основные функции:

- учет медикаментов;

- учет затрат на медикаменты;

- обработка заявок отделений;

- справка о наличии медикаментов.

Комплекс задач "Лаборатория" предназначен для информационного сопровождения взятых на анализ биоматериалов, ввода результатов анализа и заключений врача-диагноста. Подсистема "Лаборатория" тесно связана с подсистемой "Медицинская карта" и формирует для нее данные. Подсистема состоит из отдельных задач:

- регистрация биоматериалов;

- формирование результатов;

- диагностирование и ввод заключения.

Подсистема "Функциональные исследования" представляет собой комплекс задач, который автоматизирует работу врачей, проводящих исследования по специально разработанным методикам с использованием сложного медицинского оборудования и современных методов диагностики. Она также тесно связана с подсистемой "Медицинская карта". Основными функциями подсистемы являются:

- поиск пациента в БД отделения  и просмотр его истории болезни;

- формирование результатов исследования.

Подсистема "Диспансерный учет" должна помогать в организации и проведении диспансерных осмотров населения. В ее функции входит долгосрочное планирование посещений пациентами поликлиники, формирование документов "Карта учета диспансеризации" и "Контрольная карта диспансерного наблюдения", а также статистическая обработка данных по диспансеризации и формирование отчетов по службе.

Подсистема "Учет работы медперсонала" предназначена для формирования экспертных оценок качества работы медперсонала на разных уровнях управления: старшая медсестра, зав. отделением, зам. главного врача по лечебной части, независимый эксперт экспертно-экономического совета. Основными функциями подсистемы являются:

- выбоpочный просмотр историй  болезни пациентов;

- ввод качественных показателей  работы медперсонала;

- автоматическое формирование  количественных показателей работы;

- формирование экспертных оценок на основании качественных и количест-венных показателей.

Подсистема "Статистика" должна обеспечивать сбор, обработку, статистической информации и формировать статистические отчеты по подразделениям, их структурным единицам и диспансеру в целом, а также по категориям пациентов и группам заболеваний.

Она должна использовать данные, формируемые подсистемами "Регистратура", "Медицинская карта", 'Лаборатория" и "Функциональные исследования".

Основной задачей подсистемы "Архивирование" является запись в архив на магнитных носителях медицинских карт пациентов для длительного хранения, получение требуемой информации о пациенте из архива, а также периодическое копирование на стримерные ленты базы пациентов с целью обеспечения сохранности информации.

Подсистема "Учет расхода  медикаментов" должна обеспечить автоматизацию учета поступления и расхода медикаментов в структурных подразделениях, подготовку соответствующих отчетов и формирование требований на медикаменты.

Подсистема "Учет материальных ценностей" позволит автоматизировать процесс учета материальных ценностей в каждом подразделении и на складах онкологического центра.

Подсистема "Кадры" предназначена для автоматизации работы кадровой службы СОЦ и должна выполнять функции учета и анализа кадрового состава сотрудников.

Подсистема "Экономист" призвана автоматизировать расчет стоимости медицинских услуг и формирование фонда экономии заработной платы каждого подразделения онкологического центра на основе сведений, формируемых экспертно-экономическим советом. Необходимость расчета стоимости медицинских услуг связана с переходом на страховую и платную медицину и на прямые расчеты со страховыми компаниями и предприятиями.

Главной функцией подсистемы "Расчет заработной платы" является начисление зарплаты сотрудникам СОЦ с учетом экспертных оценок их работы, формируемых руководителем структурного подразделения.

Комплекс задач "Бухгалтерия" должен осуществлять функции учета финансово-расчетных операций по банковским счетам, учета кассовых операций, а так же автоматизировать процесс ведения главной бухгалтерской книги и составления баланса.

Все подсистемы связаны между собой  информационно через общие базы данных. Схема информационных потоков  подсистем, определяющая их взаимодействие, представлена на рис. 9.

 

 

Рис. 9. Схема информационных потоков  подсистем АИС СОЦ

4.2. Состав и функции АРМов

АИС можно представить как совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), оснащенных персональными компьютерами. АИС СОЦ включает в себя следующие  основные АРМы.

Информация о работе КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА