КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Концепция создания автоматизированной информационной системы (АИС) Самарского онкологического центра разработана коллективом сотрудников Научно-производственного предприятия "ИНТЕК". В настоящее время здание Самарского онкологического центра находится в стадии строительства, поэтому в качестве исходной информации использовались строительные чертежи, концепция и техническое описание, а также функциональная и техническая программа Самарского онкологического центра.
В Самарском онкологическом центре (СОЦ) будет использована административно-хозяйственная структура и медицинская технология, принятые в Самарском областном онкологическом диспансере (СООД), поэтому настоящая Концепция опирается на анализ медицинской технологии, внутреннего и внешнего документооборота онкологического диспансера. Привязка топологии информационной системы к зданию СОЦ будет осуществлена на этапе технического проектирования АИС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 5
2.1. Описание подразделений 7
2.1.1. Поликлиника 7
2.1.2. Стационар 9
2.1.3. Лечебно-диагностический корпус 12
2.1.4. Бухгалтерия 14
2.2. Особенности и недостатки в организации работы СООД 15
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 17
3.1. Основные принципы построения АИС 17
3.2. Направления компьютеризации 20
4. СТРУКТУРА АИС И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
4.1. Состав и функциональные характеристики подсистем 21
4.2. Состав и функции АРМов 25
4.3. Структура сети АИС 33
4.4. Информационные фонды АИС 37
5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 39
6. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АИС 43
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
8. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 47
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ СТАНЦИЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 48

Файлы: 1 файл

bestref-53096.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение Табл. 1

 

Наименование АРМа

Наименование подсистемы

АРМ экономиста

Экономист

АРМ отдела кадров

Кадры

АРМ статиста

Статистика

АРМ архива

Архивирование

АРМ бухгалтера

Расчет заработной платы

 

Бухгалтерия


К АРМам предъявляется ряд общих  требований. Они должны обеспечивать:

- ввод данных с клавиатуры с одновременным контролем вводимой информации;

- вывод на экран дисплея  и печатающее устройство текстовой и графической информации в удобном для просмотра и анализа виде;

- передачу данных по сети;

- обработку информационных запросов пользователя с использованием справочников и классификаторов;

- защиту информации от несанкционированного доступа путем введения системы паролей.

4.3. Структура сети АИС

Комплекс технических сpедств  АИС СОЦ пpедставляет собой совокупность локальных инфоpмационно-вычислительных сетей (ЛИВС) отдельных подpазделений, связанных между собой выделенной широкополосной линией связи. Каждая ЛИВС содержит собственный файловый сервер и рабочие станции пользователей.

Рассмотрим пример.

В двух удаленных друг от друга  помещениях 2-го этажа, кабинетах 211 и 236, размещено по 4 рабочих станции. На 4-м этаже в специально приспособленном помещении установлен файловый сервер.

Для построения сети необходимо установить в каждую рабочую станцию по одному сетевому адаптеру Ethernet, а в файловый сервер установить два таких адаптера (по числу сегментов сети). В кабинетах 211 и 236 монтируется по одному 4-портовому концентратору Ethernet, который соединяется кабелем с сетевыми адаптерами рабочих станций и файлового сервера (рис. 10). Такая топология сети получила название "звезды". Здесь концентратор выполняет роль транспортировщика сообщений от рабочей станции к файловому серверу и обратно.

Рассмотрим еще один пример.

В консультативно-диагностическом  отделении, размещенном на первом этаже, установлено 49 рабочих станций. Сервер ЛИВС консультативно-диагностического отделения находится тоже на первом этаже в серверной комнате.

 

Рис. 10. Пример ЛИВС подразделения  с топологией "звезда"

 

Используем для построения ЛИВС топологию типа "шина" (рис. 11). Здесь все рабочие станции  разделены на 4 сегмента по 10-15 станций  в каждом сегменте. Каждая рабочая станция оснащена одним сетевым адаптером, файловый сервер - четырьмя сетевыми адаптерами.

Выбор той или иной топологии  диктуется соображениями удобства прокладки сетевого кабеля, необходимостью наращивания ЛИВС и расстоянием  между рабочей станцией и файловым сервером (оно не должно превышать 150м).

Для постpоения ЛИВС подpазделений  пpедполагается использовать стандаpт Fast Ethernet, обеспечивающий скоpость передачи данных 100 Мбит/с.

 

Рис. 11. Пример ЛИВС с шинной топологией

 

В качестве рабочих станций ЛИВС должны использоваться персональные компьютеры типа IBM PC/AT-486 с объемом ОЗУ не менее 4 Мбайт, емкостью накопителя на ЖМД не менее 120 Мбайт, цветным монитором SVGA, оснащенные 16-разрядным адаптером Fast Ethernet и принтером со скоростью печати не менее 2 страниц в минуту.

В качестве файловых серверов должны использоваться специализированные компьютеры повышенной производительности и надежности, получившие название суперсерверов. Основными  признаками суперсервера являются:

1. Наличие двух или более RISC-процессоров либо ЦП Pentium корпорации Intel.

2. Наличие многоуровневой шинной архитектуры, в которой высоко-скоростная системная шина связывает множество стандартных шин ввода-вывода, размещенных в том же корпусе.

3. Суперсервер должен поддерживать технологию RAID, режим симметричной многопроцессорной обработки, в котором допускается выделение процессоров для выполнения конкретных задач.

Типичные параметры суперсерверов  приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

   

 

Тип

Стандартная конфигурация

   

 

Цена,

Изготовитель

Изделие

процессора

число про-цессоров

Объем ОЗУ

Объем НЖМД

дол. США

Acer

Altos 17000

Pentium-60

1

16Mбайт

1Гбайт

16820

AST Research

Manhattan SMP

Pentium-60

1

16Mбайт

1Гбайт

19607

Compaq Computer

ProLiant 2000

80486-50

1

16Мбайт

1.05 Гбайт

8700

IBM

PS/2 Server 295

80486-50

1

32Мбайт

3 Гбайт

23600

Olivetti

LSX5040E

80486-66

1

16Мбайт

525Мбайт

12084

Tricord Systems

Power-Frame ES3000

80486-66

1

32Мбайт

520Мбайт

36650

Wyse Technology

760MP

80486-66

1

16Мбайт

1 Гбайт

10802


 

Каждый файловый сервер ЛИВС оснащается несколькими 32-разрядными адаптерами Fast Ethernet (по числу сегментов сети, подключенных к данному серверу). Все соединения между рабочими станциями и файловым сервером выполняются посpедством коаксиального кабеля и витой пары.

В качестве сетевого программного обеспечения пpедполагается использовать сетевую операционную систему NetWare фирмы Novell версии 4 или выше.

Рабочие станции, используемые для архивирования, должны быть оснащены стримером емкостью не менее 250 Мбайт.

Рассмотpенная  стpуктуpа сети дает возможность пользователю любой рабочей станции иметь доступ как к локальным базам данных, так и к инфоpмационным фондам общего назначения.

Высокая надежность обработки, хранения и передачи информации в АИС достигается  за счет использования дисковых массивов с горячим резервированием (RAID - redundant array of inexpensive disks), системы бесперебойного электропитания, автономной системы  аварийного электропитания, применения в качестве файловых серверов специализированных компьютеров повышенной надежности. Дополнительным средством повышения надежности АИС является размещение файловых серверов АИС в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих защиту от хищения, пожара и затопления.

4.4. Информационные фонды АИС

К основным информационным фондам АИС  СОЦ относятся:

регистрационная БД пациентов;

оперативная БД историй болезни;

архивная БД историй болезни  на магнитных лентах (МЛ);

БД медперсонала;

БД медикаментов;

БД материальных ценностей;

БД бухгалтерии;

БД нормативно-справочной информации (НСИ).

Регистрационная база данных содержит ФИО, паспортные данные пациента и уникальный код, который однозначно его идентифицирует. Общий объем информации, хранимой в регистрационной базе, составляет около 50 МБайт.

Оперативные и архивные базы данных имеются в поликлинике и стационаре СОЦ. Оперативная и архивные базы данных хранятся непосредственно в  подразделениях. Они имеют одинаковую структуру в рамках одного подразделения и отличаются сроками хранения информации. В оперативной базе данных накапливаются сведения за текущий год, чтобы иметь возможность оперативного сбора статистической информации, а по его окончании переносятся в архивную базу на стримерных лентах и хранятся там 25 лет. Базы данных историй болезни пациентов состоят из описания истории болезни, результатов анализов и результатов исследований. Прогнозируемый объем оперативной и архивных баз данных для каждого подразделения приведены в табл. 3.

Таблица 3

 

Наименование

Объем базы данных, Мбайт

   

подразделения

оперативная на МД

архивная на МЛ

Поликлиника

2000

16000

Стационар

1500

11000

     

 

Регистрационная БД и базы пациентов  распределены по участкам. БД медперсонала имеется в каждом подразделении и содержит сведения о врачах, среднем и младшем медперсонале данного подразделения.

БД медикаментов должна находиться в аптеке, т.к. там происходит ее формирование. Доступ к ней должны иметь все  АРМы врачей и старших медсестер  для получения справки о наличии медикаментов, а так же АРМ бухгалтера для учета затрат на медикаменты по отделениям.

БД материальных ценностей формируется  и хранится в бухгалтерии.

Базу нормативно-справочной информации можно разделить на БД общего назначения и БД подразделений. К НСИ общего назначения относятся справочники и классификаторы: справочники алгоритмов диагностики и лечения, международный классификатор болезней и т.п. Эта информация должна быть общедоступной и место ее хранения определяется с учетом этого фактора. НСИ подразделения составляют списки кабинетов, расписания работы кабинетов и врачей, перечни проводимых назначений и процедур и т.д. Эти данные должны храниться непосредственно в подразделении.

Кроме перечисленных основных баз  данных в системе будут присутствовать и другие, имеющие локальный характер. Состав и структура этих баз будут разработаны на этапе технического проектирования.

 

5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО  ЦЕНТРА

Традиционная технология работы СООД в связи с внедрением АИС  претерпит неизбежные изменения, которые коснутся организации лечебно-диагностического процесса и работы всех подразделений и служб диспансера. Рассмотрим подробнее организацию работы основных подразделений, обеспечивающих лечебно-диагностический процесс.

Технология работы поликлиники в рамках АИС такова: пациент обращается в регистратуру и регистратор делает запрос о нем в регистрационную базу данных, откуда получает сведения о пациенте. Если больной обратился впервые, то регистратор вводит его данные с клавиатуры и они записываются в базу данных. Затем он вызывает расписание работы нужного кабинета или врача, выбирает удобное время и данные пациента автоматически заносятся в расписание. Пациенту распечатывается талон на прием к врачу, в котором указаны номер кабинета, дата, время и фамилия врача.

Пациент приходит в назначенное  время, врач запрашивает из регистрационной  БД его регистрационные сведения и из БД историй болезни амбулаторную карту. В процессе обследования врач формирует протокол, который заносится в амбулаторную карту, при необходимости может напечатать направление на анализы, на дополнительные обследования, рецепты на лекарства. В процессе работы он может обратиться также к автоматизированным справочникам: фармацевтическому, справочнику алгоритмов диагностики и лечения, международному классификатору болезней и др.

С внедрением компьютерной технологии отпадает необходимость ручного  заполнения различных журналов в  регистратуре и дневников врача, т.к. эти документы будут формироваться  автоматически на основе информации, имеющейся в регистрационной БД и БД историй болезни.

Административно-управленческий персонал и вспомогательные службы поликлиники  имеют доступ к базам данных для  просмотра, анализа и коррекции  хранимой там информации и получения  статистических отчетов по различным параметрам и их комбинациям.

Изменения коснутся также и организации  работ в стационаре. Пациент приходит в стационар, имея при себе направление  лечебно-профилактического учреждения на госпитализацию. Медсестра приемного  отделения запрашивает сведения о нем в регистрационной БД поликлиники или регистрирует его, если он обратился впервые. Затем она вызывает справку о наличии свободных мест в том отделении стационара, куда необходимо направить больного, и принимает решение о его госпитализации. Если это решение положительно, то медсестра вводит дополнительные данные о пациенте: температуру тела, назначения и пр., которые заносятся в БД историй болезни отделения. Если больной не подлежит госпитализации по какой-либо причине, то ему выдается справка.

Врач отделения ежедневно должен работать с медицинской картой больного, которую он запрашивает в БД историй  болезни отделения для просмотра  и добавления новых записей. Он заполняет  лист назначений, протоколы операций, формирует направления на анализы, дополнительные обследования и физиотерапевтические процедуры.

Лаборатория и "узкие" специалисты  также имеют возможность получить из БД историй болезни медицинскую  карту больного и занести туда результаты анализов и обследований.

В процессе работы любой врач может обратиться к автоматизированным справочникам и получить интересующую информацию.

Медсестра отделения после выполнения предписанных врачем назначений и процедур делает отметки в листе назначений, которые используются в дальнейшем подсистемой "Учет работы медперсонала" для формирования экспертных оценок работы медперсонала отделения.

При выписке пациента лечащий врач на основании информации из БД историй  болезни формирует выписной эпикриз, который вместе с результатами последних  анализов передается по сети в поликлинику и заносится в БД историй болезни поликлиники, в приемном отделении ему заполняют больничный лист, запрашивая сведения в БД отделения. Учет справок, больничных листов и прочих документов в приемном отделении осуществляется автоматически, отчеты формируются по запросу пользователя.

Информация о работе КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА