Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа
Настоящая Концепция создания автоматизированной информационной системы (АИС) Самарского онкологического центра разработана коллективом сотрудников Научно-производственного предприятия "ИНТЕК". В настоящее время здание Самарского онкологического центра находится в стадии строительства, поэтому в качестве исходной информации использовались строительные чертежи, концепция и техническое описание, а также функциональная и техническая программа Самарского онкологического центра.
В Самарском онкологическом центре (СОЦ) будет использована административно-хозяйственная структура и медицинская технология, принятые в Самарском областном онкологическом диспансере (СООД), поэтому настоящая Концепция опирается на анализ медицинской технологии, внутреннего и внешнего документооборота онкологического диспансера. Привязка топологии информационной системы к зданию СОЦ будет осуществлена на этапе технического проектирования АИС.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 5
2.1. Описание подразделений 7
2.1.1. Поликлиника 7
2.1.2. Стационар 9
2.1.3. Лечебно-диагностический корпус 12
2.1.4. Бухгалтерия 14
2.2. Особенности и недостатки в организации работы СООД 15
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 17
3.1. Основные принципы построения АИС 17
3.2. Направления компьютеризации 20
4. СТРУКТУРА АИС И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
4.1. Состав и функциональные характеристики подсистем 21
4.2. Состав и функции АРМов 25
4.3. Структура сети АИС 33
4.4. Информационные фонды АИС 37
5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 39
6. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АИС 43
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
8. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 47
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ СТАНЦИЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ САМАРСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА 48
Старшая медсестра, в обязанности которой входит обеспечение отделения медикаментами, делает запрос в аптеку и из БД медикаментов получает справку об их наличии, на основании которой формирует требование на медикаменты.
Процесс учета медикаментов и материальных
ценностей также
Все отчеты по отделению, порционные требования в пищеблок, листок учета движения больных и коечного фонда формируются автоматически на основе информации, имеющейся в базах данных.
Журналы регистрации приемного и специализированных отделений будут поддерживаться самой системой. Интересующую информацию можно будет получить по запросу в любой момент времени.
Внедрение компьютерной технологии значительно облегчит работу вспомогательных служб медсанчасти: отдела кадров, бухгалтерии, архива.
Учет кадрового состава будет сводиться к своевременному вводу информации о новых сотрудниках, поступающих на работу, отметок об увольнении, о повышении квалификации работников. Сводные отчеты по составу и движению кадров формируются автоматически по запросу. АРМ отдела кадров будет формировать и поддерживать БД медперсонала, которая используется многими информационными подсистемами АИС. В частности, она используется подсистемой "Расчет заработной платы" , установленной на АРМе бухгалтера расчетного отдела. Расчет заработной платы осуществляется автоматически на основании табеля учета рабочего времени, коэффициентов трудового участия и протоколов распределения фонда экономии заработной платы по подразделениям. Табель учета заполняется в каждом подразделении и хранится в БД бухгалтерии. Коэффициенты трудового участия и протоколы распределения фонда экономии заработной платы формируются руководителями подразделений и планово-экономическим отделом соответственно с помощью подсистемы "Учет работы медперсонала".
Медицинский архив будет представлять собой архив историй болезни на стримерных лентах. Для более быстрого поиска архивных материалов будут организованы автоматизированные каталоги. Технология работы с архивом такова: если врачу потребовались сведения сроком давности более чем три года, то он посылает запрос в архив, где работник архива устанавливает соответствующую стримерную ленту, вводит данные пациента и информация о нем переписывается в архивную базу данных на магнитном диске, сразу после чего врач может получить ее со своего АРМа. Информация за последние три года хранится в архивной базе на дисках, поэтому она может быть получена в любой момент времени самим врачом и не требует обращения в архив.
Необходимо отметить, что внедрение АИС столкнется с рядом проблем. Одна из них - организационная. Она связана с обучением медперсонала работе с компьютером и программными средствами и снятием психологического барьера перед новой техникой, необходимость освоения которой на первом этапе не всегда очевидна.
Другая проблема заключается в содержательном наполнении АРМов врачей, т.к. для каждой специальности необходимо иметь свою информационно-справочную систему описания истории болезни и экспертную систему постановки диагноза. Эта работа предполагает тесное сотрудничество разработчиков и наиболее квалифицированных, творчески мыслящих врачей различных специализаций.
Еще одна организационная проблема заключается в необходимости создания в онкологическом центре группы АСУ, состоящей из инженеров-электроников и программистов, которая будет заниматься эксплуатацией системы: осуществлять ремонт и наладку технических средств, сопровождать программное обеспечение, заниматься обучением пользователей работе с программными продуктами, выполнять функции администратора базы данных. Только решив эти проблемы, можно будет получить значительный эффект от внедрения АИС.
Обстоятельством, благоприятствующим созданию АИС СОЦ, является одновременная передача в эксплуатацию здания СОЦ, медицинского оборудования и информационной системы.
Создание АИС СОЦ необходимо пpоводить по двум напpавлениям: во-пеpвых, монтаж и наладка системы основного и аварийного электропитания, монтаж и наладка сетевого и компьютерного обоpудования, инсталляция сетевого пpогpаммного обеспечения, а во-втоpых, pазpаботка прикладного пpогpаммного обеспечения, pеализующего функции АИС.
Монтажные работы должны вестись по ходу строительства здания СОЦ и должны быть завершены за 3-5 месяцев до передачи СОЦ в эксплуатацию. После завершения монтажных работ начинается наладка сетевого и компьютерного оборудования и инсталляция сетевого программного обеспечения.
Прикладное программное
Учитывая интенсивность потока пациентов и тот факт, что регистрационная база данных формируется в основном в поликлинике, необходимо в первую очередь смонтировать локальную сеть, которая охватывала бы поликлинику СОЦ. Параллельно можно вести работы по созданию ЛВС стационара, где на первом этапе будут установлены автоматизированные рабочие места в отделе кадров, бухгалтерии, планово-экономическом отделе, в оргметод-кабинете, в аптеке и по одному АРМу в каждом отделении ( в первую очередь - в приемном).
Разработку программного обеспечения необходимо начинать с тех подсистем, которые формируют основные информационные фонды АИС. В первую очередь должны быть разработаны подсистемы "Информационная поддержка" и "Кадры". Подсистема "Информационная поддержка" создает базы данных нормативно-справочной информации: списки подразделений СОЦ, отделений, кабинетов, методик исследования, формирует расписания работы кабинетов и врачей. Подсистема "Кадры" формирует базу данных медперсонала. Параллельно можно проводить работы по созданию подсистемы "Аптека", которая будет формировать базу медикаментов.
После того, как создана база НСИ,
можно приступать к формированию
БД пациентов,которая начинается с
заполнения регистрационной базы данных,
поэтому должны быть разработаны
функции подсистемы "Регистратура",
которые позволяют
К числу первоочередных относятся АРМы медсестры приемного отделения стационара, которые будут формировать регистрационную базу пациентов отделений и вести журналы регистрации. Эти данные служат основой для создания АРМа справочного бюро стационара.
На первом этапе нужно разработать
и внедрить комплекс программ по бухгалтерскому
учету, включая задачи расчета заработной
платы, подсистему "Экономист", которая
на этом этапе будет реализовывать
функцию расчета стоимости меди
По одному АРМу необходимо установить в каждом отделении стационара и у каждого врача поликлиники, на которых реализовать функции подсистемы "Медицинская карта". На первом этапе будет осуществляться поиск пациента в базе данных, ввод информации, необходимой для формирования журналов регистрации отделений и дневников врачей, сбора статистических данных, а также заполнение листов назначений, температурного листа и печать различных документов. Информацию, которую подготавливает подсистема "Медицинская карта", использует подсистема "Журналы учета", поэтому она тоже может быть разработана и внедрена на этом этапе.
В стационаре АРМ отделения должен реализовывать еще и функции подсистемы "Аптека", которые заключаются в получении справки о наличии медикаментов в аптеке и формировании требования на медикаменты.
На этом этапе необходимо автоматизировать
процесс обработки
На втором этапе автоматизации предполагается обеспечить связь между локальными сетями поликлиники и стационара, что потребует доработки АРМа медсестры приемного отделения стационара, чтобы регистрационные сведения о пациенте запрашивались в поликлинике, а при их отсутствии вводились и передавались туда по сети.
Доработке подлежит и подсистема "Медицинская
карта", которая должна получить
возможность
На этом этапе может быть разработана
и внедрена подсистема "Лаборатория",
которая будет установлена на
АРМах регистратора биоматериалов,
лаборанта и врача-диагноста
Следующим шагом автоматизации является создание подсистемы "Учет работы медперсонала", которая выполняет функции по расчету интегрального показателя работы врачей и среднего медперсонала, а на их основе формирует показатели работы подразделений. Эти показатели используются подсистемой "Экономист" при формировании фонда экономии заработной платы.
Необходимо разработать также АРМ архива, который обеспечит сохранность баз данных пациентов, и установить его в поликлинике и стационаре.
Дальнейшее развитие получит подсистема "Статистика". На втором этапе необходимо ввести в эксплуатацию ее сетевой вариант, в котором информация для формирования статистических отчетов по персоналу и пациентам будет выбираться из централизованных баз данных отделений, а не вводиться вручную.
На третьем этапе должны быть
усовершенствованы уже
Необходимо разработать также ряд новых подсистем, связанных с учетом расхода медикаментов и материальных ценностей и с обеспечением врачей автоматизированными справочниками.
В процессе эксплуатации системы будет происходить ее дальнейшее структурное, функциональное и техническое развитие.
1. Технические требования к информационной системе Самарского онкологического центра. - Самара: СООД, ИНТЕК, 1994. - 9с.
2. Самарский онкологический центр: Функциональная и техническая программа. - Лаваль, Канада. - 1994. - 86с.
3. Самарский онкологический центр: Критерии проекта и техническое описание. - Лаваль, Канада: Cartier Groupe. - 1994. - 58с.
4. Самарские известия, 5 ноября 1994г.
5. NetWare Buyer's Guide. Volume V, No.2. - Provo, USA: Novell, 1993.
6. Многопроцессорные РС-серверы. - ComputerWorld-Moscow, No44 (152), 1994.
В разработке настоящей Концепции принимали участие сотрудники Научно-производственного предприятия "ИНТЕК" (в алфавитном порядке): Алимпиев А.В. (заместитель директора), Изосимов О.А. (руководитель проекта), Малахова Н.В. (ведущий специалист).
Приложение
Сводная таблица
Номер пункта |
Наименование |
Количество компьютеров | ||
п.1 |
Приемный покой/ Администрация |
67 | ||
п.2 |
Подсобные службы |
43 | ||
п.3 |
Поликлиника |
67 | ||
п.4 |
Радиотерапия |
34 | ||
п. 5 |
Диагностика и лечение |
192 | ||
п.6 |
Лечебное отделение |
10 | ||
ВСЕГО по Самарскому онкологическому центру |
413 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА,
ОБОРУДОВАННЫХ КОМПЬЮТЕРАМИ
------------------------------
Номеp | Название | Название | Кол. |
комн. | помещения | АРМа | ПЭВМ |
-------|----------------------
1. |ПPИЕМНЫЙ ПОКОЙ/АДМИНИСТРАЦИЯ | | 67 |
1.1 |ПPИЕМНЫЙ ПОКОЙ | | 11 |
1.1.10 |ПPИЕМ | | 1 |
1.1.12 |Пpиемно-спpавочное |"Спpавочное бюpо" | 1 |
|бюpо | | |
1.1.20 |ПPИЕМНЫЙ ПОКОЙ/ПОЛИКЛИНИКА | | 8 |
1.1.21 |Бюpо пpиема |"Регистpатуpа" | 7 |
1.1.25 |Кабинет начальника |"Администpатоp" | 1 |