Концепция стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики - новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Общая концепция стратегического управления
1.1 Сущность и понятие стратегического управления
1.2 Функции и основные принципы стратегического управления
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии
1.3.1 Анализ среды
1.3.2 Определение миссии и целей организации
1.3.3 Анализ и выбор стратегии
1.3.4 Выполнение стратегии
1.3.5 Оценка и контроль выполнения
Глава 2 Стратегическое управление компании ОАО «Газпром»
1.1 Общая характеристика компании ОАО «Газпром»
1.2 Определение миссии и цели компании ОАО «Газпром»
1.3 Стратегический анализ
1.4 Реализация стратегии компании ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Yakovleva_36m131_Kontseptsia_strategicheskogo_uprav.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студентка  1 курса

очной формы обучения                               Яковлева Ольга Андреевна

 

Научный руководитель

канд.экон.наук, доцент                               Ужахова Лейла Магомедовна

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

 

 

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                           Дата

                      ________________                                                                                        ______________2014

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1 Общая концепция стратегического управления

    1. Сущность и понятие стратегического управления

    1. Функции и основные принципы стратегического управления

    1. Процесс разработки и реализации стратегии

      1. Анализ среды
      1. Определение миссии и целей организации

      1. Анализ и выбор стратегии

      1. Выполнение стратегии

      1. Оценка и контроль выполнения

Глава 2 Стратегическое управление компании ОАО «Газпром»

    1. Общая характеристика компании ОАО «Газпром»

    1.  Определение миссии и цели компании ОАО «Газпром»

    1. Стратегический анализ

    1. Реализация стратегии компании ОАО «Газпром»

Заключение

Список литературы

Приложения

 
 

 

введение

Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики - новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие субъекты оказались вне стратегического управления.

Стратегическое управление - это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического управления - значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Цель работы: Определить концепцию стратегического управления. Проанализировать стратегическое управление ОАО «Газпром»

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию  стратегическое управление.

2. Рассмотреть систему  стратегического управления.

3. Раскрыть методику принятия стратегических управленческих решений.

4. Дать общую характеристику компании ОАО « Газпром»

5. Произвести стратегический анализ ОАО «Газпром»

6. Расмотреть основные стратегии компании ОАО «Газпром»

Объектом исследования: ОАО «Газпром».

Предмет исследования: система стратегического управления  ОАО « Газпром».

При написании работы были использованы теоретический метод, метод изучения документации.

Структура курсовой работы состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1 Общая концепция стратегического управления

    1. Сущность и понятие стратегического управления

В литературе существует огромное множество определений стратегического управления. Его можно определить как процесс постановки и выбора наиболее перспективных целей развития организации, повышения ее рентабельности и конкурентоспособности, закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Так же, стратегическое управления – это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному повышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов.

Главной задачей стратегического управления является подготовка организации к возможным изменениям рыночной ситуации, для того чтобы он могла противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.

Выделяют четыре фактора-условия определяющие актуальность стратегического управления:

1. Во второй половине  ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению, исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в.

2. Множественность задач  наряду с расширением географических  рамок деятельности национальных  экономик приводила к дальнейшему  усложнению управленческих проблем.

3. Возрастала роль высшего  звена управления, в то время  как совокупность управленческих  навыков, выработанных в первой  половине века, все меньше соответствовала  условиям решения возникавших задач.

4. Усиливалась нестабильность  внешней среды, что повышало вероятность  стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.

Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.

Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом.

Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.

Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово-коммерческие группы

Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм - Mars, Siemens, Sony, Procter & Gamble, L'0real и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде.

Главная цель стратегического управления - развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды

1.2. Функции и основные принципы  стратегического управления

Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.

1. Разделение управления  имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому  законодательству, в акционерном  обществе только собрание акционеров-собственников  может принимать решения об  изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты  налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации  предприятий, открытии и закрытии  филиалов и т.д. В то же время  собственник (в том числе фонд  государственного имущества) не  вправе вмешиваться в управление  производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение  работников и т.д.). Арендодатель  следит за изменением стоимости  своего имущества, соотношением  активов и пассивов, прибылей  и убытков, внесением арендной  платы, но не может указывать  арендатору условия реализации  продукции и распределения доходов.

Информация о работе Концепция стратегического управления