Концепция стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики - новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Общая концепция стратегического управления
1.1 Сущность и понятие стратегического управления
1.2 Функции и основные принципы стратегического управления
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии
1.3.1 Анализ среды
1.3.2 Определение миссии и целей организации
1.3.3 Анализ и выбор стратегии
1.3.4 Выполнение стратегии
1.3.5 Оценка и контроль выполнения
Глава 2 Стратегическое управление компании ОАО «Газпром»
1.1 Общая характеристика компании ОАО «Газпром»
1.2 Определение миссии и цели компании ОАО «Газпром»
1.3 Стратегический анализ
1.4 Реализация стратегии компании ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Yakovleva_36m131_Kontseptsia_strategicheskogo_uprav.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)
    1. Определение миссии и цели компании оао «Газпром»

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:

1. Наращивание объемов  добычи газа.

2. Своевременная поставка  газа российским и зарубежным  потребителям.

3. Диверсификация маршрутов  и укрепление энергетической  безопасности Европы.

4. Диверсификация рынков  и продуктов.

Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект.

 

    1. Стратегический анализ

Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ

К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: персонал, организационная структура.

Персонал организации

Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

В организации существует система непрерывного фирменного профессионального образования персонала ОАО «Газпром» и его дочерних обществ по добыче, переработке и транспортировке газа. В 2010 г. прошли обучение 35,6 тыс. руководителей и специалистов.

Для реализации Программы премирования руководящих работников ОАО «Газпром» акциями компании в 2007 г. была проведена подготовительная работа по приобретению ОАО «Газпром» собственных акций (получена директива Правительства Российской Федерации и принято решение Совета директоров по этому вопросу от 24.12.2007 г. № 1117).

Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.

Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.

В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

В целом же существует ряд мер, посредством которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

- Газпром реализует капиталоемкие  проекты, в то числе международные;

- заключает новые договора, вкладывает деньги в производство  и разведку, велики темпы развития;

- эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации  производства);

- уплата долгов в бюджет, налоги;

-не повышаются цены  на газ, стабильное снабжение  газом;

Анализ факторов внешней среды

Характеристика экономической ситуации в отрасли

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:

- нефть выступает энергоносителем  общемирового значения, газ - в основном  регионального, уголь – локального;

- резкий рост потребления  углеводородов, который в обозримом  будущем не будет заменен альтернативными  источниками энергии;

- резкий рост потребности  развивающихся азиатских стран  в энергоресурсах с учетом  продолжающегося экономического  роста, быстрого увеличения численности  населения и чрезвычайно высокой  энергоемкости национальных экономик;

- увеличение разрыва между  объемами потребления (растет) и  объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

- активов для слияний  и поглощений становится все  меньше, поэтому в последние годы  основные слияния происходят  исключительно в рамках одной  страны или же общего геополитического  пространства;

Таким образом, интересы, приоритеты и ожидания акционеров связаны со следующими показателями:

-реализация прав акционеров;

-дивиденды, их размер;

-как отразятся решения, принимаемые руководством «Газпрома», на его дальнейшем развитии;

-важность долгосрочного  роста стоимости акционерного  капитала Общества;

-совершенствование системы  корпоративного управления и  повышению прозрачности компании;

-рост рыночной капитализации  ОАО «Газпром»;

- снижения издержек компании;

-размещений облигаций;

-снижение стоимости привлечения  финансовых ресурсов;

-улучшение структуры  долгового портфеля;

-повышению эффективности  работы Общества как вертикально  интегрированной компании и оптимизации  структуры управления основными  видами деятельности на уровне  дочерних организаций;

-внедрение новых технологий;

-повышение экономической  эффективности экспорта;

-необходимость расширения  минерально-сырьевой базы Общества;

-сохранение социальной  защищенности работников в процессе  проводимых структурных изменений;

-приведение акций Общества  к единой системе обращения;

-определение условий  доступа независимых производителей  к «трубе» таким образом, чтобы  стимулировать привлечение их  средств для развития газотранспортных мощностей.

SWOT-анализ позволяет определить  причины эффективной или неэффективной  работы компании на рынке, это  сжатый анализ маркетинговой  информации, на основании которого  делается вывод о том, в каком  направлении организация должна  развивать свой бизнес и в  конечном итоге определяется  распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является  разработка маркетинговой стратегии  или гипотезы для дальнейшей  проверки. (Приложение 1)

    1. Стратегии компании оао «Газпром»

Стратегической целью Компании является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надёжности поставок.

Для того чтобы продемонстрировать, в какой мере стратегия Компании соответствует задачам устойчивого развития, необходимо понять, что включает в себя заявленная формула лидерства, каким образом интересы основных заинтересованных сторон учитываются в стратегии Компании.

Газпром выстраивает свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворить энергетические потребности экономики России, зарубежных стран и максимально использовать возможности, открывающиеся на международных энергетических рынках.

Определяя стратегическую цель, Газпром ориентируется на глобальные тенденции: энергетические потребности населения Земли будут расти по мере роста объёма мирового валового продукта. Временное сокращение энергопотребления в 2008–2009 гг., связанное с финансовым кризисом и снижением темпов промышленного роста, не изменило очевидной закономерности – мировое потребление энергии будет увеличиваться.

Под лидерством в глобальной энергетике Газпром подразумевает не только наивысшие показатели производственной и инновационной деятельности. Компания расширяет понятие лидерства, включая в него также способность быстрее других и с гарантией положительного результата при любых сценариях ответить на актуальные вопросы современной энергетики.

Сегодня международная общественность стоит перед необходимостью решения задачи, как обеспечить энергией население Земли с наименьшим ущербом для окружающей среды и будущих поколений. Предлагая свой ответ, Газпром стоит на реалистичных, рациональных позициях и исходит из убеждения, что в ХХI в. ископаемые виды топлива в мировом энергобалансе по-прежнему будут доминировать. При этом наиболее предпочитаемым компонентом «энергетической корзины» в настоящем и ближайшем будущем останется природный газ.

Для такого вывода есть объективные основания:

– газ – наиболее безопасный с экологической точки зрения вид углеводородного сырья;

– запасы газа значительны, поэтому он может обеспечить потребности населения Земли при реализации любых сценариев развития энергетической отрасли;

– значительное время и инвестиции потребуются для того, чтобы возобновляемые и нетрадиционные источники энергии стали реальной альтернативой углеводородному топливу;

– развитие технологий добычи и транспортировки газа (в том числе в виде сжиженного природного газа (СПГ)), а также появление новых продуктов на основе природного газа, таких как синтетическое жидкое топливо, способствуют тому, что газ находит массового потребителя в любом районе земного шара, рынок газа стал глобальным.

В понятие лидерства Газпром вкладывает также задачу занять и удерживать такие позиции на международном рынке, которые позволят развивать потенциал самой Компании, используя возможности, открывающиеся в связи с появлением новых технологий. Газпром является одной из крупнейших инновационных компаний в глобальной энергетике и нацелен на постоянное повышение своего технологического уровня.

Таким образом, стратегическая задача достижения лидерства имеет несколько аспектов.

Географический аспект.

Это курс на сохранение доли на традиционном европейском рынке при условии обеспечения необходимой рентабельности продаж, а также расширение участия в зарубежных проектах и развитие деятельности на новых рынках.

Ресурсный аспект. Поддержание запасов на уровне, достаточном для выполнения всех контрактных обязательств.

Технологический аспект. Деятельность по созданию предпосылок для быстрого перехода на новые технологии в каждом из звеньев технологической цепочки в случае появления неопровержимых аргументов в пользу необходимости и оправданности таких нововведений.

Организационный аспект. Совершенствование управления деятельностью и развитие взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Экологический и социальный аспекты. Развитие бизнеса Компании с учётом необходимости бережного отношения к окружающей среде и участие в социально-экономическом развитии регионов присутствия.

Взвешенность решений – это требование, которое предъявляет к себе руководство Газпрома. В бизнесе, в котором решения сегодняшнего дня определяют развитие на многие годы вперёд, нельзя делать поспешные шаги, не проверенные практикой и научно обоснованными расчётами. Газпром руководствуется соображениями, близкими к основной цели устойчивого развития, – удовлетворять потребности нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

Основные ожидания заинтересованных сторон Компании по-прежнему связаны с газовым бизнесом. Это объясняется, прежде всего, тем, что Газпром является основным производителем газа в России и занимает заметное место в мировом производстве. В связи с этим свою миссию ОАО «Газпром» видит в надёжном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.

Выполнению миссии способствуют запасы углеводородного сырья, права на разработку которых принадлежат Газпрому, и наличие газотранспортной системы. Свою деятельность по развитию ресурсной базы и транспортной системы, в том числе участие в реализации международных проектов транспортировки природного газа по дну Балтийского и Чёрного морей, Газпром рассматривает как свой вклад в укрепление гарантий обеспечения энергоресурсами европейских государств.

Ещё одно направление, способствующее выполнению миссии, – развитие переработки. Природный газ является источником компонентов, которые могут быть использованы при создании ценных и инновационных продуктов.

В соответствии со Стратегией развития газохимического и газоперерабатывающего комплексов.

Газпром планирует увеличивать степень извлечения и эффективного использования ценных компонентов добываемого сырья, а также расширять номенклатуру выпускаемой продукции. Эти планы соответствуют и приоритетным задачам развития национальной экономики. Таким образом, в своей основе стратегия Компании направлена на развитие газового бизнеса и на достижение целей устойчивого развития, таких как обеспечение доступности энергоресурсов для потребителей и надёжности их поставок, а также рациональное использование природных ресурсов и разработка новых продуктов на их основе.

Информация о работе Концепция стратегического управления