Концепция стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики - новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1 Общая концепция стратегического управления
1.1 Сущность и понятие стратегического управления
1.2 Функции и основные принципы стратегического управления
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии
1.3.1 Анализ среды
1.3.2 Определение миссии и целей организации
1.3.3 Анализ и выбор стратегии
1.3.4 Выполнение стратегии
1.3.5 Оценка и контроль выполнения
Глава 2 Стратегическое управление компании ОАО «Газпром»
1.1 Общая характеристика компании ОАО «Газпром»
1.2 Определение миссии и цели компании ОАО «Газпром»
1.3 Стратегический анализ
1.4 Реализация стратегии компании ОАО «Газпром»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Yakovleva_36m131_Kontseptsia_strategicheskogo_uprav.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

На всех этапах своей истории Газпром играл ключевую роль в осуществлении государственной энергетической политики. С момента акционирования Компания начала воспринимать корпоративные интересы и интересы государства с учётом того факта, что у неё появились новые заинтересованные стороны в лице акционеров и инвесторов, не связанных с государством.

При этом сохранилась общность миссии по обеспечению энергетической стабильности страны. Поэтому Компания проводит политику тесного сотрудничества и взаимодействия с государством, которое является одной из её основных заинтересованных сторон.

В своей стратегии Газпром учитывает цели, поставленные в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Компания принимала участие в разработке этого документа. Предложения Газпрома вошли в Сводный план мероприятий государственной энергетической политики в части:

– оптимизации топливно-энергетического баланса;

– диверсификации экспортных энергетических рынков;

– диверсификации структуры экспорта, включая предложения по повышению доли СПГ в экспорте газа.

В соответствии с этим долгосрочные планы Компании ориентированы на решение следующих задач:

– формирование новых центров добычи и переработки углеводородного сырья в восточных регионах страны;

– освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий России;

– развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;

– развитие нетопливной энергетики;

– энергосбережение.

Компания использует современный подход к реализации стратегии, основанный на системе планирования с использованием стратегических целевых показателей (СЦП).

В ходе стратегического планирования интегрируются задачи инвестиционной, финансовой и операционной деятельности. Инструментом этой интеграции является стратегическая финансово-экономическая модель Компании, которая обеспечивает формирование Программы её развития на 10 лет. В системе бюджетирования планы детализируются на период от одного до трёх лет, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджетных показателей и ориентировать их на достижение стратегических целей Компании.

Ряд СЦП первого и второго уровней соответствуют задачам, имеющим непосредственное отношение к целям устойчивого развития, а именно:

– показатели, отражающие эффективность мер по энергосбережению и сбережению ресурсов (коэффициент восполнения запасов, удельные технологические потери);

– экологические показатели (уровень эмиссии ЗВ и парниковых газов);

– показатели, характеризующие уровень промышленной безопасности (частота аварийности и несчастных случаев);

– социально значимые показатели (данные по обучению сотрудников).

СЦП первого уровня утверждаются Советом директоров. Достижение поставленных целей на основе СЦП учитывается при оценке деятельности высшего руководства и руководителей структурных подразделений Компании.

Управление финансовыми ресурсами и инвестициями осуществляется в целях сохранения стабильности Компании и её способности воплотить в жизнь стратегию развития.

Кризисные явления на мировых финансовых рынках стали испытанием на прочность, доказавшим способность Компании оперативно принимать решения, благодаря которым продолжается деятельность по достижению поставленных целей.

В 2008 г. Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил основные принципы антикризисной финансовой стратегии, своевременно внеся изменения в некоторые параметры деятельности.

В 2009 г. антикризисная финансовая стратегия ОАО «Газпром» включала следующие элементы:

– многовариантность бюджета;

– оперативная корректировка инвестиционной программы, позволившая сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее значимых проектах;

– сокращение управленческих расходов;

– мобилизация внутренних финансовых ресурсов и сокращение объёмов внешних заимствований;

– управление дебиторской задолженностью, оборотным капиталом и долгом;

– реализация непрофильных активов и оптимизация структуры управления активами;

– управление финансовыми рисками.

Проанализировав 2 главу, мы видим, что открытое акционерное общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. ОАО «Газпром» имеет достаточно сложную и широкую организационную структуру. Его главный центр располагается по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Наметкина, д.16., тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц. ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Газпром позиционируется как вертикально интегрированная компания, которая предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.

Основными целями Газпрома:

1. Наращивание объемов  добычи газа.

2. Своевременная поставка  газа российским и зарубежным  потребителям.

3. Диверсификация маршрутов  и укрепление энергетической  безопасности Европы.

4. Диверсификация рынков  и продуктов.

Газпром располагает самыми большими в мире запасами природного газа. Его доля в мировых доказанных запасах газа составляет около 17%, в российских – более 60%. Обширная ресурсная база создает предпосылки для роста добычи газа компанией в долгосрочной перспективе.  Также компания является мировым лидером по добыче газа. В 2010 г. Газпром добыл 556 млрд м3. В 2012 г. уровень добычи, по планам компании, составит 570 млрд м3 газа. Таким образом, среднегодовые темпы роста невысоки – около 0.5%. Тем не менее, Газпром стабильно наращивает добычу и при росте цен на газ может ускорить разработку ряда месторождений.

Основными проблемами, которые препятствуют развитию Газпрома, являются: Дефицит газа. Пока дефицит газа у концерна носит гипотетический характер, который объясняется, прежде всего, тем, что в данный момент, Газпрому выгоднее экспортировать газ, а это, при существующих темпах прироста добычи, приводит к тому, что монополия просто ограничивает в поставках основных промышленных потребителей газа в России.

 

заключение

В результате проведённого исследования по теме "Концепция стратегического управления" можно сделать ряд выводов:

Основой построения системы управления являются люди, системы информационного обеспечения, рынок.

Принципы стратегического управления организацией еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений при принятии стратегических решений в организации. При этом на вооружение должны быть взяты в первую очередь те технологии и методы, которые позволяют сделать процесс принятия стратегических решений более гибким, более полно и адекватно учитывающим те реальные ситуации, в которых приходится функционировать организации.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на стратегию развития организации оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как ОАО «Газпром» необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.

Сегодня Газпром - крупнейшая газовая компания в мире, и эффективности ее управления играет большую роль в социально-экономическом развитие России. Поэтому важно вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.

Анализ структуры и деятельности Газпрома показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности со стороны стран-поставщиков газа (Каспийский регион, Центральная и Средняя Азия и Ближний Восток), а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.

Методы управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Необходимо обратить внимание на тот аспект, что в отчетном году выросли управленческие затраты, в результате чего было предложено сократить их более, чем на 24%, а разницу направить на социальное развитие предприятия, на улучшение благосостояния работников. Таким образом, данное мероприятие будет иметь как экономическую, так и социальную эффективность.

В качестве возможных путей дальнейшего совершенствования системы управления «Газпром» считаем ведение систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.

 

 

 

Список литературы

1. Стратегический учёт. – учебное  пособие для институтов //Под ред. В. Э. Керимова. - М.: Омега-Л, 2009.- с.301.1

2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Н.И. Кабушкин – М.: Остожье, 2009.- с.255.2

3. Казанцев А.И. и др. Основы менеджмента. Практикум. А.И. Казанцев – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.307.3

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2011.- с.386.5

6. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы  стратегического управления: - М.: Информационно-внедренческий  центр «Маркетинг», 2009.- с.458.6

7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический  менеджмент: – М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2009.- с.361.7

8. Коротков Э.М. Концепция менеджмента:–  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- с.158. 8

19. Литвак Б.Г. Разработка управленческого  решения: – М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2009.- с.234.9

10. Локминов А.Н. Стратегический менеджмент:– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- с.102.10

11. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: – М.: Дело, 2009.- с.236. 11

12. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегий: - Спб.: Питер, 2009.- с.452.12

13. Попов А.И. Стратегический менеджмент:–  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- с.305.13

14. Пирожков В.А. Основы менеджмента: - М.: Омега-Л, 2010.-с.308. 14

15. Томпсон А.А. и Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2009.- с.182.15

16. Турусин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.325.16

17. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: - М.: ИНФРА-М, 2011.- с. 255.17

18. Хасби Д. Стратегический менеджмент. - М.: Контуры, 2010.- с.255. 18

19. Официальный сайт ОАО «Газпром».

Приложение 1

SWOT-анализ деятельности  ОАО « Газпром»

Потенциальные внутренние сильные стороны

Потенциальные внутренние слабые стороны

1.Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации  производства)

2. Большие запасы газа  на территории России

3. Диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок  газа в Европу

4. Способность удовлетворять  растущий с каждым годом спрос  на энергоресурсы

5. Лидирующее место по  темпу роста рыночной капитализации  среди европейских компаний

6. Большие затраты на  НИОКР; 95 % используемых технологий  соответствуют современным требованиям

7. Развитие производства  и морской транспортировки сжиженного  природного газа (СПГ)

8. Соблюдение всех требований  Конвенций Международной организации  труда, ратифицированных РФ

9. Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная  деятельность

10. Жесткость в отстаивании  корпоративных интересов

11. суммарная экономия  топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)

1. Необходимость развития  сбытовой сети

2. Необходимость инвестировать  серьезные средства в разработку  новых месторождений

3. Недостаточное финансирование  проектов, направленных на диверсификацию  поставок газа

4. Отставание темпов роста  добычи от темпов роста потребления  газа;

5. Стоимость акций Газпрома  все-таки остается заниженной  в цене

6. Проблема модернизации  действующей системы магистральных  газопроводов

7. Невозможность обеспечения  растущего с каждым годом спроса  на энергетические ресурсы за  счет поставок СПГ

8. Отток квалифицированных  кадров в другие организации  ТЭКа

9. Большие затраты на  рекламу, спонсорство и поддержание  имиджа

 

Потенциальные внешние возможности организации

Потенциальные внешние угрозы

1. Сохранение достигнутых  позиций на европейском газовом  рынке

2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки  и стран АТР)

3. Газовые ресурсы Центральной  Азии дают возможность выхода  на новые рынки сбыта при  сохранении надежности поставок  традиционным потребителям

4. Признанный лидер рынка

5. Возможности расширения  ассортимента продукции

6. Контроль над всеми  конкурентами внутри России

7. Независимость в выборе  поставщика газа

8. Лидирующее место в  сфере распределения газа

9. Резкий рост мировой  потребности в энергетических  ресурсах

10. Заинтересованность государства  в развитии газовой промышленности  на территории страны

11. Отсутствие политического  элемента в газовом ценообразовании  на внешнем рынке; установление  рыночных цен

12. Вертикально интегрированная  компания

1. Проводимая на государственном  уровне политика по недопущению  иностранных компаний в качестве  операторов разработки наиболее  перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение)

2. Сохранение транзитных  рисков

3. Ставка на закупки  среднеазиатского газа вместо  инвестиций в добывающие проекты;

4. Низкая прибыльность  из-за внутренних регулируемых  тарифов на газ

5. Выход на рынок иностранных  конкурентов с более низкими  издержками, связанными с добычей  и экспортом нефти

6. Организация имеет серьезных  конкурентов в лице стран, обладающих  большими запасами газа

7. Ослабление позиций  Газпрома на рынке Средней  Азии за счет усиления поставок  газа Туркменистаном и Узбекистаном  в другие страны

8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС

9. Снижение уровня обеспеченности  мировой экономики запасами нефти  и газа

10. Рост политических рисков  в регионах, наиболее богатых  углеводородами

11. Регламентация Правительством  РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным  ценам


 

 


Информация о работе Концепция стратегического управления