Концепция внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в подробном рассмотрении проблемы значимости внешней среды предприятия и ее влияния.
На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-исследование и установление проблемы по данной теме;
-анализ имеющихся теорий, точек зрения, тенденций и путей решения по данному вопросу;
-рассмотрение индивидуально предоставленной ситуации, прилегающей к теме курсового проекта.

Файлы: 1 файл

kursova.docx

— 94.93 Кб (Скачать файл)

Опираясь на анализ глубинных процессов, можно предсказать многое из того, что остается скрытым от глаз, сложности видимых условий, и что может обнаружить себя внезапным ударом по интересам предприятия как стратегическая неожиданность.

Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить надвигающиеся угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения этих угроз и возможностей, роль оценки и анализа внешней среды в процессе планирования достижения миссии заключается, по существу, в ответе на три конкретных вопроса (рисунок 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Направления оценки и анализа внешней среды.

 

Следовательно, предприятие вынуждено не только определять и оценивать множество факторов внешней среды, влияющих на его текущую деятельность, но и прогнозировать возможные последствия нестабильности среды в будущем.

Как текущее, так и прогнозируемое состояние факторов внешней среды может иметь драматическое влияние на деятельность предприятия, если оно не будет вырабатывать адекватную реакцию. Будучи подвижной и полной неопределенности, внешняя среда глубоко и всесторонне затрагивает жизнь организации. Быстрые и непредсказуемые изменения факторов внешней среды способны преподнести организации серьезные, неожиданные и тяжелые удары. Все это говорит о том, что организация должна постоянно и внимательно следить за всеми изменениями внешней среды, используя для этого современные методы и приемы.

Анализ и оценка факторов внешней среды для менеджеров дает возможность:

        а) понимать, что представляет собой внешняя среда, какие конкретные факторы она включает, какое их содержание и характеристики;

        б) определять требования и ожидания внешней среды, которые необходимо учитывать в деятельности организации, для ее эффективной деятельности;

         в) оценивать степень и характер влияния факторов внешней среды на деятельность организации;

         г) объективно определять возможности, которыми обладает организация для удовлетворения требований и ожиданий внешней среды, а также угрозы, которые несет внешняя среда, если организация будет игнорировать эти требования;

         д) своевременно адаптировать деятельность организации к влиянию внешней среды, к ее требованиям и ожиданиям.

 

 

 

 

  1. Общие характеристики внешней среды

 

    1. Составляющие внешней среды предприятия

 

В практике деятельности предприятий имеет место сложное взаимодействие и влияние переменных элементов предприятия на факторы внешней среды. Очевидно, что каждый отдельно взятый фактор будет воздействовать на различные предприятия по-разному.

Довольно часто они образуют своеобразную «цепную реакцию», при которой действие одного фактора образует «круги на воде», вызывающие активность других факторов. Такие действия факторов обусловлены их общими характеристиками. В ряде исследований в области менеджмента выделяются, как правило, четыре основные характеристики внешней среды. Эти четыре характеристики, взятые из книги М. X. Мескона и др., следующие:

   1) взаимосвязанность факторов внешней среды;

   2) сложность внешней среды;

   3) подвижность внешней среды;

   4) неопределенность внешней среды.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Проявление этой характеристики можно проиллюстрировать на примере ситуации, в которой оказались предприятия Украины после 1991 года.

Политические провозглашения суверенитета государств создали ситуацию, при которой политические факторы оказали сильное воздействие на общее экономическое состояние предприятий Украины. Рост цен на энергоносители (особенно на нефть), монополия России на ее поставку повлекли за собой общее повышение цен на все виды продукции.

Резкое отставание уровня заработной платы от уровня цен сильно сказалось на покупательной способности населения. Готовая продукция оказалась, вместо потребительского рынка, на складах предприятий. Проводимая государственная налоговая и кредитно-финансовая политика создала заторы в финансовых артериях. Предприятия лишились оборотных средств и стимулов к повышению производительности труда. Произошел спад производства. К этому можно было бы добавить и целый ряд других фактов, но достаточно и этих примеров, чтобы показать сложную систему взаимосвязанности факторов внешней среды и их сильного воздействия на деятельность предприятий.

Факт взаимосвязанности не имеет государственных границ и особенно значим для мирового рынка.

Специалисты недавно ввели понятие «хаотических изменений» для описания внешней среды 80-х годов, которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью. Эмери и Трист указывают, что «выживание становится решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о ее окружении».

 

    1. Сложность внешней среды

 

Под сложностью внешней среды подразумевается комплекс факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Разные организации осуществляют свою деятельность в разных внешних условиях. Так, на одну организацию оказывает влияние весь набор факторов внешней среды, а на другую - только определенная их часть. Например, предприятие, выпускающее продукцию по государственному заказу и использующее всего несколько входных материалов, работает в крупном городе с избытком необходимой рабочей силы, применяет новую технологию, имеет несложную внешнюю среду. У другого предприятия, выпускающего продукцию широкого потребления, рынки сбыта конкурентные. На предприятие воздействует весь набор государственных постановлений и профсоюзных договоров. Для выпуска продукции используется несколько быстроизменяющихся технологий. Эти предприятия имеют очень сложную внешнюю среду.

По показателю разнообразия (вариативности) факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие.

Для того, чтобы организация работала устойчиво, менеджеры должны выявлять прямые и косвенные факторы внешней среды, которые воздействуют или могут воздействовать на ее функционирование и эффективность ее деятельности.

 

    1. Подвижность внешней среды

 

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Подвижность среды создает нестабильность условий деятельности организации. Нестабильность определяется тремя характеристиками: степенью привычности, темпами (скоростью) изменения и предсказуемостью будущего.

Привычность событий характеризует условия подвижности факторов внешней среды. Они могут быть привычными для организации, изменяться в пределах накопленного организацией опыта, неожиданными, но имеющими аналоги в прошлой деятельности организации, неожиданные и совершенно новые для деятельности организации.

Темпы изменений характеризуют возможности организации вырабатывать реакцию на проявление воздействий факторов внешней среды. Темпы изменений принято измерять тремя оценками: медленнее, чем реакция организации; сравнимая с реакцией организации; быстрее, чем реакция организации.

Предсказуемость будущего определяет характер изменения факторов внешней среды по отношению к организации. Организация может иметь среду, предсказуемую по аналогии с прошлым, предсказуемую путем экстраполяции, предсказуемые серьезные проблемы и новые возможности, частичную предсказуемость по слабым сигналам (ранним и неточным признакам наступления важных событий), непредсказуемые изменения.

Прежде чем мы решимся на важные шаги в развитии предпринимательства (изменение технологии, разработку новой продукции, расширение рынка сбыта и т. п.), нам необходимо определить количественно параметр подвижности внешней среды. Без знания этой характеристики бизнес становится рискованным.

Подвижность среды - это явление общее. Но ее значение зависит не только от конкретной организации, от ее отраслевой сферы деятельности и используемой технологии, но и от вида деятельности конкретных подразделений организации. Например, американские исследователи (М. X. Мескон, И. Ансофф и др.) установили, что у предприятий фармацевтической, химической и электронной промышленности, биотехнологии, производства компьютеров подвижность среды выше, чем у предприятий машиностроения, кондитерской и мебельной промышленности.

Другой пример - во многих американских фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды (он отслеживает все технологические нововведения), а производственный отдел работает в относительно медленно изменяющейся среде. Для предприятия важно знать три основных параметра (рисунок 3).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Основные параметры изменения внешней среды.

 

Эти параметры желательно оценивать количественно.

 

    1. Неопределенность внешней среды

 

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в достоверности этой информации.

Неопределенность внешней среды характеризуется сильными и слабыми сигналами.

Сильными сигналами является очевидная и конкретная информация, выявленная в ходе наблюдения за факторами внешней среды, на основании которой организация в состоянии дать оценку значимости этих факторов и принять соответствующие меры.

Слабые сигналы представлены малыми объемами информации, характеризующей появление ранних и неточных (есть сомнения в точности информации) признаков изменения определенных факторов внешней среды. Например, страны бывшего социалистического содружества и Ближнего Востока являются очагом серьезных политических конфликтов, но нельзя с уверенностью спрогнозировать, где и когда они возникнут и какую примут форму. При этом необходимо помнить, что такие слабые сигналы очень быстро становятся сильными настолько, что организация может оказаться не в состоянии на них реагировать и ее интересы будут поставлены под удар. Например, длительное время Ирак был зоной политического конфликта. Но в 2003 году события вокруг этой страны стали развиваться настолько быстро, перерастая из политического конфликта в начало военных действий, потребовали от государств и структур бизнеса принятия экстренных мер для предотвращения негативных последствий воздействия внешней среды.

Состояние внешней среды можно охарактеризовать следующими параметрами:

1) взаимосвязанностью факторов (сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы);

2) сложностью (число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию);

3)  подвижностью (относительная скорость изменения среды);

4)  неопределенностью (относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности).

Управление организацией, с точки зрения внешней среды, представляет собой процесс приспособления целей, способов и средств их достижения к требованиям своего окружения и создание такого потенциала, который обеспечивал бы устойчивое и эффективное ее функционирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Форд вчера, сегодня, завтра

 

3.1 Ситуация и  вопросы для ее обсуждения

 

Генри Форд был великим руководителем. Он представлял собой архетип авторитарного предпринимателя прошлого. В начале ХХ века на фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным». Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек.

Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени — 5 долл. в неделю. Так много людей купили модель «Ти», что в 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и заодно почти весь мировой рынок.

В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал Моторс» ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило «Дженерал Моторс» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.

Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо , того чтобы учиться на опыте «Дженерал Моторс», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд долл., который Форд скопил в удачные времена.

Информация о работе Концепция внешней среды