«Форд» — вторая в сегодняшнем
мире автомобилестроительная компания
— в 1994 г. бросила вызов своим конкурентам.
Впервые в своей истории компания ставила
цель превратиться во всемирную корпорацию,
разрушить национальные и региональные
барьеры, которые мешают ей продвигаться
по пути создания «универсальных» моделей
автомобилей, ориентированных на общемировой
рынок сбыта.
Стремясь повысить эффективность
своих громадных инвестиционных программ
и одновременно расширяя гамму собственной
продукции, все пользующиеся мировой известностью
автомобилестроительные компании сталкиваются
с одной и той же сложнейшей проблемой.
Им необходимо сократить цикл доведения
продукции до рынка и в то же время буквально
на ходу «впрыгивать» во вновь возникающие
его секторы, будь то многоцелевые автомобили,
спортивные машины или микролитражки.
Они должны сократить свои огромные расходы
на закупку материалов и комплектующих,
а сделать это можно, если отказаться от
региональной замкнутости и обратиться
к мировым ресурсам деталей и систем.
Крупные японские фирмы — «Тойота»,
«Ниссан» и «Хонда» — сколько-нибудь значимо
вступили на мировые рынки всего 20 лет
назад. Благодаря преимуществам современных
средств связи у них сложились более рациональные
организационные структуры. Во многом
благодаря этому во всех регионах мира
та или иная японская фирма продает, по
существу, один и тот же автомобиль. Например,
модель «Королла» компании «Тойота», продаваемая
в Северной Америке, мало отличается от
той, что продается в Европе или в самой
Японии. Если говорить об основных характеристиках,
то машина разрабатывалась и конструировалась
только один раз, хотя сборка ее осуществляется
на четырех континентах.
Напротив, дочерние компании
американских гигантов — «Форд Европа»
и «Дженерал Моторс Европа» — создавались
как полностью независимые автомобилестроительные
фирмы с законченным циклом производства.
В течение долгих лет большая часть их
продукции проектировалась, разрабатывалась
и конструировалась с ориентацией только
на европейский рынок (иногда, правда,
предусматривался некоторый экспорт в
другие части света). Таким образом, они
дублировали, а не дополняли деятельность
своих материнских компаний в Северной
Америке.
В рамках своей революционной
перестройки компания «Форд» планировала
создать подразделение «Форд Аутомотив
Оперейшнс», в котором эффективно слились
бы европейское и североамериканское
направления бизнеса, а также фордовская
группа компаний — производителей автомобильных
деталей. «Форд» реорганизовалась так,
что на смену практически независимым
региональным компаниям должны были прийти
несколько глобальных, построенных по
видам выпускаемой продукции направлений
— в форме пяти центров автомобилестроительных
программ (ЦАП). Четыре из них должны были
быть созданы в Северной Америке, один
— в Европе.
«Объединив все наши технологические
процессы и избавившись от дублирования
в работе, мы смогли бы оптимально использовать
наши творческие и технические ресурсы»,
— считал председатель правления компании,
ее главный управляющий Алекс Тротман.
Он заявил далее, что новый подход компании
«Форд» к делу обеспечит потребителей
более широкой гаммой автомашин в большинстве
секторов рыка и создаст гарантии высокой
конкурентоспособности компании как по
качеству, так и по стоимости продукции
на фоне даже самых сильных
соперников во всем мире.
В то же время упрощение процессов
конструирования, материально-технического
снабжения и других видов деятельности
«существенно сократит издержки компании».
Согласно этой оценке, потенциальная экономия
вследствие реорганизации к концу десятилетия
составила бы не менее 2 — 3 млрд долл. в
год.
Уже более десяти лет компания
нащупывала свой путь к расширению масштабов
своей деятельности на весь мир. Ее высшее
руководство давно испытывало буквально
танталовы муки в поисках «философского
камня» — так называемого общемирового
автомобиля, а также жаждало добиться
экономии, связанной с «однократной» разработкой
изделий для его производства и продажи
на различных континентах.
Первая попытка была сделана
в конце 70-х гг., когда была предложена
общая программа создания модели «Форд
Эскорт» в Европе в Северной Америке. Однако
автомашины, сошедшие с конвейеров в начале
80-х гг., не имели между собой ничего общего,
кроме названия и овальной голубой фордовской
эмблемы на радиаторе.
За прошедшие несколько лет
компания «Форд» существенно приблизилась
к своей давней мечте, приступив к реализации
6-миллиардной программы создания общемирового
автомобиля «Мондео». Она стала попыткой
разработать «универсальную» машину,
призванную заменить как «Сьерру» в Европе,
так и «Форд Темпо»/«Меркьюри Топаз» в
Северной Америке. Компания рассматривала
«всемирный автомобиль» как ключ к будущему.
Хотя эта фордовская система
оформлялась в течение нескольких лет,
она за несколько недель до назначенного
срока была подведена под единую «электронную
крышу» — так назвала компания свою новую
организацию объединенных конструкторских
работ, расположенную в Дирборне (штат
Мичиган). Другие главные центры — в Дантоне
(Англия), Кельне (Германия), Турине (Италия),
Валенсии (Калифорния), Хиросиме (Япония)
и Мельбурне (Австралия). Сеть (спутниковая
связь, подводные кабели и наземные линии),
приобретенная у поставщиков электронной
связи, позволяет в каждой точке этой системы
может использовать местных экспертов
или оборудование на благо компании «Форд»
в целом.
«Теперь инженеры могут быстро
обменяться информацией и решить, подходит
ли для данной машины, скажем, определенный
тип кондиционера. Такое взаимодействие
сократит в будущем процесс создания новой
модели до 24 месяцев против 35 месяцев,
что ушли на создание «Мустанга» 1994 г.,
хотя и эта цифра значительно ниже средней
по отрасли в США — 54 месяца.
Замысел компании «Форд», говорят
независимые эксперты, состоит в том, чтобы
ускорить процесс моделирования при помощи
компьютерной сети, не исключая при этом
человеческого суждения и личного взаимодействия.
Суть программы «Форд 2000» —
«универсальность» и отход от старого
принципа производства автомобилей, предназначенных
для определенных рынков. Теперь компания
«Форд» намерена выпускать модели, которые
(возможно, с незначительными изменениями)
будут продаваться и в Старом Свете, и
в Новом Свете, и в Азии. Благодаря этой
программе компания «Форд» планирует
значительно сократить расходы не только
на разработку новых автомобилей, но и
на их производство. Говорить о результатах
программы «Форд 2000» пока, видимо, рано,
но уже очевидно, что ее приоритет — ориентация
на весь мир.
Программа «Форд 2000» позволит
компании гораздо быстрее реагировать
на нужды региональных рынков. Сегодня,
если все европейские родители вдруг решат
подарить своим детям по «Фиесте», компания
«Форд» ничем не сможет им помочь — мощности
не позволяют. В будущем можно будет подключить
мощности сразу нескольких заводов за
их пределами. Кроме того, фирма будет
быстрее реагировать на изменение покупательского
вкуса (в чем японцы пока обгоняют Америку)
— время на разработку модели благодаря
слаженной работе дизайнерских и технических
центров по всему миру будет сокращено.
Цель — сократить время рождения новой
модели с трех до двух лет, а разработку
мотора — с одного года до трех месяцев.
Вопросы для обсуждения
ситуации:
1. Как бы вы охарактеризовали
компанию «Форд» с точки зрения
ее взаимодействия с внешним
окружением? Как это сказывается
на эффективности ее деятельности?
2. В чем принципиально
изменился подход компании «Форд»
к взаимодействию с внешней
средой в начале 90-х г.?
3. В чем преемственность
подходов по взаимодействию с
внешней средой в прошлом (начало
ХХ века) и настоящем (программа
"Форд 2000")?
4.Какие параметры внешней среды влияют
на компанию "Форд" и какие являются
решающими для поведения компании в прошлом
и настоящем?
3.2 Анализ ситуации
Проанализировав данную ситуацию,
можно ответить на представленные выше
вопросы.
1) Когда компания «Форд» стояла у истоков
своего развития, она поставляла на рынок
однотипные модели машин, при этом компания
сохраняла верность Генри Форду и его
чёрной модели «Ти» всего за 290 долл. Такой
автомобиль мог купить практически любой
человек, который имел работу. Но рейтинг
компании стал резко падать, т.к. постоянно
производить однотипные модели не выгодно
из-за конкуренции, ведь другие компании
выпускали бале разнообразный модельный
ряд.
Я считаю, что руководитель
компании - Г.Форд был слишком требователен,
своеволен, всегда настаивал на собственном
пути, а так же содержал в себе признаки
авторитарного руководителя, который
всегда уверен, что он всё правильно делает.
Он строго следовал по своему пути, никогда
не задумывался о своих конкурентах. Генри
не разрешал и не позволял менять ход его
мыслей, идей, даже если бы его «помощник»,
так он называл своих служащих, предложил
более рациональную идею, он был бы уволен.
Можно сделать вывод, что Генри руководствовался
исключительно своими принципами.
Можно сделать вывод, что компания
«Форд» в начале своего развития была
«отстранена» от внешнего окружения по
своей же вине, а точнее сказать вине Генри
Форда, которому не хватило «гибкости»,
что в итоге привело компанию к резкому
снижению рейтинга на автомобильном рынке
и потере дохода.
2) Постепенно компания «Форд» шла на
вершину своего «развития», улучшила своё
положение на автомобильном рынке. В начале
90-х. годов компания «Форд» поменяла свой
подход в технологии производства:
а) был расширен ассортимент
моделей и цветовая гамма;
б) был ускорен конструкторский
процесс, этому способствовала спутниковой
связи, подводные кабелей и наземные линий.
Это позволило инженерам, производственникам
включиться в проектирование на ранних
стадиях;
в) компания «Форд» начала сотрудничать
между не только с соседними странами,
но и с материками;
г) компания «Форд» достигла
обьединения и единения технологических
процессов и систем, которые пронизывает
все стороны деятельности компании: конструирование,
производство, снабжение и сбыт.
3) Суть программы «Форд 2000» - «универсальность»
и отход от старого принципа производства
автомобилей, предназначенных для определенных
рынков. Компания «Форд» намерена выпускать
модели, которые (возможно, с незначительными
изменениями) будут продаваться и в Старом
Свете, и в Новом Свете, и в Азии. Благодаря
этой программе компания «Форд» планирует
значительно сократить расходы не только
на разработку новых автомобилей, но и
на их производство. Типичные представители
нового поколения «универсальных» машин
- «Мондео» и «Фиеста». Гамма будет всеохватывающей.
В ней будет и готовящийся к производству
моноспейс «Форд Гэлэкси», и даже маленькая
городская машина, пока известная под
кодовым названием «Ка»; она должна была
появиться в конце 1995 г.
Говоря о результатах программы
«Форд 2000» можно заметить , что ее приоритет
- ориентация на весь мир. Программа «Форд
2000» перекраивает всю структуру фирмы.
Президент компании «Форд» Алекс Тротман
назвал ее «самой большой переделкой за
всю историю компании».
4) Для поведения компании в
прошлом и настоящем решающими являются
факторы прямого воздействия внешней
среды.
Среда прямого воздействия
включает факторы, которые непосредственно
влияют на операции организации и испытывают
на себе также прямое влияние операций
организации. К этим факторам следует
отнести поставщиков, трудовые ресурсы,
законы и учреждения государственного
регулирования, потребителей и конкурентов.
В прошлом к этим факторам
относятся потребители ( верные поклонники
модели) и конкуренты, которые предлагали
необычные и разнообразные модели по функциональности
и цветовой гамме, что и явилось причиной
потери потребителей.
В настоящем к этим
факторам можно отнести повышение активности
и занятие одного из ведущих мест на общемировом
рынке сбыта, увеличение и разнообразие
произведенного товара, а так же его качество
и многофункциональность, постоянный
рост потребителей - все это и многое другое
стало причиной популярности и востребованности
товаров фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя среда обеспечивает
организацию входящими ресурсами. Благодаря
обратной связи на выходе организация
получает информацию для оценки результатов
и последующего выбора входящих ресурсов.
Взаимодействие компании и внешней среды
позволяет уменьшить присущую каждой
системе энтропию. Именно во внешней среде
находятся ресурсы и возможности для дальнейшего
развития фирмы.
Можно говорить о том, что управление
фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса;
2) характером внешней среды.
Современная тенденция состоит
во все увеличивающемся значении второго
фактора, который становится определяющим.
Поэтому анализ внешней среды — это очень
важный для выработки стратегии организации
и очень сложный процесс. Он требующий
внимательного отслеживания происходящих
процессов, их правильной оценки и установления
связи между факторами и теми сильными
и слабыми сторонами организации, а также
возможностями и угрозами, которые заключены
во внешней среде.
Факторы внешней среды прямого воздействия
непосредственно связаны с основными
функциями управления и оказывают взаимное
влияние друг на друга. На воздействие
внешней среды организация вырабатывает
реакцию - способ уменьшения этого влияния
или его использования с выгодой для себя.
Среда косвенного воздействия может
влиять на организацию через изменение
характеристик элементов прямого воздействия
или изменение параметров внутренних
элементов, но их воздействие проявляется
не сразу, а в течение длительного времени.
Очевидно, что, не зная
среды, организация не сможет
существовать. Однако она не плывет
в окружении как лодка, не имеющая
руля, весел или паруса. Организация
изучает среду, чтобы обеспечить себе
успешное продвижение к своим целям, вырабатывает
стратегию взаимодействия, обеспечивающую
ей наиболее комфортное сосуществование.
В данном случае уместно привести слова
знаменитого Демокрита «Глубокая вода
полезна во многих отношениях, но, с другой
стороны, она вредна, так как есть опасность
утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство
— обучение плаванию».