Конфликты в сфере управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть конфликты в сфере управления
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Предпосылки конфликтности процесса управления;
Типы конфликтов в сфере управления;
Конфликты между различными уровнями управления и внутри них;
Конфликты стиля управления;
Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Конфликты в сфере управления……………………………………….5
Предпосылки конфликтности процесса управления……………..5
Типы конфликтов в сфере управления…………………................8
Конфликты между различными уровнями управления
и внутри них…………………………………………………………11
Конфликты стиля управления……………………………………...13
Способы предупреждения конфликтов в сфере управления…….15
Способы разрешения конфликтов в сфере управления…………..20
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………….25

Файлы: 1 файл

Конфликты в сфере управления.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

В научной литературе существуют различные  классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение по объёму, по длительности протекания, по источнику возникновения. 6

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно – психологическими травмами или объективными трудностями.

По источнику  возникновения конфликты можно подразделить на объективно и субъективно обусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди (плохие условия труда, нечёткое разделение функций и

ответственности).

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

Конфликты между различными уровнями управления и внутри них.

Выделяют шесть уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации, конфликт между личностью и группой. Эти уровни тесно связаны между собой. 7

Внутриличностный конфликт случается внутри индивида, выражается в форме борьбы мотивов, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно  находился в офисе туристической  фирмы и «работал» с клиентами  на месте. В другое время он уже  выражает недовольство тем, что его  сотрудник тратит слишком много  времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

Внутриличностный конфликт может  возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями  или ценностями. В этом случае он является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку, и связан с низкой степенью удовлетворенности работой. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать.

Межличностный конфликт – это наиболее часто возникающий в организациях и рассматриваемый в литературе тип конфликта. Его проявлениями являются: борьба за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения, инвестиции между подразделениями; борьба за одну должность. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Другой  формой межличностного конфликта являются столкновения личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными  ориентациями, которые в силу противоположных  целей не в состоянии ладить друг с другом. Возникновение определяется: личностным своеобразием членов коллектива, отношением личности к ситуации, психологическими особенностями членов коллектива, трудовым процессом и производственной ситуацией.

Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты. Такое противостояние может носить профессионально - производственную, социальную или эмоциональную основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход межгруппового конфликта в эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника в отдельности. Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.

Внутриорганизационный конфликт возникает в связи с противостоянием, возникающим на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом или на почве того, как формально распределена власть в организации. Его разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура

Конфликт между  личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Стили управления конфликтами.

В зависимости от возможных моделей  разрешения конфликтов, интересов и  целей конфликтующих субъектов  применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии доктором философии Д.Г.Скотт, в ее работе «Конфликты, пути их преодоления».

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить, прежде всего, собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится  выработать решение, удовлетворяющее  обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней  возможностью найти какое-то решение  проблемы.

Исследование, проведенное американскими социологами, выявило неоднозначные реакции госслужащих на конфликтные ситуации, соответствующие описанным стилям их разрешения. Будучи выраженными в набранных баллах, результаты опроса таковы: стиль сотрудничества — 1136 баллов; стиль компромисса — 1112; стиль уклонения (избегания) — 1030; стиль приспособления — 834; стиль соперничества (конкуренции) — 744. Таким образом, прослеживается тенденция к снижению роли стилей приспособления и соперничества как менее целесообразных в управленческих структурах. Работники государственных служб отдают предпочтение в решении конфликтной ситуации сотрудничеству, компромиссу или уклонению от конфликта вообще.

Способы предупреждения конфликтов в сфере управления.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий  для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач  управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности  возникновения деструктивных конфликтных  ситуаций. 8

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся  теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Соответственно, технология предупреждения конфликта – это совокупность знаний о способах, средствах и приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых раз решаются возникшие противоречия. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении  таким путем возможности их возникновения  или деструктивного развития в будущем.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому  возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

«Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие  на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта». 9

Методы предупреждения причин конфликтов на этом уровне сводятся к

• проведению экономической и культурной политики, основанной на принципах  равенства и социальной справедливости;

• укреплению во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

• повышению культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает  конфликтологическая грамотность.

Реализация  этих социальных программ - самое надежное средство исключения из социальной жизни  разрушительных конфликтов, как и  многих других негативных явлений.

Важнейшую роль среди этих программ играет воздействие, прежде всего с помощью средств  массовой информации, на духовный мир  людей, изжитие из массового сознания «субкультуры» насилия и агрессии, изменение ценностных ориентации в  направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепления взаимного доверия, преодоления  нетерпимости и насилия.

Конфликтология  выделяет среди причин порождающих  конфликты, кроме социальных, также  и причины иного рода - психологические.

Существуют формы человеческой активности, в том числе и конфликтного характера, порожденные чисто психологическими моментами, в которых трудно усмотреть тот или иной социальный подтекст.

Таковы  конфликты, порожденные чувствами  обманутого доверия, взаимной неприязни, ущемленного самолюбия, сомнениями в правильности избранного жизненного пути и другими сугубо психологическими причинами.

Предупредить  или ослабить конфликт психологического уровня можно, только нейтрализовав  агрессивные чувства и устремления  людей, что является весьма и весьма сложной задачей.

«Добиться трансформации сложившихся агрессивных  установок, мыслей и чувств можно  только на основе глубокого анализа  психологической ситуации по возможности на самых ранних этапах возникновения соответствующих мотивов у противоборствующих сторон. Только на этой основе возможно добиться блокирования развития конфликта в деструктивную фазу с применением насилия и других разрушительных средств». 10

Однако  в работе по предупреждению конфликта  любого вида нельзя надеяться на использование  каких-то быстродействующих, чудодейственных  средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в организации, в коллективе, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Информация о работе Конфликты в сфере управления