Конъюктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.
Задача - определить факторы конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…3
1. Рынок как условие и объективная экономическая основа………………….……6
1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6
1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8
2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….…….17
2.1 Понятие конъюнктуры рынка, анализ и факторы, влияющие нее…………….17
3. Тенденции развития потребительского рынка……………………………..…….30
Заключение ………………………………………………………...…………………33
Список используемой литературы ………………………………………………... 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..…3

1. Рынок как условие  и объективная экономическая  основа………………….……6                                 

1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6

1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8

2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….…….17

2.1 Понятие конъюнктуры  рынка, анализ и факторы, влияющие  нее…………….17 

3. Тенденции развития  потребительского рынка……………………………..…….30

Заключение ………………………………………………………...…………………33

Список используемой литературы ………………………………………………... 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из определений  слова “конъюнктура” - это связь  различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений  и

условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Рынок потребительских товаров - сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю - продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основной идеей стало  статистическое изучение системы экономических  показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое  моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определенной цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру рынка.

Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определенное время, в различных рамках, например отраслевых.

Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих  факторов является составной частью экономической наукой.

Целъ моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.

Задача - определить факторы  конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.

Методы — анализа, наблюдения и метод фокус-группы.

Метод фокус-группы позволяет  получить преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа покупателей.

Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров - это проведение маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РЫНОК КАК УСЛОВИЕ  И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОСНОВА

 

1.1. Сущность рынка  потребительских товаров

 

К высоко индустриальному, свободному обществу ведет только один путь развитие экономики свободного предпринимательства, рыночной экономики, товарного рынка.

Рынок - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через разные аспекты ее проявления.

Во-первых, в системе  общественного воспроизводства рынок вы ступает как сфера товарного обмена. С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализация товаров, их купли - продажи.

Во-вторых, рынок является формой хозяйственной деятельности, системой организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческими решениями по сбыту, проведением рекламных мероприятий, формированием спроса населения и др.

Наибольшее распространение  в современной экономической  теории получили три трактовки сущности рынка:

1) как совокупности существующих и потенциальных покупателей, посредством которых осуществляется реализация товаров;

2) как системы социально-экономических  отношений в сфере обращения,  в ходе формирования которой  осуществляется реализация товаров;

З) как процесса взаимодействия социальных и экономических условий производства и реализация товаров.

 

 

Таким образом, рынок  выступает как экономическая  категория, представляющая собой сферу обмена, характеризующую определенной системой экономических отношений между субъектами рынка.

Рыночные отношения развиваются по мере общественного разделения труда и экономического обособления производителей в рамках частной формы собственности на средства производства, в результате непрерывного процесса обмена продуктами труда.

В процессе длительной экономической эволюции рынок возник как следствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Экономические ресурсы и производительные возможности людей относительно ограничены и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек с любыми наклонностями и способностями может что-либо эффективно производить только в одной области, однако его потребности исчисляются миллионами наименований потребительских благ.

Ограниченность, редкость ресурсов выступает одной из причин

общественного разделения труда и специализации отраслей и видов человеческой деятельности.

Современная рыночная экономическая система является своеобразным

продуктом всевозрастающих масштабов разделения труда и углубления его специализации. Естественно, углубление общественного разделения труда позволяет постоянно расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров потребительского назначения, применять специфические способы и технологии выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества.

Отношения обмена результатами труда выступают еще одним  объективным и важным звеном в  процессе возникновения рынка. Такие  экономические отношения вытекают из естественного, при свойства человека, а именно: из его склонности обмениваться продуктами труда для получения многих других необходимых благ. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности.

Однако необходимость в обмене одного продукта труда на другой не возникла бы, если бы ограниченность ресурсов не вела к разделению труда и специализации на выполнении отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. В этом смысле рыночная организация экономики не является результатом чьих-то мудрых рассуждений: она возникла благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.

Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, гарантирует общественную оценку результатов труда, создает условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателей.

 

 

1.2 Понятие, классификация  и структура рынков.

 

Рынок - фундамент для  понимания ключевых путей экономического развития и направлений повышения  эффективности на микро - и макроуровне Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок - определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается посредством спроса и предложения, цены и конкуренции, прибыли и убытки, т.е. всего того, что мы включаем в понятие "рыночный механизм".

Важное значение в  управлении рынком и познании правил поведения на нем имеет разработка системы показателей по оценке состояния и развития рынков на федеральном, региональном и местном уровня.

 Эта система включает  в себя:

  • показатели рыночной ситуации:
  • показатели конкурентоспособности на потребительском рынке товаров и услуг;
  • показатели ценообразования и их роль в оценке потребительского рынка товаров и услуг;
  • показатели движения товарной массы;
  • показатели развития отрасли и рыночной инфраструктуры;
  • показатели эффективности деятельности рыночных структур;
  • координацию и правовое регулирование государством потребительского рынка

Использование приведенных выше показателей на различных уровнях (федеральном, региональном и местном) имеет специфический характер. Система показателей на микро- и макроуровнях в составе каждой группы может существенно различаться. Наиболее подробно рассматриваются показатели, используемые на местном уровне, а на других уровнях — лишь в той степени, в какой с этим рынком связана деятельность хозяйствующих ‚субъектов (предприятий) и конечных потребителей.

Показатели рыночной ситуации

К ним относятся основные показатели деятельности организаций торговли; масштаб и тип рынка, оценка экономической ситуации в розничной торговле, деловая активность, устойчивое развитие предприятия, повышение территориальной доступности предприятия потребительского рынка, цикличность рынка. Рассмотрим в сжатой форме каждый и из перечисленных показателей первой группы.

Основные показатели деятельности организации торговли. В этом случае принимаются во внимание следующие показатели предприятий осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, и также предприятий по оптовой и розничной торговле: число организаций (на конец года), тыс. единиц; среднегодовая численность работников, тыс. человек; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.; оборот (о фактически действовавших ценах), млн. руб.; инвестиции основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.; валовая прибыль, млн. руб.; коммерческие и управленческие расходы, млн. руб.

Масштаб и тип рынка. Одной из обобщающих  характеристик рынка, комплексным его понятием является конъюнктура – конкретная рыночная ситуация на какой-то момент времени или за определенный его отрезок, а также силы и условия, определившие данное состояние рынка. Эту категорию можно рассматривать и как экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке и характеризуемую: соотношением спроса и предложения; рыночной активностью; ценами; объемами продаж. При устойчивости конъюнктуре рынка ситуация характеризуется стабильным  уровнем сделок купли-продажи, приблизившимся к равновесным ценам. Если конъюнктура определяется как вялая, на рынке имеют место: низкий уровень спроса и деловой активности; небольшое количество совершаемых сделок; тенденция к снижению цен на определенные виды товаров и услуг в реальной жизни может быть и другое состояние конъюнктуры.

Специфика показателей  оценки конъюнктуры в том, что используются количественные, качественные и атрибутивные (определительные выражающие существенный признак) показатели. Для их построения применяются абсолютные, относительные (в частности, для изучения координации, оценки и структуры) и средние величины.

Оценка и анализ показателей  первой группы позволяют охарактеризовать состояние и перспективность развития рынка. Для этого оценивают место муниципального рынка в регионе, а для суждения относительно его масштаба принимают во внимание объем продаж (по от дельности), число и размер сделок (по выборочным данным), численность продавцов и покупателей (по переписке и выборочным об следованиям). Для определения рыночных пропорций на региональном и федеральном уровнях изучают (по балансам товарных ресурсов на базе форм 1-П, 1-продажа и др.) соотношение спроса и предложения (в целом на товарном рынке и на каждом отдельном рынке конкретного товара).

Особое внимание на всех уровнях уделяют оценке производственного в потребительского потенциала рынка. Для этого изучают емкость, рынка, характеризующую потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения активности. Емкость рынка изменяется во времени. Одновременно изучается размещение запасов, устанавливается их размеру о производителей, потребителей, оптовых посреднических предприятий.

Оценка экономической  ситуации в розничной торговле. Для этого исчисляют долю в процентах от общего числа организаций розничной торговли. По данным статистического сборника «Россия в цифрах 2007 год", оценка экономической ситуации осуществляется по следующим уровням: нормальный - до 80%, выше нормального - более 80%, ниже нормального - менее 80%.

Деловая активность организаций розничной торговли оценивается по индексу предпринимательской уверенности в розничной торговле. Со данным статистического сборника "Россия в цифрах 2007 г.", этот индекс с 1997-го по 2000 г. составил от 15 до 0% и с 2000-го во 2006 г. — от 0% до + 10%. Рост индекса предпринимательской уверенности свидетельствует о положительном изменении деловой активности. Важное значение имеет оценка факторов, влияющих на деловую активность организаций розничной торговли

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций  розничной торговли

(в % к общему числу  организаций розничной торговли) Таблица 1.

 

Сдерживающие

факторы

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

отклонение

темп роста

Высокий уровень налогов

76

70

72

63

52

52

49

-3

94,23

Недостаток собственных  платежеспособный спрос

65

62

59

58

57

54

51

-3

 

94,44

Недостаток собственных  финансовых средств 

62

59

57

52

47

45

43

-2

95,46

Высокая арендная плата

26

26

26

29

30

32

32

0

100

Высокие транспортные расходы

33

34

31

29

30

32

32

0

100

Высокий % коммерческого  кредита

20

20

20

21

21

21

24

3

114,29

Недостаточный ассортимент

15

14

13

13

13

14

12

-2

85,71

Недостаток торговых складских помещений

3

4

5

6

8

10

11

1

110

Информация о работе Конъюктура рынка