Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.
Задача - определить факторы конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………..…3
1. Рынок как условие и объективная экономическая основа………………….……6
1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6
1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8
2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….…….17
2.1 Понятие конъюнктуры рынка, анализ и факторы, влияющие нее…………….17
3. Тенденции развития потребительского рынка……………………………..…….30
Заключение ………………………………………………………...…………………33
Список используемой литературы ………………………………………………... 35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Рынок как условие
и объективная экономическая
основа………………….……6
1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6
1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8
2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….
2.1 Понятие конъюнктуры
рынка, анализ и факторы,
3. Тенденции развития
потребительского рынка……………………
Заключение ………………………………………………………...………………
Список используемой литературы ………………………………………………... 35
Введение
Одно из определений слова “конъюнктура” - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и
условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Рынок потребительских товаров - сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю - продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основной идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определенной цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определенное время, в различных рамках, например отраслевых.
Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической наукой.
Целъ моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.
Задача - определить факторы конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.
Методы — анализа, наблюдения и метод фокус-группы.
Метод фокус-группы позволяет получить преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа покупателей.
Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров - это проведение маркетинговых исследований.
1. РЫНОК КАК УСЛОВИЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
1.1. Сущность рынка потребительских товаров
К высоко индустриальному, свободному обществу ведет только один путь развитие экономики свободного предпринимательства, рыночной экономики, товарного рынка.
Рынок - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через разные аспекты ее проявления.
Во-первых, в системе общественного воспроизводства рынок вы ступает как сфера товарного обмена. С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализация товаров, их купли - продажи.
Во-вторых, рынок является формой хозяйственной деятельности, системой организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческими решениями по сбыту, проведением рекламных мероприятий, формированием спроса населения и др.
Наибольшее распространение в современной экономической теории получили три трактовки сущности рынка:
1) как совокупности существующих и потенциальных покупателей, посредством которых осуществляется реализация товаров;
2) как системы социально-
З) как процесса взаимодействия социальных и экономических условий производства и реализация товаров.
Таким образом, рынок выступает как экономическая категория, представляющая собой сферу обмена, характеризующую определенной системой экономических отношений между субъектами рынка.
Рыночные отношения развиваются по мере общественного разделения труда и экономического обособления производителей в рамках частной формы собственности на средства производства, в результате непрерывного процесса обмена продуктами труда.
В процессе длительной экономической эволюции рынок возник как следствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Экономические ресурсы и производительные возможности людей относительно ограничены и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек с любыми наклонностями и способностями может что-либо эффективно производить только в одной области, однако его потребности исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
Ограниченность, редкость ресурсов выступает одной из причин
общественного разделения труда и специализации отраслей и видов человеческой деятельности.
Современная рыночная экономическая система является своеобразным
продуктом всевозрастающих масштабов разделения труда и углубления его специализации. Естественно, углубление общественного разделения труда позволяет постоянно расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров потребительского назначения, применять специфические способы и технологии выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества.
Отношения обмена результатами
труда выступают еще одним
объективным и важным звеном в
процессе возникновения рынка. Такие
экономические отношения вытека
Однако необходимость в обмене одного продукта труда на другой не возникла бы, если бы ограниченность ресурсов не вела к разделению труда и специализации на выполнении отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. В этом смысле рыночная организация экономики не является результатом чьих-то мудрых рассуждений: она возникла благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.
Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, гарантирует общественную оценку результатов труда, создает условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателей.
1.2 Понятие, классификация и структура рынков.
Рынок - фундамент для понимания ключевых путей экономического развития и направлений повышения эффективности на микро - и макроуровне Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок - определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается посредством спроса и предложения, цены и конкуренции, прибыли и убытки, т.е. всего того, что мы включаем в понятие "рыночный механизм".
Важное значение в управлении рынком и познании правил поведения на нем имеет разработка системы показателей по оценке состояния и развития рынков на федеральном, региональном и местном уровня.
Эта система включает в себя:
Использование приведенных выше показателей на различных уровнях (федеральном, региональном и местном) имеет специфический характер. Система показателей на микро- и макроуровнях в составе каждой группы может существенно различаться. Наиболее подробно рассматриваются показатели, используемые на местном уровне, а на других уровнях — лишь в той степени, в какой с этим рынком связана деятельность хозяйствующих ‚субъектов (предприятий) и конечных потребителей.
Показатели рыночной ситуации
К ним относятся основные показатели деятельности организаций торговли; масштаб и тип рынка, оценка экономической ситуации в розничной торговле, деловая активность, устойчивое развитие предприятия, повышение территориальной доступности предприятия потребительского рынка, цикличность рынка. Рассмотрим в сжатой форме каждый и из перечисленных показателей первой группы.
Основные показатели деятельности организации торговли. В этом случае принимаются во внимание следующие показатели предприятий осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, и также предприятий по оптовой и розничной торговле: число организаций (на конец года), тыс. единиц; среднегодовая численность работников, тыс. человек; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.; оборот (о фактически действовавших ценах), млн. руб.; инвестиции основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.; валовая прибыль, млн. руб.; коммерческие и управленческие расходы, млн. руб.
Масштаб и тип рынка. Одной из обобщающих характеристик рынка, комплексным его понятием является конъюнктура – конкретная рыночная ситуация на какой-то момент времени или за определенный его отрезок, а также силы и условия, определившие данное состояние рынка. Эту категорию можно рассматривать и как экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке и характеризуемую: соотношением спроса и предложения; рыночной активностью; ценами; объемами продаж. При устойчивости конъюнктуре рынка ситуация характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи, приблизившимся к равновесным ценам. Если конъюнктура определяется как вялая, на рынке имеют место: низкий уровень спроса и деловой активности; небольшое количество совершаемых сделок; тенденция к снижению цен на определенные виды товаров и услуг в реальной жизни может быть и другое состояние конъюнктуры.
Специфика показателей оценки конъюнктуры в том, что используются количественные, качественные и атрибутивные (определительные выражающие существенный признак) показатели. Для их построения применяются абсолютные, относительные (в частности, для изучения координации, оценки и структуры) и средние величины.
Оценка и анализ показателей первой группы позволяют охарактеризовать состояние и перспективность развития рынка. Для этого оценивают место муниципального рынка в регионе, а для суждения относительно его масштаба принимают во внимание объем продаж (по от дельности), число и размер сделок (по выборочным данным), численность продавцов и покупателей (по переписке и выборочным об следованиям). Для определения рыночных пропорций на региональном и федеральном уровнях изучают (по балансам товарных ресурсов на базе форм 1-П, 1-продажа и др.) соотношение спроса и предложения (в целом на товарном рынке и на каждом отдельном рынке конкретного товара).
Особое внимание на всех уровнях уделяют оценке производственного в потребительского потенциала рынка. Для этого изучают емкость, рынка, характеризующую потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения активности. Емкость рынка изменяется во времени. Одновременно изучается размещение запасов, устанавливается их размеру о производителей, потребителей, оптовых посреднических предприятий.
Оценка экономической ситуации в розничной торговле. Для этого исчисляют долю в процентах от общего числа организаций розничной торговли. По данным статистического сборника «Россия в цифрах 2007 год", оценка экономической ситуации осуществляется по следующим уровням: нормальный - до 80%, выше нормального - более 80%, ниже нормального - менее 80%.
Деловая активность организаций розничной торговли оценивается по индексу предпринимательской уверенности в розничной торговле. Со данным статистического сборника "Россия в цифрах 2007 г.", этот индекс с 1997-го по 2000 г. составил от 15 до 0% и с 2000-го во 2006 г. — от 0% до + 10%. Рост индекса предпринимательской уверенности свидетельствует о положительном изменении деловой активности. Важное значение имеет оценка факторов, влияющих на деловую активность организаций розничной торговли
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли
(в % к общему числу организаций розничной торговли) Таблица 1.
Сдерживающие факторы |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
отклонение |
темп роста |
Высокий уровень налогов |
76 |
70 |
72 |
63 |
52 |
52 |
49 |
-3 |
94,23 |
Недостаток собственных платежеспособный спрос |
65 |
62 |
59 |
58 |
57 |
54 |
51 |
-3 |
94,44 |
Недостаток собственных финансовых средств |
62 |
59 |
57 |
52 |
47 |
45 |
43 |
-2 |
95,46 |
Высокая арендная плата |
26 |
26 |
26 |
29 |
30 |
32 |
32 |
0 |
100 |
Высокие транспортные расходы |
33 |
34 |
31 |
29 |
30 |
32 |
32 |
0 |
100 |
Высокий % коммерческого кредита |
20 |
20 |
20 |
21 |
21 |
21 |
24 |
3 |
114,29 |
Недостаточный ассортимент |
15 |
14 |
13 |
13 |
13 |
14 |
12 |
-2 |
85,71 |
Недостаток торговых складских помещений |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
11 |
1 |
110 |