Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.
Задача - определить факторы конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………..…3
1. Рынок как условие и объективная экономическая основа………………….……6
1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6
1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8
2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….…….17
2.1 Понятие конъюнктуры рынка, анализ и факторы, влияющие нее…………….17
3. Тенденции развития потребительского рынка……………………………..…….30
Заключение ………………………………………………………...…………………33
Список используемой литературы ………………………………………………... 35
Таблица 1. Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров1. (на конец года; рублей за килограмм)
1) С 2000 г. - в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.
В 1995 г. регистрировались цены на следующие товары:
2) Мясо птицы;
3) Колбаса вареная;
4) Рыба мороженая (кроме деликатесной);
5) Животное масло;
6) Растительное масло;
7) Молоко;
8) Макароны;
9) Водка;
10) Коньяк;
11) Шампанское.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что на протяжении периода с 2006г. по 2008г. общее число цен выросло, в общем, на все продукцию. При этом отмечается не только общее увеличение числа цен, но и повышение их удельного веса в общем количестве на рынке России. Если на мясную продукцию в целом выросло от 13,31% до 27,11% , а на молочную продукцию от 10,63% до 23,33% , на муку и хлебную изделию до 40% и на алкогольную продукцию до 16%.
2006 |
2007 |
2008 |
отклонения |
темп роста % | |
Пальто (полупальто) женское из плащевых тканей, за шт. |
2701,32 |
3053,52 |
3400,80 |
347,28 |
111,37 |
Костюм-двойка мужской из шерстяных или полушерстяных тканей, за шт. |
3605,84 |
3998,79 |
4405,86 |
407,07 |
110,18 |
Сорочка верхняя
мужская из хлопчатобумажных или |
430,04 |
471,63 |
528,43 |
56,8 |
112,04 |
Джемпер мужской2), за шт. |
941,36 |
1022,86 |
1129,86 |
107 |
110,46 |
Носки мужские из хлопчатобумажной
или смесовой пряжи, |
36,70 |
40,01 |
43,40 |
3,39 |
108,47 |
Колготки женские эластичные плотностью 15-20 DEN3), за шт. |
56,58 |
63,85 |
72,66 |
8,81 |
113,80 |
Полуботинки, туфли мужские с
верхом из натуральной |
1679,72 |
1807,08 |
1934,76 |
127,68 |
107,07 |
Сапоги женские зимние с верхом
из натуральной кожи, |
2931,90 |
3195,31 |
3502,05 |
306,74 |
109,60 |
Туфли женские модельные с верхом из натуральной кожи, за пару |
1788,36 |
1927,82 |
2089,20 |
161,38 |
108,37 |
Мыло туалетное, за 100 г |
10,02 |
11,23 |
13,85 |
2,62 |
123,33 |
Шампунь, за 250 мл |
56,67 |
60,92 |
67,57 |
6,65 |
110,92 |
Сигареты с фильтром отечественные, за пачку |
9,15 |
10,00 |
11,87 |
1,87 |
118,70 |
Ковер (палас) синтетический, за м2 |
351,18 |
382,34 |
431,41 |
49,07 |
112,83 |
Электропылесос напольный, за шт. |
2768,99 |
2854,43 |
3085,34 |
230,91 |
108,09 |
Велосипед дорожный для взрослых, за шт. |
3129,57 |
3380,09 |
3777,47 |
397,38 |
111,76 |
Телевизор цветного изображения, за шт. |
7794,71 |
7667,66 |
8049,80 |
382,14 |
104,98 |
Шифер, за 10 м2 |
734,86 |
913,71 |
1142,04 |
228,33 |
124,99 |
Кирпич красный, за 1000 шт. |
5998,60 |
8292,20 |
9853,44 |
1561,24 |
118,83 |
Линолеум, за м2 |
198,66 |
211,64 |
242,56 |
30,92 |
114,61 |
Кольцо обручальное, за грамм |
663,28 |
769,63 |
965,29 |
195,66 |
125,42 |
Бензин автомобильный марки А-76 (АИ-80), за л |
15,75 |
17,01 |
17,41 |
0,4 |
102,35 |
Корвалол, капли, за 25 мл |
7,68 |
7,52 |
10,56 |
3,04 |
140,43 |
Метамизол натрия (Анальгин отечественный),
500 мг, |
2,96 |
2,83 |
3,51 |
0,68 |
124,03 |
Ацетилсалициловая кислота (Аспирин отечественный), 500 мг, за 10 таблеток |
2,00 |
2,02 |
2,51 |
0,49 |
124,26 |
Таблица 2. Средние потребительские цены на отдельные виды непродовольственных товаров1. (на конец года; рублей)
1) С 2000 г. - в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.
В 1995 г. регистрировались цены на следующие товары:
2) Джемпер (свитер, жакет) для взрослых;
3) Колготки женские.
Анализ данных таблицы 2 показывает, что на протяжении периода с 2006г. по 2008г цены на товары не продовольственные повысились, но не так значительно как на продовольственные товары. Значительно цены выросли медикаменты на 24%. На одежду от 8% до 12% в зависимости от товара, а на бытовую химию на 20%. На строительные материалы до 25%.
2006 |
2007 |
2008 |
отклонения |
темп роста % | |
Реальные располагаемые денежные доходы |
172,2 |
193,0 |
196,6 |
3,6 |
101,87 |
Реальный размер назначенных пенсий1) |
136,0 |
142,5 |
168,3 |
25,8 |
118,11 |
Реальная начисленная заработная плата |
198,5 |
232,6 |
259,3 |
26,7 |
111,48 |
1) 2000, 2001 гг. – с учетом компенсации.
Таблица 3. Основные виды денежных доходов населения в реальном ворожении (1995=100).
Рост денежных доходов населения приводит к существенным сдвигам не только в соотношении расходов на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, но и к изменениям в структуре продовольственной и непродовольственной групп товаров. Так, с ростом доходов на члена семьи увеличивается доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов яиц, кондитерских изделий фруктов, и одновременно уменьшаются расходы на покупку картофеля хлеба и хлебобулочных изделий в групп непродовольственных товаров растет доля расходов на электротовары автомобили мебель.
На структуру спроса значительно влияет дифференциации доходов разных групп населения: семьи с неодинаковым уровнем душевого дохода имеют разную структуру покупок товаров и структуру потребления. Поэтому в коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров необходим учет спроса не какого-либо абстрактного покупателя, хотя и это важно, а вполне определенных групп покупателей с их интересами, запросами, намерениями и мотивациями. Каждая группа покупателей образует некий сегмент рынка, на который должна ориентироваться та или иная программа коммерческих действий.
На формирование объема и структуры покупательского спроса существенно влияет также уровень цен на товары народного потребления.
Если потребность в определенном товаре может быть удовлетворена только через оплату товара, то размер этой платы - цена - влияет и
на выбор приобретаемого товара и на количество. Поэтому спрос еще и количество товара, которое действительно может быть куплено на данном рынке при неизменном уровне цен.
Динамика инвестиций в основной капитал общепита России за 2007-2009гг. характеризуется рисунком 5.
Судя, по рисунку 3 налицо увеличение объема инвестиций в основной капитал не наблюдается.
Структура предприятий потребительского рынка по состоянию на 01.01.2010 года
количество предприятий |
|||||
№ |
Тип предприятия |
2008 |
2009 |
отклонение |
темп роста % |
Пищевые и перерабатывающие предприятии и малые производства |
18 |
18 |
0 |
100,00 | |
Торговые (торгово – развлекательные) центры |
21 |
22 |
1 |
104,76 | |
Торговые комплексы, комплексы торговых павильонов. |
15 |
16 |
1 |
106,67 | |
Оптовые организации |
95 |
95 |
0 |
100,00 | |
Досугов- развлекательные центры |
9 |
11 |
2 |
122,22 | |
Магазины: |
1352 |
1380 |
28 |
102,07 | |
продовольственные |
392 |
407 |
15 |
103,83 | |
непродовольственные |
932 |
945 |
13 |
101,39 | |
смешанные |
28 |
28 |
0 |
100,00 | |
Объекты мелкорозничной торговли: |
322 |
328 |
6 |
101,86 | |
Павильоны |
142 |
147 |
5 |
103,52 | |
Киоски |
180 |
181 |
1 |
100,56 | |
Рынки |
4 |
3 |
-1 |
75,00 | |
в том числе оптовый рынок |
1 |
1 |
0 |
100,00 | |
Предприятия общественного питания |
558 |
560 |
2 |
100,36 | |
открытая сеть |
286 |
296 |
10 |
103,50 | |
Закрытая сеть |
272 |
264 |
-8 |
97,06 | |
Всего предприятий: |
757 |
714 |
-13 |
94,32 | |
Предприятий БОН |
608 |
586 |
-22 |
96,38 | |
Платные услуги |
149 |
158 |
9 |
106,04 | |
Всего предприятий потребительского рынка |
3151 |
3177 |
26 |
100,83 |
Оборот общественного пиния за январь – декабрь 2009г. составил 2202,23 млн. руб., что в фактических ценах составило 94,9% от прошлого года.
Оборот общественного пиния на душу населения за 12 месяцев 2009 г. составил 5879 рублей.
Объем реализации бытовых услуг за 2009 году увеличился почти в два раза и составил 509 млн. 300 тыс. рубле. Потребление бытовой услуг в расчете на одного жителя составило 1360 рублей.
Объем платных услуг за 2009 год составило 6 млрд. 824 млн. 123 тыс. руб. Потребление платных услуг в расчете на одного жителя составило 18222 руб.
Всего в 2009 году устойчивую работу потребительского рынка города Нижний Тагил обеспечивали 3177 объектов.
1841 объект торговли, (22 торговых центра, 16 торговых комплекса)
1380 магазинов, различных
формы собственности из них
продовольственных 407 (29%) и непродовольственных магазино
326 объектов мелкой розницы;
95 оптовых организаций;
2 розничных рынка;
560 предприятий общественного питания;
18 пищевых и перерабатывающих
предприятий и малых
744 предприятий, оказывающих услуг населению города.
3. Модель развития рынка
Модель развития рынка представляет собой условное отображение
реальной действительности и схематически выражает внутреннею структуру и
причинные связи данного рынка. Она позволяет при помощи системы показателей в упрощенном виде охарактеризовать качественное своеобразие развития всех основных элементов рынка на современном этапе и на заданном отрезке, времени в будущем.
Формализованная модель развития рынка представляет систему уравнений, охватывающие его основные показатели. Для каждого рынка система может иметь различное число уравнений и показателей, однако в любом случае она должна включать в себя уравнения спроса и предложения.
При составлении модели развития рынка необходимо:
Во-первых, определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолировано от других социально-экономических прогнозов (демографических, региональных и т.д.), от аналогичных проектировок по взаимно дополняемым и взаимно заменяемым товарам.
Во-вторых, учет влияния на развитие товарного рынка большого числа факторов, тенденции развития которых в будущем могут существенно
изменяться, определяет необходимость построения нескольких вариантов
моделей развития рынка и нахождение оптимального варианта из нескольких.
Третьим существенным моментом, составляющим проблематику построения модели развития рынка, является определение степени агрегации товарных групп. Надо четко представить, на каком уровне следует строить прогноз емкости.
Все эти моменты в значительной степени зависят от периода прогноза. Различают несколько видов прогнозирования: конъюнктурное (З - 6 месяцев), краткосрочное (1 - 2 года), среднесрочное (3 - 5 лет), долгосрочное (5 - 10 лет), перспективное (более 10 лет).
Очевидно, чем короче период прогноза, тем легче предусмотреть и правильно оценить степень воздействия на развитие рынка определяющих его факторов. С удлинением периода прогноза увеличивается число вариантов модели.
Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются:
— человеческий опыт и интуиция;
— экстраполяция тенденций, процессов закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно известны;
— модель исследуемого процесса, отражающая или желательные тенденции его развития.
В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогноза.
1. Анкетирование — выявление мнений населения, экспертов с целью получение оценок прогнозного характера. Методы, построенные на
анкетировании, используются, как правило, в случаях, когда по ряду причин
закономерности развития процесса не могут быть отражены формальным аппаратом, когда отсутствуют необходимые данные.
2. Экстраполирование — продолжение в будущее тенденций
процессов, отражаемых в виде динамических рядов и их показателей, на основе разработанных моделей регрессивного типа. Методы экстраполяции применяются обычно в случаях, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и выявлены устойчивые тенденции. Этот вариант основан на гипотенузе о сохранении в будущем сложившихся ранее тенденций. Такой прогноз к прогнозированию носит название генетический и предполагает исследование эконометрических моделей.
З. Аналитическое моделирование - построение и использование модели, отражающей внутреннее и внешние взаимосвязи в ходе развития рынка.
Эта группа методов используется тогда, когда информация о прошлом минимально, но имеются некоторые гипотетические представления о рынки,
которые позволяют разработать его модель и на этой базе оценивать будущее состояние рынка, воспроизвести альтернативные варианты его развития. Такой подход к прогнозированию, называется целевым (нормативным).
Приведенное разделение методов в некоторой степени условно. На практике все они могут взаимно перекрещиваться и дополнять друг друга, поскольку в ряде случаев ни одни из них сам по себе не может обеспечивать определенных требуемую степень достоверности и точности прогноза, но применяемые в определенных сочетаниях они оказываются весьма эффективными.
Результатом работы по определению емкости рынка должен явится комплексный аналитический обзор состояния рынка и формулирующих его факторов, а также много вариантный прогноз развития рынка с учетом тенденций изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.