Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в наиболее полном раскрытии темы: “Конъюнктура рынка потребительских товаров”, что представляет собой рынок потребительских товаров, сущность его и факторы формирования.
Задача - определить факторы конъюнктуры и показателя формирования, такие как цена, ценовая политика, спрос, предложение, ресурсы предприятия.
Введение……………………………………………………………………………..…3
1. Рынок как условие и объективная экономическая основа………………….……6
1.1. Сущность рынка потребительских товаров……………………………….…….6
1.2. Показатели оценки потребительского рынка……………………………..…….8
2. Конъюнктура рынка…………………………………………...…………….…….17
2.1 Понятие конъюнктуры рынка, анализ и факторы, влияющие нее…………….17
3. Тенденции развития потребительского рынка……………………………..…….30
Заключение ………………………………………………………...…………………33
Список используемой литературы ………………………………………………... 35
Устойчивое развитие предприятия. Показатели устойчивого эффективного развития экономики: достижение устойчивых темпов экономики роста основного вида деятельности предприятия; получение прибыли, достаточной для самофинансирования экономического развития обеспечения ее устойчивого роста в динамике.
Экономический рост - это непросто прирост показателей основной деятельности предприятия. Очень важно добиться, чтобы в целом по стране осуществить переход к экономическому росту. В журнале "Эксперт" № 48 от 18 декабря 2000 г. указано, что экономический рост захватывает и консолидирует всю страну, устраняет недоверие между представителями разных уровней экономики, способствуя превращению общества, населения, корпоративных структур в целостную систему. Для сегодняшнего экономико - социального развития России характерно лишь наличие предпосылок для экономического роста. Качество экономики и социума, необходимое для вхождения в фазу экономического роста только формируется, особенно на промышленных предприятиях.
В настоящее время существуют эффективно работающие предприятия, для которых интересы всех участников хозяйственной деятельности взаимно сбалансированы. Чтобы таких предприятий стало больше, их переход из нынешнего в желаемое состояние должно поддержать государство посредством разработки программ их целевого развития. Критерий оценки экономической устойчивости развития деятельности организации (предприятия) - высокие темпы прироста объема продаж продукции (товаров и услуг) на уровне не ниже конкурентов.
Повышение территориальной доступности предприятия потребительского рынка. Этот показатель характеризует комплексное развитие предприятий потребительского рынка, разработку и реализацию территориальных схем в "проблемных зонах" города с учетом пожеланий его жителей. Цели данной задачи: устранение так называемых проблемных зон; создание условий для предотвращения их появления.
Решение этой задачи предполагаю:
• расширение сферы использования территориального подхода в управлении отраслью;
• формирование сбалансированной системы управления развитием: потребительского рынка;
• интегрированный подход к устранению "проблемных зон" включающий развитие малого предпринимательства;
• разработку территориальных схем развития и размещения предприятий потребительского рынка товаров и услуг с использованием результатов социально мониторинга.
Цикличность рынка оценивается по данным за 3-5 лет (малый цикл), за 5-10 лет (средний цикл) и за 10-20 лет (долгий цикл).
Показатели конкурентоспособности на потребительском рынке
товаров и услуг.
Конкуренция - ведущее звено рыночного хозяйства - способствует творческой свободе личности и создает условия для ее самореализации в сфере экономики. Главная роль в этих процессах принадлежит созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг. В условиях глобализации и интернационализации экономики проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Большинство стран мира приняли законы о конкуренции и создали специальные национальные структуры, организующие работу в этой сфере. Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которую можно рассматривать из уровне конкурентоспособности товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется способностью конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.
Для понимания конкуренции необходимо иметь четкое представление об основных факторах, влияющих на конкурентоспособность товаров и услуг. Важное значение имеют расходы на производство, производительность и интенсивность труда, влияющие на цену и качество продукции.
Показатели ценообразования и их роль в оценке потребительского рынка товаров и услуг
Ниже рассмотрены основные правила ценообразования по данным федеральной службы государственной статистики.
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешенных и продовольственных рынках в стационарных торговых заведениях при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.). В выборочную совокупность включается предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых норм, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле.
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляет наблюдение за ценами и рассчитывается индекс потребительских (ИПЦ), представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разработан Росстатом и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
В набор товаров и услуг репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, алкогольные напитки т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен па однородные товары, устойчивого наличиях их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет 0,1% общих потребительских расходов населения. Набор состоит из трех больших групп: продовольственные товары; непродовольственные тона платные услуги населению.
Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен по этим товарам тем, что учитывается не только ценовой фактор, т.е. изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.
Динамики роста цен на многие основные продовольственные товарные группы в сентябре-октябре 2007 г. еще раз показала, что немаловажное значение для прогноза цен и характера ожидаемых изменений и торговли решения вопросов управления ими имеет организация Министерства РФ. Это подтверждается и тем, что все более актуальной проблемой для торговых структур является повышение ценовой доступности товаров и услуг. Главные задачи любого рынка - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары для обеспечение качества и безопасности их предоставления, доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения.
При решение вопросов ценовой доступности товаров и услуг необходимо учитывать, что:
• в регионах сохраняются высокие темпы инфляции на потребительских рынках;
• стоимость минимального набора продуктов, входящих в потребительскую корзину, ежегодно возрастает более чем на 11%;
• сектор торговли и бытового обслуживания со средними (умеренными) ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно;
• особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих ‚ фиксированные и низкие доходы;
• объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно;
• неудовлетворенным по отношению к спросу населения являет диапазон предложения услуг (цена - качество) в общественном питании и бытовом обслуживании.
Рост потребительских цен (наряду с действием макроэкономических факторов) обусловлен следующими факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг:
• высокие издержки обращения;
• торговые надбавки и нацепки;
• наличие многочисленных посредников в оптовом звене;
• высокая импортная зависимость московского рынка;
• монополизм, в том числе со стороны крупных сетевых структур;
• недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне в случаях низкой насыщенности торговой сети.
В рыночной экономике при ценообразовании в большей степени учитывают фактор спроса, а не предложения.
2. КОНЪЮКТУРА РЫНКА
2.1 Понятие конъюнктуры
рынка, анализ и факторы,
Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.
Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.
Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определять тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 | |
2008 |
2009 | |||||
покупка товаров |
59,3 |
55,6 |
57,3 |
56,9 |
58,8 |
49,8 |
оплата услуг |
17,2 |
16 |
16,1 |
14,8 |
17,5 |
15,2 |
оплата обязательных платежей |
12,7 |
12,5 |
12,7 |
14,1 |
11,8 |
12,4 |
сбережения |
7,7 |
8,2 |
5,8 |
2,5 |
8,7 |
17,1 |
валюта |
6,9 |
4,7 |
5,6 |
13,3 |
10,3 |
3,5 |
изменение денег на руках |
-3,8 |
3 |
2,5 |
-1,6 |
-6,6 |
2 |
Отклонения покупок товаров заметно уменьшилось на 0,8 %, но увеличилось оплата услуг на 1,7 %, возросло не уплат обязательных платежей на 7, %. Сбережение в банках не намного увеличилось на 13%, по сравнению денежных сбережений дома на 73,7 %. Что по взвинтила волюту на 49,3 %.
Рис. 1 Структура использование доходов населения в 2008 – 2009 гг., в % к
итогу
Рис. 2 Уровень продаж продуктовых сетей в России с 2002 – 2007гг.
Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос. Качество продукции сферы пищевой промышленности серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. Материальное производство наиболее развит в таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а так же наука и научное обслуживание Производства. (см. диаграмму 3).
Рис. 3 Численность малых предприятий.
Судя, по рисунку 3 налицо увеличение объем торговли и общепита, но и не отстает информационное обеспечение.
Рис. 4 Изменение потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), прирост в %.
Предпраздничный месяц показывает, что только в Росси виден отчетливо повышение цен, и только Япония снижала цены в 2009 и 2010. Прогнозируя выводы отталкиваясь на года с 2008 по 2009гг.
2006 |
2007 |
2008 |
отклонения |
темп роста % | |
Говядина (кроме бескостного мяса) |
131,67 |
139,49 |
174,86 |
35,37 |
125,36 |
Свинина (кроме бескостного мяса) |
142,00 |
149,02 |
189,42 |
40,4 |
127,11 |
Куры (кроме куриных окороков)2) |
78,37 |
88,20 |
99,94 |
11,74 |
113,31 |
Колбаса вареная высшего сорта3) |
153,94 |
166,96 |
207,81 |
40,85 |
124,47 |
Говядина, свинина тушеная консервированная, за условную банку 350 г |
40,10 |
43,13 |
54,03 |
10,9 |
125,27 |
Рыба замороженная неразделанная |
58,69 |
62,82 |
71,88 |
9,06 |
114,42 |
Рыба соленая, маринованная, копченая |
144,92 |
154,98 |
181,35 |
26,37 |
117,02 |
Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, за условную банку 350 г |
32,28 |
35,20 |
41.29 |
6,09 |
117,30 |
Сливочное масло5) |
109,71 |
155,10 |
175,54 |
20,44 |
113,18 |
Подсолнечное масло6) |
39,41 |
60,26 |
74,32 |
14,06 |
123,33 |
Молоко цельное пастеризованное7), за л |
18,76 |
25,39 |
28,09 |
2,7 |
110,63 |
Сыры сычужные твердые и мягкие |
144,26 |
233,93 |
212,92 |
-21,01 |
91,02 |
Яйца куриные, за 10 шт. |
27,06 |
34,89 |
40,02 |
5,13 |
114,70 |
Сахар-песок |
22,71 |
21,63 |
23,07 |
1,44 |
106,66 |
Чай черный байховый |
204,25 |
224,65 |
269,53 |
44,88 |
119,98 |
Мука пшеничная |
12,83 |
17,35 |
21,45 |
4,1 |
123,63 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта |
24,92 |
30,68 |
39,32 |
8,64 |
128,16 |
Рис шлифованный |
23,45 |
31,54 |
44,28 |
12,74 |
140,39 |
Макаронные изделия
из пшеничной муки |
26,95 |
33,48 |
45,57 |
12,09 |
136,11 |
Картофель |
10,94 |
14,30 |
16,67 |
2,37 |
116,57 |
Капуста белокочанная свежая |
9,48 |
16,32 |
11,92 |
-4,4 |
73,04 |
Лук репчатый |
16,13 |
17,88 |
16,50 |
-1,38 |
92,28 |
Яблоки |
44,09 |
48,62 |
56,33 |
7,71 |
115,86 |
Водка обыкновенного
качества |
166,04 |
181,66 |
203,02 |
21,36 |
111,76 |
Коньяк ординарный отечественный10), за л. |
647,21 |
700,06 |
761,58 |
61,52 |
108,79 |
Вино игристое отечественное11), за л. |
135,76 |
145,98 |
160,87 |
14,89 |
110,20 |
Пиво отечественное, за л. |
33,12 |
36,26 |
42,25 |
5,99 |
116,52 |