Конкурентные преимущества организации: сущность, формирование, анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrentia – сталкиваться,
состязаться).
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы понятия «конкурентные преимущества организации»
1.1. Основные понятия конкуренции……………………………
1.2. Теоретические аспекты конкурентных преимуществ организаций…………………………………………………………
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Тепличный» г. Калуги
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика деятельности ОАО «Тепличный»………………………………………….
2.2. Конкурентные преимущества ОАО «Тепличный»…………………………………………………………………
Глава 3. Пути достижения новых конкурентных преимуществ
3.1. Создание и условия формирования основных конкурентных преимуществ……………………………………………..............................
Заключение………………………………………………………….............
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Конкурентные приемущества организации сущьность, формирование, анализ.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

В летний период основными  конкурентами организации на рынках г. Калуги являются овощи из-за границы  Российской Федерации (Израиль, Испания, Турция).

За рубежом практически  нет ограничений на содержание нитратов. И хотя цены на эти овощи нисколько  не ниже, чем цены на отечественные, качество продукции оставляет желать лучшего.

Есть зарубежные страны, которые экспортируют экологически чистые продукты (примером можно назвать  овощи из Финляндии), они должны быть помечены специальным значком –  «экологически чистые». Но позволить  покупать своей семье такие овощи  может далеко не каждый житель г. Калуги.

Все выше сказанное характеризует  главное конкурентное преимущество ОАО «Тепличный» - производство высококачественной продукции. Подобное бережное отношение  к здоровью потребителей не могло  быть не оценено. Так организация  на международной выставке за томаты получила медаль в номинации «Экологически  чистый продукт», а в разделе «Лучшая  овощная продукция защищенного  грунта» огурцы и перцы была удостоена  золотой медали.

На калужских продовольственных  рынках кроме зарубежных конкурентов  у ОАО «Тепличный» есть и отечественные. Например,ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» (г. Калуга), ЗАО Агрофирма «Белая дача» и ЗАО «Сергеевское» (Московская область), ЗАО «Цемдолина» (Краснодарский край).

Конкурирующим преимуществом  у анализируемой организации  среди вышеперечисленных фирм является цена. В ОАО «Тепличный» цены на производимую продукцию, по сравнению  с овощами из Краснодарского края выше практически на порядок, что  объясняется большими издержками, связанными с транспортировкой продукции.

Для сравнения средние  цены на продукцию (огурцы) ОАО «Тепличный»  и местных организаций за летние месяцы 2007г. приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Рыночные цены на огурцы

Организация

Цена, руб.

ОАО «Тепличный»

15

ООО «Плодовоовощное хозяйство  – Монастырское подворье»

17

ЗАО Агрофирма «Белая дача»

20

ЗАО «Сергеевское»

25


 

Таким образом, большей привлекательностью для потребителя обладает ОАО  «Тепличный», за высокое качество производимой продукции и невысокие цены на нее.

Следующем конкурирующим преимуществом – является собственный официальный сайт в Интернете. Это позволят обществу расширить целевую аудиторию, повысить эффективность коммуникационных процессов, взаимодействовать с новыми потенциальными потребителями.

Также можно выделить следующие  конкурентные преимущества исследуемой  организации: выгодное местоположение с точки зрения рынков сбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческой продукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различных сельскохозяйственных ярмарках; доходность деятельности организации; финансовая независимость.

Подводя итоги можно сделать  выводы, что ОАО «Тепличный» - производитель  экологически чистых овощей защищенного  грунта, предлагающий широкий ассортимент  продукции по доступным для потребителей ценам.

 

Глава 3. Пути достижения новых конкурентных преимуществ

3.1. Создание и  условия формирования основных  конкурентных преимуществ

Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами

Превосходство оценивается  относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.

Рассмотрим виды конкурентных преимуществ, которые ОАО «Тепличный»  может получить в результате определенных действий (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Конкурентные преимущества и условия их формирования

Действия

Условия формирования

Конкурентные преимущества

Снижение себестоимости продукции

1. Большая доля фирмы  на рынке и широкий доступ к дешевым сырьевым ресурсам.

2. Ценовая эластичность  и однородность спроса на продукцию  фирмы 

3. Преимущественно ценовая конкуренция

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет уменьшения  рыночной доли конкурентов с  более высокой ценой на аналогичные  товары 

2. Сокращение числа конкурентов  ввиду ужесточения входного барьера  на данный рынок фирмам с аналогичным товаром

 

5. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации

3 Возможность увеличения  резервов при повышении цен  на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты

4. Гарантии на получение  прибыли в случае, если потребители  смогут снизить цены у ближайших конкурентов

5. Возможность вытеснения  товаров-заменителей за счет массовости  и низких издержек производства

6. Хорошие условия для  создания имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителей

Дифференциация 

1. Наличие широкой возможности выделения товаров на рынке, хорошее восприятие и оценка продукции потребителями

2. Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию

3. Неценовая конкуренция 

4. Незначительная доля  затрат потребителей на приобретение  продукции в структуре их бюджета

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет завоевания предпочтений различных групп потребителей благодаря превосходству в технологии и качестве, обеспечению более широкого диапазона или привлекательности низких цен

 

5. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли

2. Сокращение числа конкурентов  путем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей

3. Возможность появления  резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты

4. Хорошие условия для  создания имиджа добросовестного  и надежного партнера, заботящегося о потребителях и их специфических запросах

Сегментирование рынка

1. Различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара

2. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка

3. Ограниченность резервов  фирмы для обслуживания всего  рынка

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет специализации фирмы на конкретном сегменте рынка (покупатели с особыми потребностями, географический район)

2. Возможность использования преимущества стратегий снижения себестоимости или дифференциации продукции для ограниченного круга потребителей в целевом сегменте рынка

3. Дополнительный эффект  благодаря комплексному обслуживанию конкретного сегмента рынка на основе комбинированного использования стратегий снижения себестоимости и дифференциации продукции.

Внедрение новшеств

1. Отсутствие аналогов продукции

2. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества 3. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств

1. Возможность получения  сверхприбыли за счет монопольно  устанавливаемых цен 

2. Сокращение числа фирм, желающих попасть в отрасль, из-за монопольного владения фирмой исключительными правами на продукцию, технологию и т. д.

3. Гарантия на получение  прибыли в течение действия  исключительных прав 

4. Отсутствие товаров-заменителей 

Ориентация на потребность рынка

1. Неэластичность спроса  на продукцию 

2. Отсутствие трудностей  для «входа» и «выхода» из  отрасли 

3. Количество конкурентов  на рынке невелико 

4. Нестабильность рынка

1. Получение сверхприбыли  за счет высокой цены на дефицитную продукцию

2. Высокая заинтересованность  потребителей в приобретении товара

3. Небольшое количество  товаров-заменителей 

4. Возможность создания  имиджа фирмы, готовой пожертвовать всем для немедленного удовлетворения изменившихся потребностей покупателей


 

Конкурентное преимущество на основе низких издержек или дифференциации является функцией цепочки ценности организации. Позиция компании по издержкам отражает общие издержки выполнения всех своих видов деятельности, создающих ценность, относительно конкурентов. Каждый создающий ценность вид деятельности имеет движущие силы издержек, которые определяют потенциальные источники преимущества по издержкам. Подобным образом способность организации дифференцировать свою деятельность отражает вклад каждого создающего ценность вида деятельности в удовлетворение потребностей покупателей.

Рассмотрим более подробно метод освоения новых конкурентных преимуществ на основе снижения издержек, на примере огурцов.

Для чего для начала рассчитаем резерв на увеличения объема производства за счет расширения площади посадки продукции (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2

Резерв увеличения объема производства продукции

за счет расширения посевной площади огурцов

Культура

Посевная площадь, га

Отклонение план. значения от факт., га

Урожайность, ц/га

Дополнительный сбор / недобор  продукции, ц

Факти-ческая

Плано-вая

Огурцы

9

10,1

1,1

2182,7

2401


 

Увеличение объемов производства скажется и на увеличении объемов  реализуемой продукции. Так, при  сохранении уровня товарности рассчитаем резерв увеличения объемов реализации огурцов дополнительные затраты  на увеличение производства огурцов(таблица 3.3).

Таблица 3.3 –

Резерв увеличения объемов  реализации и дополнительные затраты  на увеличение производства продукции

Культура

Резерв  увеличения объема производства

Уровень товарности, %

Резерв  увеличения объема реализации

Переменные  затраты на 1ц продукции, руб.

Дополнительные  затраты,

тыс.руб.

огурцы

2401

99

2377

840

2016,84


 

Увеличение объема производства продукции также в свою очередь  влияет на изменение ее себестоимости. Это связано с тем, что постоянные затраты остаются неизменными и, таким образом, ложатся на единицу  выпущенной продукции в меньшей  доле. Вследствие этого себестоимость  единицы продукции снизится. Резерв снижения себестоимости единицы  продукции рассчитывается по формуле:

, где

Зф – фактические затраты на производство продукции;

Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резерва увеличения производства продукции;

VВПф – фактический объем производства продукции;

Р↑VВП – резерв увеличения производства продукции.

В ОАО «Тепличный» резерв снижения себестоимости огурцов  составит:

Р С = (23572800+ 2016840) / (19644+2401) – 23572800/19644 = -39,2 руб./ц


В заключении рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли от реализации огурцов за счет снижения себестоимости  продукции. (таблица 3.4).

Таблица 3.4

 Резерв увеличения  суммы прибыли

Культура

Резерв  снижения себестоимости на

1ц продукции

Возможный объем реализации, ц

Резерв  увеличения прибыли, руб.

огурцы

39,2

2377

93178,4


 

Таким образом, ОАО «Тепличный»  может получить дополнительный рост объема продаж и сверхприбыль за счет снижения себестоимости огурцов. А  также гарантировать себе получение  прибыли в случае, если потребители  смогут снизить цены у ближайших конкурентов. Например, у ООО «Плодоовощное хозяйство – Монастырское подворье», цены которого на данный момент незначительно выше цен ОАО «Тепличный» (таблица 2.4).

 

Заключение

 Конкуренцию можно  определить как процесс управления  организацией своими конкурентными  преимуществами или принадлежащим  имуществом ради достижения поставленной цели. Конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами. Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей.

 Факторы конкурентного  преимущества организации подразделяются  на внешние, проявление которых  в малой степени зависит от организации, и внутренние, которые достигаются и реализуются персоналом, где особую роль играют руководители. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

Рассмотрим конкурентные преимущества ОАО "Тепличный".

- ОАО "Тепличный" является одной из крупнейших сельскохозяйственных организацией, занимающейся производством и сбытом продукции отраслей растениеводства, в частности, отрасли овощеводства защищенного грунта.

- ОАО «Тепличный» специализируется на производстве овощей закрытого грунта, т.е. в теплицах выращивают: томаты, огурцы, перец, баклажаны и другие, до 11 видов, а также выращивают петрушку и укроп. Приоритетное место занимают томаты и огурцы. Вся выращиваемая продукция экологически чистая.

- Основными потребителями продукции и услуг являются население г. Калуги и Калужской области, Московский и Тульский регионы.

- В летний период основными конкурентами организации на рынках г. Калуги являются овощи из-за границы Российской Федерации (Израиль, Испания, Турция). Кроме зарубежных конкурентов у ОАО «Тепличный» есть и отечественные. Например, ООО «Плодовоовощное хозяйство – Монастырское подворье» (г. Калуга), ЗАО Агрофирма «Белая дача» (Московская область), ЗАО «Цемдолина» (Краснодарский край).

- Конкурентные преимущества ОАО «Тепличный» перед конкурентами: выгодное местоположение с точки зрения рынков сбыта; достаточно широкий ассортимент овощеводческой продукции; сертификация продукции; постоянно участвуют на различных сельскохозяйственных ярмарках; доходность деятельности организации; финансовая независимость.

- ОАО «Тепличный» - производитель экологически чистых овощей защищенного грунта, предлагающий широкий ассортимент продукции по доступным для потребителей ценам, что является основным конкурентном преимуществом организации перед конкурентами.

- С помощью снижения себестоимости продукции, дифференциации, сегментирования рынка, внедрения новшеств, ориентации на потребность рынка организация может получить следующие конкурентные преимущества: дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные товары; гарантии на получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов; сокращение числа конкурентов путем ужесточения условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей; высокая заинтересованность потребителей в приобретении товара.

 

Библиографический список

  1. Абрамова Г.П. «Маркетинг в АПК»,М.: «Колос», 2000г., 240с.
  2. Азоев Г.Л. «Конкурентные преимущества фирмы», М.: «Новости», 2000г., 256с.
  3. Багиев Г.Л. «Маркетинг», СПб.: «Питер», 2007г., 736с.
  4. Годин А.М. «Маркетинг», М.: «Дашко и К», 2008г., 728с.
  5. Горев И.П. «Маркетинг в АПК», М.: «Академия», 2006г., 224с.
  6. Кирцнер И.М. «Конкуренция и предпринимательство», М.: «ЮНИТИ», 2001г., 240с.
  7. Мошева Н.К. «Международный маркетинг», СПб.: «Питер», 2001г., 356с.
  8. Портер М. «Конкуренция», М.: «Вильямс», 2008г., 608с.
  9. Ричард Л. Колз «Маркетинг сельскохозяйственной продукции», М.: «Колос», 2000г., 512с.
  10. Украинцев А.А. «Маркетинг в вопросах и ответах», М.: «Проспект», 2009г., 248с.
  11. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность», М.: «Экономика», 2007г., 606с.
  12. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность организации в условиях кризиса», М.: «Маркетинг», 2009г., 892с.
  13. Федько В.П. «Основы маркетинга», Ростов н/Д.: «Феникс, 2005г., 479с.
  14. Васильева З.А. Иерархичность понятия конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 2006г. – №2 – с.83.
  15. Кац А.М. Прогнозирование конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2010г. – №4 – с.76
  16. Куштавкин Д.Е. Разработка бренда как фактор формирования конкурентных преимуществ // Маркетинг в России и за рубежом, 2007г. - №3, с.70
  17. Лукина А.В. Создание конкурентных преимуществ на основе дифференциации // Маркетинг в России и за рубежом, 2007г. -№3 – с.88
  18. Михайлов К. Формирование конкурентоспособного бренда // маркетинг, 2007г. - №4 – с.59
  19. Хартман Е.А. Пути развития ассортиментной политики в глобальной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом, 2007г. -№1 – с.68
  20. Хотинская Г.И. Факторы увеличения конкурентоспособности компании // Маркетинг в России и за рубежом, 2006г. -№5 – с.94

Информация о работе Конкурентные преимущества организации: сущность, формирование, анализ