Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Для обеспечения качества нужны не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и системное управление качеством на основе четко определенной стратегии. Системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 или методологии всеобщего управления качеством (TQM).
При внедрении системы менеджмента качества предусматриваются постоянное ее совершенствование, улучшение качества продукции и услуг, и как следствие — повышение конкурентоспособности предприятия.
Следовательно, качество продукции и услуг в рыночных условиях становится наиболее важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
Задание 1. Определение связи показателей конкурентоспособности с показателями качества. 5
Задание 2. Графический способ сопоставления качества услуг гостиничных предприятий по ограниченному числу показателей. 8
Задание 3. Определение комплексного показателя качества гостиничных услуг (по ограниченному числу показателей). 12
Задание 5. Оценка конкурентоспособности гостиниц с использованием критериев системы классификации гостиниц и других средств размещения. 17
Задание 6. Проведение самооценки деятельности предприятий в области качества с использованием критериев национальных премий по качеству и выявление слабых мест в этой области. 24
Заключение 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «МОСКОВСКИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Менеджмент туризма»
на тему: Конкурентоспособность и качество
Студент Фомина П.А. ____________ Номер зачетной книжки 080556
(фамилия, инициалы) (подпись)
Руководитель курсовой работы ________________ Красноженов Ю.Б.
Москва 2011 г.
Содержание
Введение
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Для обеспечения качества нужны не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и системное управление качеством на основе четко определенной стратегии. Системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 или методологии всеобщего управления качеством (TQM).
При внедрении системы менеджмента качества предусматриваются постоянное ее совершенствование, улучшение качества продукции и услуг, и как следствие — повышение конкурентоспособности предприятия.
Следовательно, качество продукции и услуг в рыночных условиях становится наиболее важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе доказана имеющаяся связь между показателями качества продукции и ее конкурентоспособностью.
В курсовую работу включено шесть заданий, в которых основное внимание сконцентрировано на:
— выяснении наличия связи показателей конкурентоспособности с показателями качества. Эта задача решается на примере транспортного средства, которое собирается приобрести гостиница (задание 1);
— сопоставлении качества услуг гостиничных предприятий графическим способом (по ограниченному числу показателей). Выбираются наиболее важные с точки зрения потребителей и обслуживающего персонала показатели услуг, дается их оценка экспертами по пятибалльной шкале для гостиницы и ее конкурентов, оценки наносятся на график и делается заключение об относительном качестве услуг гостиницы (задание 2);
— определении комплексного показателя качества гостиничных услуг (по ограниченному числу показателей) на основе установленных экспертами коэффициентов весомости (значимости) показателей качества и их значения для гостиницы и ее конкурентов. В этом же задании определяется также целесообразность введения показателей весомости (задание 3);
— определении комплексного показателя качества кулинарного изделия на основе установленных коэффициентов весомости (значимости) показателей качества и значений показателей качества, определенных органолептическим путем (задание 4);
— оценке уровня конкурентоспособности гостиницы по отношению к ее конкуренту с использованием критериев государственной системы классификации средств размещения различных категорий (задание 5);
— проведении самооценки деятельности предприятия в области качества с использованием упрощенных критериев национальных премий по качеству и выявлении слабых мест в области качества (задание 6).
Задание 1. Определение
связи показателей
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других предприятий. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением ее полезного эффекта к цене потребления. В экономической литературе понятие уровня конкурентоспособности (Ку ) связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции (Кн) и конкурента (Кк).
Если Ку > 1, то наша продукция считается конкурентоспособной.
Показатели
где Кн(к) — конкурентоспособность продукции нашей (КН) и конкурента (Кк); ЦП — относительная цена потребления; Xi— относительные показатели качества, общим числом N.
Относительные значения показателей качества и цены потребления получаются из сравнения показателей качества и цены потребления нашей продукции с аналогичными показателями и ценой потребления у базовой продукции. За базовую продукцию принимают идеальную потребительскую модель (ИПМ) продукции, т.е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Часто исследователи учитывают значимость (вес) показателей качества и цены потребления.
Рассмотрим на примере
связь показателей
Допустим, что гостиница собирается купить транспортное средство для перевозки гостей из аэропорта в гостиницу. На рынке транспортных средств соперничают новое транспортное средство (нововведение) и его конкурент. Для сопоставления их качества создается идеальная потребительская модель (ИПМ), которая служит эталоном.
В качестве показателей качества транспортного средства установлены скорость и расход горючего (табл. 1). Известны показатели качества ИПМ, нововведения и конкурента и также веса (значимости) показателей качества. Определяем расчетные значения показателей качества путем умножения их значений на их веса, а также относительные значения этих показателей по отношению к ИПМ. Затем находим сумму относительных значений показателей качества для нововведения и конкурента по отношению к ИПМ и числовые значения оценки конкурентоспособности нововведения (Кн) и конкурента (Кк), а также Ку = Кн: Кк. В данном случае Ку = 1,7, что больше 1, следовательно, нововведение будет конкурентоспособным. Иными словами, продукт соответствует требования потребителей и условиям рынка и обладает преимуществом над товарами-аналогами.
Таблица 1 | |||||
Оценка уровня конкурентоспособности | |||||
Оцениваемые транспортные средства и состояние их показателей |
Показатель | ||||
Скорость |
Расход горючего |
Цена |
Сумма относительных изменений показателя качества |
Кн(к) | |
ИПМ: исходное значение вес расчетное значение |
100 0,7 70 |
500 0,3 150 |
1000
|
||
Нововведение: исходное значение вес относительное значение |
210 147 2,1 |
790 237 0,63 |
500
0,5 |
2,73 |
5,46 |
Конкурент: исходное значение вес относительное значение |
75 52,5 0,75 |
450 135 1 |
550
0,55 |
1,75 |
3,18 |
К(у) |
1,7 |
На основе полученных результатов делаем следующие выводы:
Задание 2. Графический способ сопоставления качества услуг гостиничных предприятий по ограниченному числу показателей.
Гласность рынка позволяет предприятию провести прямое сравнение своего пакета услуг с предложениями конкурентов. Отсюда и происходит понятие «относительное качество», которому присущи следующие характеристики:
— возможность сравнения с услугами самых сильных конкурентов;
— возможность рассмотрения с точки зрения потребителя;
— независимость от структуры цен на предприятии;
— возможность охвата не только материальных, но и нематериальных услуг, включая поведение персонала.
Методика выявления относительного качества включает два этапа.
Первый этап. Следует выделить важнейшие с точки зрения потребителя критерии (5—10), которые приводят к принятию решения о приобретении услуг. При этом цены не должны приниматься в расчет. Важность выделенных критериев необходимо согласовать с мнением персонала, который непосредственно контактирует с потребителем и имеет большой опыт общения.
Второй этап — оценка критериев по 5—10-балльной шкале и последующее сравнение с такой же оценкой идентичных критериев на важнейших предприятиях-конкурентах. Чем больше будет предприятий, тем точнее критерии относительного качества, которые лучше изобразить графически, в результате чего получится своеобразный профиль качества.
Предположим, гостиничные услуги с точки зрения потребителя характеризуются следующими критериями, оцененными потребителями в баллах:
По результатам
Таблица 2 | ||||
Усредненные оценки критериев качества | ||||
Пр |
К1 |
К2 |
К3 | |
Расположение |
4 |
3 |
5 |
3,5 |
Качество питания |
3 |
2 |
4 |
2,5 |
Безопасность |
5 |
4 |
5 |
4,5 |
Компетентность персонала |
5 |
4,5 |
3,5 |
5 |
Предложение дополнительных услуг |
4 |
5 |
3 |
3,5 |
Чистота в номерах, туалете, душе |
3,5 |
3,5 |
5 |
4 |
Вежливость и доброжелательность персонала |
4 |
3 |
4,5 |
3,5 |
Работа телевизора, видео-, аудиоаппаратуры |
3,5 |
4 |
2,5 |
3 |
Тишина и поведение соседей |
5 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
Мебель в номере |
5 |
4,5 |
5 |
4,5 |