Конкурентоспособность в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы состоит в выработке рекомендаций механизма конкурентоспособности международной компании в новой экономике.
Для достижения поставленной цели было необходимо:
раскрыть методологические предпосылки построения теории международных компаний;
– проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;
– определить понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;

Файлы: 1 файл

еферат1.docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

еферат

 

Международные компании, конкуренция, конкурентоспособность, новая экономика

Объектом исследования являются процессы возникновения и формирования международной  компании. Предмет исследования –  экономические отношения, отражающие конкурентоспособность международных  компаний в новой экономике.

Цель работы состоит в выработке  рекомендаций механизма конкурентоспособности  международной компании в новой  экономике.

В процессе работы проведены следующие  исследования и разработки:

  • раскрыты методологические предпосылки построения теории международных компаний;

– проанализированы теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

– определены понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;

  • выявлены основные факторы конкурентоспособности международных компаний в метасреде новой экономики;
  • разработаны предложения по формированию и развитию конкурентных преимуществ белорусских компаний в условиях новой экономики.

Областью возможного практического  применения являются предложения по формированию и развитию конкурентных преимуществ белорусских компаний в условиях новой экономики.

 

Введение

 

Развитие международных экономических  отношений на современном этапе  характеризуется усилением процесса глобализации. Его важнейшими проявлениями являются транснационализация предпринимательской  деятельности фирм и стремительное  развитие информационных технологий, во многом определяющих конкурентоспособность субъектов мирового хозяйства.

Многие национальные предприятия  становятся международными в силу, как своей конкурентоспособности, так и конкурентоспособности  экономики страны, что определяет статус последней в мировом хозяйстве. Особое значение приобретают проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности  фирм. Их решение важно как для  Республики Беларусь в целом, так  и национальных экспортоориентированных  предприятий. В настоящее время  необходимо объективно исследовать  конкурентоспособность международной  компании (МК) с точки зрения воздействия  информационных технологий и Интернет на характер ее деятельности. Вышеперечисленные  положения обусловливают актуальность темы курсовой работы.

Таким образом, цель работы состоит  в выработке рекомендаций механизма  конкурентоспособности международной  компании в новой экономике.

Для достижения поставленной цели было необходимо:

  • раскрыть методологические предпосылки построения теории международных компаний;

– проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

– определить понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;

  • выявить основные факторы конкурентоспособности международных компаний в метасреде новой экономики;
  • разработать предложения по формированию и развитию конкурентных преимуществ белорусских компаний в условиях новой экономики.

Объектом исследования являются процессы возникновения и формирования международной  компании. Предмет исследования –  экономические отношения, отражающие конкурентоспособность международных  компаний в новой экономике.

 

1. Международная компания и конкурентоспособность как экономическая категория

 

Существуют разные подходы к  оценке экономического состояния государства. Однако на данном этапе многие количественные показатели, такие как ВНП, весь ВВП, ВВП на душу населения, представляются недостаточно эффективными, а подчас даже и устаревшими, так как не включают многие важные аспекты, которые  сами люди считают неотъемлемым элементом  своего благосостояния. Это относится  к вопросам состояния окружающей среды, личной безопасности, образования  и т.д. Современное понятие устойчивого  экономического роста включает в  себя некоторые из этих аспектов. Стремясь к росту в современных условиях необходимо учитывать влияние наших  действий на будущие поколения. Следовательно, необходим комплексный анализ, включающий в себя как количественные, как  бы лежащие на поверхности факторы, так и широкий спектр качественных критериев, оценить и учесть которые  гораздо сложнее. Именно такой анализ и является сутью понятия международной  конкурентоспособности, которому уделяется  все большее внимание экономистов  в современном мире. На сегодняшний  день это понятие становится основным, определяющим уровень развития отдельного государства. Но тем не менее не следует  забывать, что попытки определения  конкурентоспособности предпринимались  и раньше.

В своей оценке конкурентоспособности  наций классики опирались на изучение факторов производства: земли, капитала, природных ресурсов и труда. В  соответствии с этой теорией развитие международной торговли основывается на различии абсолютных издержек, т.е. в ее основе лежит тезис о том, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно  меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Эту идею впервые высказал А. Смит, а затем эти положения были дополнены Д. Рикардо в его теории сравнительных издержек, которую можно считать ранней попыткой понять, почему и как конкурируют между собой страны. Согласно его теории, стране выгодно специализироваться на производстве товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Впоследствии экономисты пришли к  выводу, что не все можно объяснить  факторами производства. В частности, важный элемент, определяющий экономическое  развитие, – социально-экономическая  среда, существующая в той или  иной стране.

На протяжении всего XX в. многие ученые внесли свой вклад в изучение понятия конкурентоспособности. Джозеф Шумпетер особо отмечал роль предпринимательства как двигателя экономического развития (позднее Питер Друкер применил ту же теорию к менеджменту). Нобелевский лауреат Роберт Солоу изучал факторы роста американской экономики между 1948 и 1982 гг. В своей работе он подчеркивал колоссальное значение технологических инноваций и ноу-хау в экономике. Майкл Портер написал книгу «Конкурентоспособность наций», в которой на основе статистического анализа 100 отраслей восьми промышленно развитых стран он создал теорию «национального ромба». М. Портер выделил систему факторов, определяющих конкурентоспособность: традиционные факторы (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации), инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.). Впоследствии все большее значение придается так называемому фактору знаний.

В 1965 г. два американских ученых, Р. Фармер и Б. Ричмэн, предприняли попытку охарактеризовать конкурентоспособность с помощью использования матрицы. Для этого они выделили четыре группы факторов:

– политические и правовые;

– образовательные;

– социально-культурные;

– экономические.

Это явилось попыткой определения  международной конкурентоспособности  по принципу, которого придерживаются экономисты и по сей день.

Существует достаточно большое  количество определений и различных  способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность  – это способность опережать  других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают  конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При  этом все эти понятия тесно  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Конкурентоспособность страны или  региона зависит от способности  создавать эффективную, способную  к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым  обеспечивать высокие стандарты  жизни.

Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских  свойств, обеспечивающее ему успех  на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность  товара определяется следующими основными  факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.

Конкурентоспособность компании –  это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать  свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она  может занять лидирующие позиции  на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный  потенциал, доля рынка, эффективность  менеджмента.

Субъекты хозяйствования в мировой  экономике различаются по организационно – правовым формам, видам деятельности, масштабам и сферам приложения капитала. В экономической и правовой литературе нет устоявшейся, четко определенной терминологии, характеризующей субъекты хозяйственной деятельности. В связи  с этим предлагается уточнить сущность, признаки и критерии категории данного  исследования.

В различных экономических источниках нет четких различий между понятиями  «предприятие», «фирма» и компания. Так компания чаще всего рассматривается  как корпоративное предприятия, которое является юридическим лицом  и, в отличии от его участников, функционирует как самостоятельная  единица или акционерная форма  организации правового субъекта, созданного для «осуществления коммерческой или производственной деятельности».

Исходя из выше сказанного, можно  выделить основные параметры дифференциации терминов «предприятие», «фирма» и  «компания» – производственный, организационный  и правовой.

Понятие «компания» является более  обобщающим и верным для определения  субъектов мирового хозяйства и  может включать все три элемента. Предлагается следующее определение: компания – хозяйствующий субъект, осуществляющий коммерческую и производственную деятельность в качестве юридического лица в конкретной организационно-правовой форме.

Компания – это экономическая  категория, выражающая отношения между  работниками, предприятием его различными структурными звеньями, предприятием и государством, проявляющиеся в  самостоятельном хозяйственном  и правовом взаимодействии. Понятие  «фирма» и «предприятие» можно  считать конкретными организационно-правовыми  формами компании. Это обеспечивает их категорийную соподчиненность.

В современной немецкой экономической  литературе обоснованны следующие  критериальные признаки международной  компании:

– одновременная деловая активность за границей и в стране базирования материнской компании;

– разработка глобальной предпринимательской стратегии. При этом материнская компания является высшим центром принятия решений, а дочернее общество функционирует в рамках определенных материнской компании направлений;

– количественные критерии включают: количество стран, в которых имеются филиалы;

– ориентация предпринимательской политики предприятия (продуктовой, ценовой, коммуникационной) на зарубежный рынок;

– контроль экономической деятельности более чем в одной стране;

– использование компанией преимуществ стран (географических, ресурсных);

– направленность организационной структуры фирмы на заграничную деловую активность в различных формах: экспорт товаров, передача лицензий, франчайзинг, управление по контракту и др.;

– специализация персонала и структурных подразделений в международном бизнесе.

К международным компаниям относят  те компании, сфера коммерческой и  производственной деятельности которых  распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность  такой компании, необходимо учитывать  основные факторы конкурентоспособности  ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и  возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы.

В последнее десятилетие достижение конкурентных преимуществ международными компаниями увязывается с глобализацией  хозяйственной жизни. Это выражается в дерегулировании рынков и либерализации  осуществления предпринимательской  деятельности в различных отраслях экономики. Процесс глобализации сопровождается усилением конкуренции, что приводит к созданию различных стратегических альянсов между компаниями, а также  к увеличению слияний и поглощений. Причем современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Для международных компаний процесс глобализации хозяйственной жизни дает возможность диверсификации, специализации, использования преимуществ дерегулирования посредством осуществления крупных инвестиций на любых рынках, привлечения различных финансовых средств, снижения издержек производства за счет выпуска стандартизированной продукции и экономии на масштабах, использования более тесных деловых связей с другими предприятиями, банками для создания предпринимательских сетей и т.д. Все это неизбежно ведет к повышению конкурентоспособности таких компаний. Для того, чтобы использовать преимущества глобализации, компании прежде всего необходимо знать степень глобализации отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность. К основным критериям оценки степени глобализации отрасли относятся такие показатели, как однородность спроса, использование международного разделения труда, экономия на масштабах производства, конкуренция в мировом масштабе, высокая доля расходов на научные исследования и разработки, международные альянсы, слияния и поглощения.

Информация о работе Конкурентоспособность в международном бизнесе