Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа
Таким образом, цель работы состоит в выработке рекомендаций механизма конкурентоспособности международной компании в новой экономике.
Для достижения поставленной цели было необходимо:
раскрыть методологические предпосылки построения теории международных компаний;
– проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;
– определить понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;
Параметры факторов. Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.
Стратегия фирм, их структура и соперничество
Здесь речь идет о конкурентной борьбе на «центральном ринге», где акции и контракции фирм-соперников приводят к созданию новых условий функционирования фирм.
Параметры спроса
К ним, в первую очередь, относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Родственные и поддерживающие отрасли
Наличие в национальной экономике
развитых родственных и поддерживающих
отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих
фирму необходимыми материалами, полуфабрикатами,
комплектующими изделиями и другими
материальными средствами и необходимыми
информационными объектами, является
непременным условием создания и
поддержания конкурентного
Родственные отрасли могут выступать в качестве мощных конкурентов, выводя на рынок товары-субституты. Поэтому их можно считать стимуляторами научно-технического прогресса в отраслях и фирмах, которые они обслуживают.
В общую систему детерминантов М.Е. Портер включает еще и «случайные события», и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.
Роль случайных событий
Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:
– изобретательство;
– крупные технологические сдвиги (прорывы);
– резкие изменения цен на ресурсы (например, нефтяной шок);
– значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;
– всплески мирового и местного спроса;
– политические решения местных и зарубежных правительств;
– войны и другие форсмажорные обстоятельства.
Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм. Они могут свести на нет преимущество старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм, способных заменить старые по достижении необходимого уровня конкурентоспособности в новых, изменившихся условиях.
Однако следует заметить, что для того или иного «случайного» события в стране должны созреть благоприятные условия. Это означает, что детерминанты «ромба» такие условия способны создать. Так, способность изобретения или идеи превращаться в конкурентное преимущество на мировом уровне в большей мере зависит от этого «ромба».
Роль правительства
Действительная роль правительства (имеются в виду законодательная и исполнительная ветви власти) в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта. Правительство может влиять и подвергаться влиянию – как позитивному, так и негативному – всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов воздействует денежно-кредитная, налоговая, таможенная политика правительства. Оно устанавливает различные нормы и стандарты, инструкции и другие нормативные акты, влияющие на поведение производителей и покупателей, для части отраслей само правительство является покупателем.
М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разнообразным государствам, а имеют свойство концентрироваться. Концентрация сильных фирм при этом обычно не ограничивается одной отраслью, а затрагивает несколько смежных.
Такое положение является не случайностью, а следствием того, что достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распространяться на ее ближайшее окружение:
– поставщиков;
– потребителей;
– конкурентов.
В свою очередь, успехи окружения оказывают
положительное влияние на дальнейший
рост конкурентоспособности данной
компании. В итоге формируется
кластер – сообщество фирм тесно
связанных отраслей, взаимно способствующих
росту конкурентоспособности
Для национальной экономики кластеры
выполняют роль точек роста внутреннего
рынка и базы международной экспансии.
Вслед за первыми в экономике
часто образуются новые кластеры,
и международная
Возникновение кластеров исследователи
объясняют передачей по технологическим
цепочкам товаров с высокой
3. Конкурентоспособность Беларуси на мировом рынке
Проблема
Беларусь придает
Анализ результатов
В условиях жесткой конкуренции
на мировом рынке успеха отдельного
предприятия недостаточно для того,
чтобы обеспечить конкурентоспособность
страны. Отдельному предприятию даже
с уникальной технологией трудно
удерживать конкурентное преимущество,
ибо оно зависит от надежных национальных
поставщиков и сильных
Научный подход к проблеме конкурентоспособности
предполагает адекватное теоретико-методологическое
ее решение, а именно – выбор приоритетов,
соответствующих национальной политике
Беларуси, ее основным ориентирам в
социально-экономическом
В Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений [10]. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику.
Как отмечается в Национальной стратегии
устойчивого социально-
Национальная
По моему мнению, к основным конкурентным преимуществам Беларуси можно отнести выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
В Республике Беларусь разработана и в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики (далее – Программа), действующая до 2010 г. [11]. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России – 0,678; Польши – 0,633; Нидерландов – 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения [12].
Целью Программы является выработка
основных направлений и приоритетов
структурных преобразований экономики,
системы мер и механизмов модернизации
производства, обеспечивающих создание
и максимально эффективное
Данная цель реализуется через
завершение процессов развития институтов
переходного периода в
Необходимо отметить, что в настоящее
время разработаны и выбраны
рациональные направления в сфере
повышения
Целесообразно выделить стратегические
приоритеты структурной перестройки
и повышения
– четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;
– выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;
– перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
– защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;
– увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;
Информация о работе Конкурентоспособность в международном бизнесе