Конкурентоспособность в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы состоит в выработке рекомендаций механизма конкурентоспособности международной компании в новой экономике.
Для достижения поставленной цели было необходимо:
раскрыть методологические предпосылки построения теории международных компаний;
– проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;
– определить понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;

Файлы: 1 файл

еферат1.docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

Так, к глобальным отраслям можно  отнести автомобильную промышленность, авиаперевозки, производство компьютеров, телекоммуникации. К многонациональным  относятся такие отрасли, как  производство искусственных волокон, научных и медицинских приборов, удобрений, переработка пищевых  продуктов и т.д.

Международная компания, работающая в какой-либо области производства и реализации товаров и услуг, должна знать основные факторы достижения конкурентоспособности. При этом необходимо учитывать, что конкурентные условия  в различных отраслях промышленности на мировом рынке не одинаковы. Например, при производстве технически сложной  продукции важнейшими факторами, определяющими  успех компании, являются использование  принципиально новой технологии и передовых методов организации  производства. В производстве потребительских  товаров длительного пользования  определяющей является монопольная  и олигопольная конкуренция. Производство относительно простой продукции  требует детального изучения потребностей потребителя.

Национальные факторы

Исторически конкурентоспособность  страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению  со своими конкурентами располагали  большим капиталом, тем самым  имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. Все четыре фактора (сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология), а также эффективный менеджмент определяли успех компаний данной страны.

С развитием научно-технического прогресса  и государственной системы регулирования  предпринимательской деятельности значение этих четырех факторов существенно  изменилось. Наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Технологические разработки новых  продуктов стали играть меньшую  роль по сравнению с созданием  новых технологий производства. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность  страны, а следовательно и международной  компании, все больше и больше в  настоящее время становится уровень  образования и квалификации трудовых ресурсов.

Необходимо отметить, что для  обеспечения конкурентных позиций  компании на мировом рынке ей прежде всего необходимо обладать конкурентными  преимуществами на национальном рынке. Компания должна обладать прочным положением на внутреннем рынке, умело использовать все его ресурсы и возможности.

Конкурентоспособность компании на международных  рынках также во многом зависит и  от поддержки и содействия со стороны  государства путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, обеспечения необходимой информацией  о конъюнктуре рынков.

Традиционно считается, что на мировом  рынке наиболее конкурентоспособной  страной в области производства промышленной продукции (компьютеры, промышленное оборудование) является Япония, в области  высоких технологий – США, химической и автомобильной промышленности – Германия, в области дизайна (легкая промышленность, мебель) – Италия, в инженерных разработках – Великобритания.

Ресурсы и возможности  компании

Конкурентоспособность международной  компании определяется и ее внутренними  характеристиками. Для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны  компании, определить ресурсы, а также  ее возможности и инновационный  потенциал. Таким образом анализируются  материальные и финансовые активы, технологические, производственные и  сбытовые возможности компании. Полученные результаты используются при формулировании и разработке стратегии компании. При этом необходимо учитывать преимущества международного разделения труда (человеческие ресурсы, месторасположение производственных мощностей, каналы сбыта, финансирование и кредитование подразделений), начиная со стадии закупок и заканчивая реализацией продукции.

Важное значение для повышения  конкурентоспособности международной  компании имеет постоянный анализ издержек производства и реализации, оценка соотношения издержек собственного производства и затрат на закупку  аналогичной продукции. Для достижения оптимизации издержек производства необходимо использовать внутрифирменный  расчет между подразделениями компании, являющимися центрами прибыли.

Еще одним важным фактором конкурентоспособности  международных компаний в настоящее  время является минимизация ущерба окружающей среде. Экологический фактор становится одним из важнейших компонентов  затрат компании, поэтому уже на стадии разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области  защиты окружающей среды.

Достижение эффективности производства, оптимизации издержек, а также  эффективности в области рыночной деятельности связано с повышением требований к внутрифирменной системе  управления.

В настоящее время большинство  международных компаний использует децентрализованную структуру управления с предоставлением хозяйственной  самостоятельности своим подразделениям. Характерной чертой таких компаний является исчезновение четких границ между основными функциональными  областями, такими, как маркетинг, планирование, контроль. При этом основой такой  системы является стратегическое управление. Осуществление управления в международной  компании должно также опираться  на единую систему учета и контроля с использованием новейшего программного и компьютерного обеспечения.

Другой фактор успеха международной  компании – создание информационной системы, обеспечивающей принятие эффективных  и своевременных решений. Этого  можно достичь в результате использования  информационной и коммуникационной технологий, которые дают возможность  быстрого получения и обмена информацией  в рамках всех подразделений компании.

Что касается управления персоналом, то можно отметить постепенное исчезновение четких разграничений между различными категориями работников. Интеллектуализация трудовой деятельности, непрерывное  обучение становятся важнейшим средством  повышения эффективности деятельности фирмы. Большое внимание уделяется  формированию и управлению культурой  компании, проблемам управления конфликтами.

Особые требования, предъявляются  к менеджерам международных компаний. На первый план выдвигается коммуникабельность, способность учитывать культурную специфику персонала. Важное значение имеет способность менеджера  увязывать глобальные цели предприятия  с его национальными интересами, способность к культурной интеграции, владение несколькими языками, способность  к обучению, а также мобильность.

Глобализация хозяйственной жизни, ослабление государственного регулирования, либерализация условий осуществления  предпринимательской деятельности, создание региональных хозяйственных  систем создают новые условия  для осуществления операций на мировом  рынке международными компаниями. Сегодня  все большее количество отечественных  компаний осуществляет операции за пределами  внутреннего рынка. Поэтому перед  белорусскими предприятиями встает проблема изучения конкурентных условий  мирового рынка. В XXI веке конъюнктуру  рынка будут определять крупные  международные компании, характеризующиеся  высокой инновативностью, сумевшие использовать все факторы успеха для повышения своей конкурентоспособности.

Рассматривая понятие международной  конкурентоспособности на современном  этапе, нужно прежде всего отметить, что существует множество определений  понятия международной конкурентоспособности  и множество подходов к оценке конкурентоспособности отдельной  страны. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующее определение международной  конкурентоспособности: «Конкурентоспособность – это умение в условиях свободного и справедливого рынка производить  товары и услуги, соответствующие  стандартам международных рынков, и  в то же время поддерживать и повышать уровень реальных доходов своих  граждан в долгосрочном периоде».

Конкурентоспособность международной  компании позволяет судить и о  рейтинге страны базирования в глобальной экономике, и о конкурентоспособности  производимой на мировом рынке продукции.

Исходя из приведенных определений, речь идет о различных субъектах  конкуренции (товаропроизводителях). Товар  или услуга – пассивные компоненты рынка, выступающие опосредованным носителями свойств конкурентоспособности. Свойства, обеспечивающие субъектам  конкурентной борьбы преимущества на конкурентном поле и позволяющие  достичь равновесного состояния  системы, рассматриваются как факторы  конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности предлагается понимать внешние условия и внутренние свойства системы, позволяющие ей достичь  конкурентных преимуществ и выйти на новую точку равновесия (конкурентоспособности).

Внешняя среда компаний, действующих  на международном уровне, отличается повышенной сложностью, обусловленной  уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные  институты, политическая стабильность, уровень технологического развития разных стран отличается.

Под сложностью окружающей среды понимается число факторов, на которые фирма  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого  фактора. Компания вынуждена учитывать  давление различных государственных  постановлений, конкурентов и ускоренных технологических изменений. Сложность  системы усугубляется ее подвижностью.

Говоря о международной конкурентоспособности  в целом следует выделить два  наиболее авторитетных источника информации. Это Доклад по глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), предоставляемый  Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum), и Ежегодник мировой  конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook), выпускаемый Международным институтом менеджмента и развития (International Institute for Management and Development).

Оба ежегодных издания представляют собой исследование нескольких десятков стран на основе изучения целого ряда критериев, призванное определить степень  конкурентоспособности каждой из этих стран и классифицировать рассматриваемые  государства в соответствии с  полученными результатами, Несмотря на явное сходство цели. Доклад по глобальной конкурентоспособности и Ежегодник  мировой конкурентоспособности  отличаются по методам сбора информации и обработки данных, что приводит к определенным различиям в полученных результатах [1].

Jornal «Euromoney». Журнал «Euromoney», ежегодно публикующий рейтинги 180 стран мира, рассматривает конкурентоспособность как их экономическую возможность расплачиваться за полученные заемные средства. Уровень конкурентоспособности рассчитывается по 100-балльной шкале. При проведении итоговых расчетов авторы рейтинга рассматривают несколько факторов, в том числе:

– политический риск – показатель, включающий в себя возможность неплатежей по поставкам товаров и оказанию услуг, невыплаты по займам, (финансовым обязательствам, дивидендам, невозможность репатриации вложенных капиталов);

– экономические перспективы страны, определяемые на основе прогнозов развития экономики на последующие два года;

– показатель внешней задолженности, учитывающий отношение суммарного долга страны к ВВП, отношение долга к сумме экспорта и сальдо платежного баланса по текущим операциям в ВВП;

– долг в связи с дефолтом или в связи с реструктуризацией долга;

– кредитный рейтинг, или рейтинг платежеспособности по кредитным долгам, основанный на данных, предоставленных ведущими мировыми рейтинговыми компаниями (Moody's, Standard and Poor's, Fitch);

– доступ к банковским ресурсам – процентное отношение частных, долгосрочных, негарантированных займов к ВНП;

– доступ к краткосрочным финансовым ресурсам (известных банков США, Великобритании);

– доступ на рынки капиталов;

– предоставление форфетинговых услуг [1].

На основании изложенного материала  можно сделать вывод о том, что существует достаточно большое  количество определений и различных  способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность  – это способность опережать  других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают  конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При  этом все эти понятия тесно  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Только собрав воедино все факторы, влияющие на конкурентоспособность  фирм, мы можем судить об их уровне в  мировой экономике.

 

2. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирмы

 

Конкурентоспособность отдельной  фирмы (предприятия), с одной стороны, зависит от конкурентоспособности  национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность.

Общеизвестна заслуга М.Е. Портера в исследовании этой важнейшей проблемы. На основе анализа обширных статистических материалов отраслей промышленности восьми промышленно развитых стран он выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны. Основу этой концепции составляет идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют фирмы этой страны. «Национальный ромб» характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества. Компоненты которой (как и в любой системе, находясь во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности), то есть усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны.

Информация о работе Конкурентоспособность в международном бизнесе