Контроль как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, а люди – это основной источник эффективного развития предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией…………………………………………………………………5
1.1.Сущность мотивации в системе управления………………………...5
1.2.Теории мотивации……………………………………………………11
1.2.1. Содержательные теории мотивации………………………..11
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………….14
1.3. Мотивационные типы персонала…………………………………...16
2. Методы мотивации на предприятии………………………………….20
3. Анализ системы мотивации на ООО «Строитель»…………………..23
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Строитель»…………23
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО «Строитель»………………………24
3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Строитель”..27
Заключение……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 196.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, следует сделать  такие выводы по первой главе.

Руководители, которые стремятся  усилить мотивацию рабочей силы, теория ожиданий представляет для этого  различные возможности. Довольно часто  вознаграждение предлагается до его  оценки сотрудниками. Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают  по-разному. Следовательно, руководство  организации должно сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями  сотрудников и привести их в соответствие и давать вознаграждение только за эффективную работу. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку. Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом, она является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр.

 

1.3. Мотивационные типы персонала

  Чтобы использовать человеческие ресурсы эффективно, руководитель должен искать для выполнения каждого задания такого человека, чья основная мотивация соответствует особенностям задания или должности. Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.

Мотивационные типы можно разделить  на два класса:

1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);

2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).

Детализируем представления о  мотивационных типах. Каждый человек  представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных  типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

Различают следующие "чистые" типы мотивации:

    • люмпенизированный (избегательный класс);
    • инструментальный (достижительный класс);
    • профессиональный (достижительный класс);
    • патриотический (достижительный класс);
    • хозяйский (достижительный класс).

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой  сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации. Характеристика:

    • все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
    • согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
    • низкая квалификация;
    • не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
    • низкая активность и выступление против активности других;
    • низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
    • стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    • интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
    • важна обоснованность цены, не желает "подачек";
    • важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    • интересует содержание работы;
    • не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
    • интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
    • считает важной свободу в оперативных действиях;
    • важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

     Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:

    • необходима идея, которая будет им двигать;
    • важно общественное признание участия в успехе;
    • главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

    • добровольно принимает на себя ответственность;
    • характеризуется обостренным требованием свободы действий;
    • не терпит контроля.

 

Делая вывод по 1 главе можно  сказать: Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса. Существует два типа теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека (пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория ERG Альдерфера, теория факторов Герцберга). Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы мотивации на предприятии

 

    Функция "мотивация" включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высокорезультативному труду. Среди методов мотивирования персонала имеется широкое разнообразие и зависимость от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.  Имеются такие методы мотивирования эффективного трудового поведения как: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические.

    Удовлетворенность  материальным вознаграждением, его  справедливым уровнем мотивирует  инициативу людей, формирует у  них приверженность организации,  привлекает к ней новых работников.

Организационные способы  мотивации (мотивирования): участие  в делах организации (обычно в  социальных); перспектива приобрести новые знания и навыки; обогащение содержания труда (обеспечение более  интересной работой с будущей  возможностью должностного и профессионального  роста).

Морально-психологические  методы мотивирования: создание условий  для формирования профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха); присутствие  вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде; признание (личное и  публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и  т.п.). За особые заслуги – награждение  орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.; высокие  цели, воодушевляющие людей на эффективный  труд (любое задание должно содержать  в себе элемент вызова); атмосфера  взаимного уважения, доверия.

Оригинальным комплексным  методом мотивации является продвижение  в должности. Тем не менее этот метод внутренне ограничен, ввиду  того, что:

1) в организации число  должностей высокого ранга ограничено;

2) продвижение по службе  требует повышенных затрат на  переподготовку. В практике управления, обычно, одновременно применяют  различные методы и их комбинации. Для более эффективного управления  мотивацией необходимо использовать  в управлении предприятием все  три группы методов.

Вышеуказанная классификация  методов мотивирования классическая, но в современном менеджменте  применяются и другие группировки  методов мотивирования. В более  крупном ракурсе, все методы мотивирования  группируются в следующие четыре вида:

                1.экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени;

                2. управление по целям. Эта система широко используется в Америке и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

               3.обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

             4.система участия - в настоящее время существует в различных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В пределах этих групп методов  в наше время разрабатываются  отдельные методики и системы  мотивирования персонала.

Если делать вывод по 2 главе, то можно сказать: Существуют такие методы мотивирования эффективного трудового поведения как: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические. Чтобы более  эффективно управлять мотивацией нужно  использовать в управлении предприятием все три группы методов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ системы  мотивации на ООО «Строитель»

3.1. Общая характеристика  предприятия ООО «Строитель»

ООО «Строитель» находится  по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ивановская, 21. Общество основано в 2001 году.

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров  и услуг, а так же извлечение прибыли.

Общество осуществляет такие  виды деятельности: строительство; юридическое  и финансовое (консалтинговое) обслуживание; реконструкция сложных объектов; производство и реализация товаров  народного потребления и продукции  производственно-технического назначения.

В 2002 году по сравнению с 2001 произошел рост выручки от реализации на 2502 тыс.руб. или на 36,5 %. 

В 2002 г. произошло уменьшение рентабельности продаж произошло за счет строительной деятельности ООО  «Строитель», несмотря на увеличение объема реализации по сравнению с 2001 годом  в 1,34 раза, произошло падение показателей прибыли и рентабельности составивших соответственно в 2001 году 331 тыс. руб. и 5,6 %, в 2002 году 182 тыс. руб. и 2,3 %, в свою очередь консалтинговое направление деятельности предприятия развивается очень динамично, увеличение выручки от реализации в 2002 году по сравнению с 2001 на 51,6 %, рентабельность продаж в 2002 году – 31,3 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ уровня  мотивации в ООО «Строитель»

На предприятии стиль  управления - авторитарный, тем не менее, основанный на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого  достоинства.

Руководство ООО «Строитель»  для стимулирования труда работников использует экономические, социальные и административные методы мотивации.

     Весьма существенным экономический метод мотивации на предприятии - зарплата, начисляемая по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда. Использование прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда предполагает, что размер заработка рабочего определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Ввиду этого заработок рабочего увеличивается прямо пропорционально его выработке. Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Помимо оклада выплачивается премия, связанная с результативностью предприятия( размер премии не превышает 40% должностного оклада).

На предприятии проводятся такие мероприятия по социальной мотивации: повышение квалификации сотрудников предприятия (обучение оплачивает предприятие); оказание помощи работницам, строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей.

С целью соблюдения трудовой производственной дисциплины применяется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы.

Это типы мотиваций формально  принятых на предприятии.

Методом опроса были получены данные об эффективности использования  системы мотивации в целом  и отдельных элементов в частности.

Информация о работе Контроль как функция управления