Контроль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных вопросов процесса контроля в организации.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи: изучены теоретические основы контроля: сформулирована сущность контроля, приведена классификация его видов и форм, сформулированы основные функции контроля и этапы его проведения. На основе полученной информации рассмотрен процесс контроля в производстве продукции филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… стр. 3-4
Глава I Теоретические основы контроля………………………………... стр. 5
1.1 Сущность контроля, его функции и этапы проведения……. стр. 5-8
1.2 Виды контроля………………………………………………… стр. 9-10
1.3 Формы контроля в организации……………………………... стр. 11-14
Глава II Процесс контроля в филиале ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК……… стр. 15
2.1 История развития филиала ………………………………….. стр. 15-17
2.2 Сфера деятельности и организационно-правовая форма филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК………………………………………. стр. 18
2.3 Технологический процесс производства металлопроката.... стр. 19
2.4 Миссия и планы филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК……… стр. 20-21
2.5 Контроль в процессе производства продукции филиала…. стр. 22-26
2.6 Основные факторы риска связанные с деятельностью общества…………………………………………………………… стр. 27
Заключение……………………….……………………………………….. стр. 28-29
Список литературы………………..……………………………………… стр. 30
Приложение 1……………………………………………………………... стр. 31
Приложение 2……………………………………………………………... стр. 32
Приложение 3……………………………………………………………... стр.33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

стр. 3-4

Глава I Теоретические основы контроля………………………………...

стр. 5

1.1 Сущность контроля, его функции и этапы проведения…….

стр. 5-8

1.2 Виды контроля…………………………………………………

стр. 9-10

1.3 Формы контроля в  организации……………………………...

стр. 11-14

Глава II Процесс контроля в филиале ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК………

стр. 15

2.1 История развития  филиала …………………………………..

стр. 15-17

  2.2 Сфера деятельности и организационно-правовая форма филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК……………………………………….

стр. 18

2.3 Технологический процесс  производства металлопроката....

стр. 19

2.4 Миссия и планы  филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК………

стр. 20-21

2.5 Контроль в процессе  производства продукции филиала….

стр. 22-26

2.6 Основные факторы  риска связанные с деятельностью общества…………………………………………………………

стр. 27

Заключение……………………….………………………………………..

стр. 28-29

Список литературы………………..………………………………………

стр. 30

Приложение 1……………………………………………………………...

стр. 31

Приложение 2……………………………………………………………...

стр. 32

Приложение 3……………………………………………………………...

стр.33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На деятельность организации  оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности  не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться. С помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации.

Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться  при выполнении заданий, измерении  фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Хорошо продуманные  планы и организационные структуры  не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения  законов, технологий, условий конкуренции и других факторов внешней среды. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм своевременной оценки воздействия на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля.

Актуальность нашего исследования соответствует общепринятому  мнению, что без эффективной системы  внутреннего контроля нет рациональной системы управления. На современном  этапе развития рыночной экономики  система внутреннего контроля является неотъемлемой частью системы управления многих предприятий, особенно публичных, акции которых котируются на биржах.

Объектом исследования в работе является контроль в процессе производства продукции, а предметом исследования выступает контроль и его значение в управлении.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных вопросов процесса контроля в организации.

В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие  задачи: изучены теоретические основы контроля: сформулирована сущность контроля, приведена классификация его видов и форм, сформулированы основные функции контроля и этапы его проведения. На основе полученной информации рассмотрен процесс контроля в производстве продукции филиала ОАО «ОМК-Сталь» ЛПК.

При написании курсовой работы были использованы труды как российских, так и зарубежных авторов.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы контроля

    1. Сущность контроля, его функции и этапы проведения

 

Слово «контроль» как  и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для  многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для  собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности  и т.п. — в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе — это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, — означало бы упустить из виду основную задачу управления.

Контроль (от франц. controle — проверка) — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. [9]

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, измерения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных  стандартов.

Эффективно функционирующая  система контроля является важной составляющей менеджмента каждого предприятия. Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с  того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если необходимо, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления — это синонимы».

Контроль позволяет оценить эффективность делового и управленческого общения. Требования к системе контроля: [3]

  1. Контроль должен быть всеохватывающим. Контроль должен держать в поле зрения основные сферы деятельности предприятия и процессы, протекающие в нем. К контролю необходимо привлекать весь персонал предприятия, т.к. лучший контроль- это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.
  2. Контроль должен иметь четкую стратегическую направленность. Главная цель контроля- не поиск, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования не всех его стадиях.
  3. Контроль должен быть гибким. Контроль необходимо увязывать со всеми изменениями, происходящими в структуре предприятия.
  4. Контроль должен быть своевременным. Контроль должен устранять нарушения прежде, чем они примут опасные размеры.
  5. Контроль должен быть экономичным. Результат, приносимый контролем, должен превышать расходы на его проведение. Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией. [4]

Процесс контроля состоит  из нескольких этапов (см. приложение 1)

  1. Выявление параметров деятельности предприятия подлежащих контролю (стандарты, нормативы).
  2. Составление модели функционирования предприятия и определение «точек контроля».
  3. Осуществление наблюдений и обработка информации.
  4. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.

На первом этапе определяются параметры функционирования и развития предприятия. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов (нормативы расходования материальных ресурсов на единицу продукции, нормы денежных затрат, показатели эффективности, сроки выполнения работ и т.д.)

Затем создается модель функционирования предприятия, в которой  отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных  и конечных результатов. Это «точки контроля» - места наиболее подходящие для наблюдения и измерения. На третьем  этапе проводят наблюдения. В результате накапливается информация, которую сравнивают с нормативами и стандартами. Здесь самое трудное - определить, что же является отклонением, поскольку сами стандарты могут оказаться нереальными. Завершающий этап - корректировка деятельности предприятия. А именно – пересмотр планов, целей, перераспределение заданий, совершенствование технологии производства и управления. На практике существует два пути корректирующих действий.

  1. устранение причин, порождающих отклонения, их ликвидация .
  2. изменение самих стандартов деятельности.

Как и в любой системе  в системе контроля есть субъекты и объекты управления, а также  предмет контроля (см. приложение 3).

Управленческий  контроль — это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. [2]

В функцию контроля входят (см. приложение 2): сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы  отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам  хозяйственной деятельности фирмы  в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды контроля

 

На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный; текущий; итоговый. [1]

Предварительный предшествует активной деятельности, а тем более  каким-то конкретным результатам. Задача его состоит в проверке готовности предприятия, персонала, производства, системы управления к работе.

Текущий контроль существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве своего основного объекта эффективность  использования ресурсов предприятия. Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность. Важнейшим объектом текущего контроля является качество продукции и услуг.

Итоговый контроль связан с оценкой выполнения предприятием своих планов и предполагает всесторонний анализ результатов , а также сильных  и слабых сторон предприятия. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Помимо этого выделяют внутренний и внешний контроль. [2]

Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками- контролерами. При внутреннем - исполнители сами следят за своей работой, ее результатами и вносят изменения в собственную деятельность.

Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств: наличие  «защиты от хитреца»; оптимальная  трудность заданий; поощрение по итогам.

Информация о работе Контроль в организации