Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:52, курсовая работа
Термин «контроль» не является однозначным. В переводе с французского языка слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента
1.1 Понятие контроля в системе менеджмента 6
1.2 Этапы контроля 8
1.3 Виды контроля 10
1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента 13
Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ системы контроля на предприятии 18
2.3 Основные недостатки системы управления и рекомендации по совершенствованию предприятия ООО «Лист» 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента
1.1 Понятие контроля в системе
менеджмента
1.2 Этапы контроля
1.3 Виды контроля
1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента 13
Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»
2.1 Общая характеристика
предприятия
2.2 Анализ системы контроля
на предприятии
2.3 Основные недостатки системы управления и рекомендации по совершенствованию предприятия ООО «Лист» 26
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «контроль» не является однозначным. В переводе с французского языка слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.
В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо:
- проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления;
- наблюдение с целью проверки;
- учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.
Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов.
Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам.
Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.
Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А. Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.
Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия,
А. Файоль разделял ее на шесть основных групп:
- с точки зрения административной - необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;
- с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;
- с точки зрения технической - нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;
- с точки зрения финансов - необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;
- с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);
- с точки зрения учета - необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика.
Таким образом, по А. Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.
В настоящее время под термином «контроль» подразумевают органическую функцию управления; набор средств регулирования поведения личности или организации в целом; функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы контроля в управлении организацией. Объектом данного исследования является ООО «Лист». Предметом в данной курсовой работе является контроль в системе управления организацией.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить сущность контроля
2) Ознакомиться с видами и методами контроля
3) Ознакомиться с деятельностью ООО «Лист»
4) Проанализировать и оценить систему контроля в ООО «Лист»
5) Выявить основные недостатки контроля на предприятии
6) Предложить рекомендации по совершенствованию системы контроля на предприятии.
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента
Контроль управленческий - одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Он призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому он выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства [2, c.315].
Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.
Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей.
В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.[1, c.370].
Цель контроля:
1) выявить слабые места и ошибки в процессе производства и управления, своевременно их исправить и не допустить повторения;
2) обеспечить соответствия между
намеченными планами и
Объектом контроля являются:
- средства и предметы труда;
- персонал;
- производственные и
Для осуществления контроля необходимо:
1) наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей - либо деятельности, если неизвестны ее цели;
2) наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы [9].
В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:
- проверочная (установление
- информационная (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);
- диагностическая (изучение и оценка
реального положения дел в
организации и ее окружении; выявление
основных тенденций его
- коммуникационная (обеспечивает установление и поддержание обратной связи);
- ориентирующая (подсказывает, на что необходимо обратить особое внимание);
- стимулирующая (по итогам контроля происходит оценка персонала);
- защитная (способствует сохранности ресурсов).
В общем, в процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей [3, c.365].
Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:
1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
Организационные формы и методы контроля задаются структурой и процессом системы управления, а его возможности определяются, прежде всего, тем, насколько четко определены полномочия и ответственность подразделений и работников аппарата управления. Поэтому контроль наиболее успешен тогда, когда он адекватен природе и требованиям, уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта [4, c.246].
Контроль представляет собой одну из важнейших функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом, который строится на трех основных этапах:
1)выработка стандартов
2)измерения и анализ ее
3)корректировки хозяйственных, технологических,
организационных и других
Первый этап - выработка стандартов, демонстрирует органическую связь функций планирования и контроля.
Данные стандарты согласуются с методологией управленческого учета предприятия, а именно:
-внешними стандартами и
-внутренними (корпоративными) стандартами;
-стандартами на
Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. В свою очередь эти цели формируются из процесса планирования и стратегий организации.
Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, должны характеризоваться наличием временных рамок и конкретных критериев (например, производительность труда к определенному времени должна быть повышена на 10%). Те критерии, результативность которых оценить трудно, должны быть выражены косвенными показателями (например, удовлетворенность работой можно оценить показателем текучести). Однако косвенные показатели должны быть обстоятельно взвешены, так как на них могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой стадии дается оценка как реальности выработанных стандартов, так и масштабов отклонений, которые служат основой для принятия соответствующих управленческих решений. Это наиболее заметный этап всей системы контроля.
На третьем, заключительном этапе контроля, менеджер должен провести корректировку в хозяйственной, технологической, организационной, финансовой и других видах деятельности организации и в зависимости от полученной информации пересмотреть стандарт либо в сторону повышения или занижения, либо - стабилизации контролируемого показателя.
Во всех случаях сотрудники организации должны знать, что их ошибки или достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, со всей очевидностью послужат основанием для распределения вознаграждений или наказаний [5, c.228].