Контроль в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Термин «контроль» не является однозначным. В переводе с французского языка слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента
1.1 Понятие контроля в системе менеджмента 6
1.2 Этапы контроля 8
1.3 Виды контроля 10
1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента 13
Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ системы контроля на предприятии 18
2.3 Основные недостатки системы управления и рекомендации по совершенствованию предприятия ООО «Лист» 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                       3

Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента

1.1 Понятие контроля в системе менеджмента                                6

1.2 Этапы контроля                                                                           8

1.3 Виды контроля                                                                             10

1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента 13

Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»

2.1 Общая характеристика  предприятия                                         16

2.2 Анализ системы контроля  на предприятии                              18

2.3 Основные недостатки  системы управления и рекомендации по совершенствованию предприятия ООО «Лист»                                                26

Заключение                                                                                                  30

Список использованной литературы                                                         31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «контроль» не является однозначным. В переводе с французского языка слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.

В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо:

- проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления;

- наблюдение с целью проверки;

- учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.

Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов.

Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам.

Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.

Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А. Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.

Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия,

А. Файоль разделял ее на шесть основных групп:

- с точки зрения административной - необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;

- с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;

- с точки зрения технической - нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин  и оборудования;

- с точки зрения финансов - необходимо  проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и  пр.;

- с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);

- с точки зрения учета - необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика.

Таким образом, по А. Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.

В настоящее время под термином «контроль» подразумевают органическую функцию управления; набор средств регулирования поведения личности или организации в целом; функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы контроля в управлении организацией. Объектом данного исследования является ООО «Лист». Предметом в данной курсовой работе является контроль в системе управления организацией.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить сущность контроля

2) Ознакомиться с видами и методами контроля

3) Ознакомиться с деятельностью ООО «Лист»

4) Проанализировать и оценить систему контроля в ООО «Лист»

5) Выявить основные недостатки контроля на предприятии

6) Предложить рекомендации по совершенствованию системы контроля на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента

    1. Понятие контроля в системе менеджмента

   Контроль управленческий - одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Он призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому он выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства [2, c.315].

Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.

Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.

Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей.

В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.[1, c.370].

Цель контроля:

1) выявить слабые места и ошибки  в процессе производства и  управления, своевременно их исправить  и не допустить повторения;

2) обеспечить соответствия между  намеченными планами и проводимыми  мероприятиями.

Объектом контроля являются:

- средства и предметы труда;

- персонал;

- производственные и управленческие  процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

1) наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей - либо деятельности, если неизвестны ее цели;

2) наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы [9].

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

- проверочная (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдение  технических, экологических, правовых  и иных норм и нормативов, выявление  ошибок и нарушений);

- информационная (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);

- диагностическая (изучение и оценка  реального положения дел в  организации и ее окружении; выявление  основных тенденций его измерения, угроз и возможностей)

- коммуникационная (обеспечивает установление и поддержание обратной связи);

- ориентирующая (подсказывает, на что необходимо обратить особое внимание);

- стимулирующая (по итогам контроля происходит оценка персонала);

- защитная (способствует сохранности ресурсов).

В общем, в процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей [3, c.365].

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:

1) неотъемлемым элементом каждой  стадии процесса управления;

2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Организационные формы и методы контроля задаются структурой и процессом системы управления, а его возможности определяются, прежде всего, тем, насколько четко определены полномочия и ответственность подразделений и работников аппарата управления. Поэтому контроль наиболее успешен тогда, когда он адекватен природе и требованиям, уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта [4, c.246].

    1. Этапы контроля     

Контроль представляет собой одну из важнейших функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом, который строится на трех основных этапах:

1)выработка стандартов деятельности  организации, подлежащих контролю;

2)измерения и анализ ее результатов, полученных в результате контроля;

3)корректировки хозяйственных, технологических, организационных и других процессов  деятельности организации в соответствии  со сделанными выводами контроля.[5,c.226]

Первый этап - выработка стандартов, демонстрирует органическую связь функций планирования и контроля.

Данные стандарты согласуются с методологией управленческого учета предприятия, а именно:

-внешними стандартами и нормами;

-внутренними (корпоративными) стандартами;

-стандартами на функциональность  бизнес-процессов предприятия.

Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. В свою очередь эти цели формируются из процесса планирования и стратегий организации.

Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, должны характеризоваться наличием временных рамок и конкретных критериев (например, производительность труда к определенному времени должна быть повышена на 10%). Те критерии, результативность которых оценить трудно, должны быть выражены косвенными показателями (например, удовлетворенность работой можно оценить показателем текучести). Однако косвенные показатели должны быть обстоятельно взвешены, так как на них могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой стадии дается оценка как реальности выработанных стандартов, так и масштабов отклонений, которые служат основой для принятия соответствующих управленческих решений. Это наиболее заметный этап всей системы контроля.

На третьем, заключительном этапе контроля, менеджер должен провести корректировку в хозяйственной, технологической, организационной, финансовой и других видах деятельности организации и в зависимости от полученной информации пересмотреть стандарт либо в сторону повышения или занижения, либо - стабилизации контролируемого показателя.

Во всех случаях сотрудники организации должны знать, что их ошибки или достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, со всей очевидностью послужат основанием для распределения вознаграждений или наказаний [5, c.228].

Информация о работе Контроль в системе менеджмента