Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:52, курсовая работа
Термин «контроль» не является однозначным. В переводе с французского языка слово «контроль» означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля в системе менеджмента
1.1 Понятие контроля в системе менеджмента 6
1.2 Этапы контроля 8
1.3 Виды контроля 10
1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента 13
Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ системы контроля на предприятии 18
2.3 Основные недостатки системы управления и рекомендации по совершенствованию предприятия ООО «Лист» 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
На практике существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль. Предварительный контроль предшествует активной деятельности фирмы. По своему содержанию это организационный контроль, основная задача которого заключается в проверке готовности к началу работы производственного аппарата, управленческой системы, персонала.
Первое направление предварительного контроля - проверка соответствия управленческой системы фирмы существующей структуре организации, качества уже принятых решений и документов, правильности их оформления, степени ознакомления с ними исполнителей и усвоения поставленных задач - ведь четкость установок и доходчивость инструкций во многом предопределяют успех работы.
Другое направление предварительного контроля призвано, прежде всего, ответить на вопрос, может ли персонал решить предусмотренные планом задачи. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработанных требований, предъявляемых к каждой категории специалистов, с помощью тестов, экзаменов, собеседований.
Третье направление предварительного контроля - состояние материальных и финансовых ресурсов фирмы, которые проверяются на их наличие, соответствие реальных потребностям по структуре и количеству, гарантированность поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, наличие на складах запасов и остатков готовой продукции.
Средством предварительного контроля финансовых результатов фирмы служит ее бюджет или смета, позволяющие проверить правильность и обоснованность предстоящих расходов и надежность источников доходов.
Текущий контроль. Текущий контроль обычно существует в двух формах: стратегического и оперативного.
Объект стратегического
Оперативный контроль направлен на текущую производственную и хозяйственную деятельность фирмы. К его разновидностям относятся движение изделий в технологическом процессе (соблюдение последовательности операций и нормативов времени на них), загрузка оборудования: соблюдение графика работы: уровень себестоимости; степень организованности работы подразделения в целом (комплекс мер по ее повышению называется диспетчированием); запасы сырья, готовых изделий, незавершенного производства; качество.
Третий вид контроля (наряду с предварительным и текущим) -итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения фирмой своих планов и требует всестороннего анализа не только результатов деятельности за истекший период, но одновременно сильных и слабых сторон, с тем, чтобы получить дополнительную информацию для составления новых планов. Иногда он может носить общий характер, то есть просто признавать работу в истекшем периоде удовлетворительной или неудовлетворительной без какой бы, то ни было детализации [7,c.272].
Контроль также делится на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками.
В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и по мере необходимости вносят корректировки в свою деятельность.
Смысл внешнего контроля основывается на том непреложном факте, что сотрудники, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними осуществляется контроль. Психологи считают, что одна из наиболее очевидных причин для этого состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с этим поощрения или наказания, продвижение по службе или понижение. Наличие контроля означает, что руководство придает большое значение этой сфере, и поэтому целесообразно проявить усердие, чтобы выделиться на фоне остальных или прославиться, т.е. причина - честолюбие [5, c.362].
Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, необходимо предусмотреть защиту от обмана. С этой целью необходимо наличие четких нормативов работы. Во-вторых, цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными. И в-третьих, по итогам внешнего контроля должно следовать поощрение, а если необходимо, то и наказании. Для обеспечения этих условий необходимо, чтобы система внешнего контроля была тотальной. Однако это требует больших материальных и трудовых затрат, что становится непосильно даже для крупных организаций. Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где это можно, практики внутреннего контроля и самоконтроля. В этих условиях исполнители трудятся легче и свободнее, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию [11, c.245].
Внутренний и внешний контроль применяются в определенной пропорции, которая зависит от ряда обстоятельств:
- стиля управления организации (при авторитарном преобладает внешний, при демократическом - самоконтроль);
- возможности получения надежной оценки результатов деятельности работников (при наличии такой возможности - внешний контроль, при отсутствии - внутренний);
- характера подчиненных (для недобросовестных - внешний, для добросовестных - внутренний);
- микроклимата в коллективе (при благоприятном - внутренний, при неблагоприятном - внешний);
- принятой системы вознаграждения за результаты деятельности (при индивидуальных - внешний контроль, при коллективных - внутренний).
1.4 Общие рекомендации по контролю в системе менеджмента
Рекомендации по проведению контроля:
1) Устанавливайте осмысленные
2) Менеджеры должны также
3) Избегайте чрезмерного
4) Устанавливайте жесткие, но достижимые
стандарты. При разработке мер
контроля важно принять во
внимание мотивацию. Четкий и
ясный стандарт часто создает
мотивацию уже тем, что точно
говорит работникам, чего же ждет
от них организация. Однако согласно
мотивационной теории ожидания,
можно мотивировать людей на
работу для достижения только
тех целей, которые они склонны
считать реальными. Таким образом,
если стандарт воспринимается
как нереальный или
5) Вознаграждайте за достижение
стандарта. Если руководство организации
хочет, чтобы сотрудники были
мотивированы на полную
6)Поведенческие аспекты
7) Нарочитая видимость контроля.
Идея, лежащая в основе желания
сделать процесс контроля
8) Получение непригодной
Глава 2. Контроль в системе менеджмента на примере предприятия ООО «Лист»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Лист» был образован в 1998 году на базе ОАО «Спецгормолзавод Листинский», который был сдан в эксплуатацию в декабре 1964 года.
Фирменное название предприятия на русском языке: полное - Общество с Ограниченной Ответственностью «Лист» Листинского муниципального района, Воронежской области; сокращенное - ООО «Лист».
Предприятие расположено по адресу: Россия, Воронежская область, г. Листи, ул. Индустриальная, д.33. Молочный завод находится в промышленной зоне города. Санитарно-защитная зона - 500 м.
Учредительными документами предприятия являются - Учредительный договор о создании ООО «Лист» и Устав ООО «Лист».
Целями и предметом деятельности предприятия является: получение прибыли, а также обеспечение населения Листинского муниципального района высококачественной цельномолочной продукцией. Дополнительными целями предприятия являются:
1. Проработка одного из
2. Планирование производства и продажи новых товаров.
3. Повышение имиджа завода.
С преобразованием в 1998 году ОАО «Спецгормолзавод Листинский» в ООО «Лист» началась структурная перестройка производства. Техническое перевооружение Общества осуществлялось при активном участии многих известных фирм: «Тетра Пак», «Тетра-Лаваль» Швеция, «Элопак» Финляндия, «Пармалат» и «Мингаадини» Италия. В результате предприятие было оснащено новейшим отечественным и зарубежным оборудованием.
В 2005 году молочный завод был признан одним из крупнейших заводов в Воронежской области по выпуску цельномолочной продукции.
Ассортимент выпускаемой продукции соответствует имеющимся условиям и согласован с центром Госсанэпиднадзора: молоко, сметана, йогурты, мороженое, творог, молочная сыворотка, сыры, сливки, кефир, масло, варенец, ряженка, творог «столовый», творог нежирный фасованный, сырки творожные сладкие с изюмом и ванилином, крем творожный.
За 2009 г произведено цельномолочной продукции 48559 тонн. В том числе, молока пастеризованного в ассортименте - 22907т, кисломолочной продукции - 14523 т, сметаны - 7660 т, творожных изделий - 2573 т, масла сливочного - 896 т.
Несомненным достоинством местного производителя, «Лист» является то, что выпускаемая продукция только свежая и натуральная, что очень важно. Максимальные сроки хранения такой продукции от 36 часов до 14 суток по отдельным группам производимой продукции. Только данный временной период обеспечивает высокое качество продукции и сохраняет ее свежесть. Лабораторными исследованиями доказано, что молочная продукция не может храниться более, т.к. составляющие белковые соединения погибают и продукт портится. Залогом успешного продвижения молочных продуктов на рынок является то, что предприятие продумывает стратегию и политику ценообразования на данные группы товаров.
Цены завода одинаковы по сравнению с ценой завозимой продукции или даже на 5-10% ниже, что обеспечивает спрос низкоплатежного потребителя именно на эту продукцию. Для местного потребителя производитель предлагает гибкую систему скидок, стимулирует сбыт молочной продукции.
Комбинат распространяет свою продукцию через сеть собственных ларьков на рынках города (товары дешевле). Также комбинат использует одноуровневый каналы сбыта - поставляет свою продукцию в магазины города (магазины делают свою наценку, но при этом способе покупателю удобнее, т.к. не надо идти в специализированный ларек, а также это стимулирует импульсивный спрос на товары) и двухуровневый канал - продажа через оптовиков (значительно повышается цена на товар).
Сильными сторонами предприятия является степень известности - имидж, фирменный стиль. Широкая известность, созданная благодаря СМИ, рекламе и пропаганде, имидж предприятия с новейшим технологическим оборудованием и решениями.
Новизна и обновляемость продукции ассортимента, широкий ассортимент, отличительные свойства молочных продуктов и выбранная стратегия производства молочных продуктов в тетрапакетах, выгодно отличает продукцию предприятия.
Производственный потенциал, гибкость производства, технологическое оборудование завода - это единственное предприятие в области, на котором осуществляется выпуск молочной продукции в тетрапакетах, полностью обновлено технологическое оборудование и имеются обученные профессиональные кадры.