Контрольная работа по дисциплине "Менеждмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. На основании изучения литературы по данной теме, дать анализ различным вариантам определения понятий «менеджмент», «управление», определить отличия.
Задание 2. Представить науку управления как синтез наук, информацию отразить в таблице.
Задание 3. Представить систему менеджмента, показать взаимосвязь всех элементов системы. Показать на практических примерах к чему приводят изменения в какой-то из подсистем на состояние других элементов всей системы.

Файлы: 1 файл

МОДУЛЬ 4 УДО.docx

— 99.82 Кб (Скачать файл)

Задание 7. Представить функциональную модель управленческого цикла.

 

 

4.5. Менеджер организации

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализировать взгляды представителей различных управленческих школ на личность менеджера и его деятельность.

Технологические подходы в теории управления оперируют упрощенным, подчас бытовым представлением о личности, вариантами которого явились концепции человека «экономического», «институционального» (модель Т. Веблена), «административного» (Г. Саймон), «профессионального» и др. Это вполне соответствовало духу технократического мышления. Даже сегодня, несмотря на декларирование важности человеческого фактора, в центре внимания «технологов» менеджмента находятся рычаги хозяйственного механизма (формы хозяйственных связей, цены, экономические нормативы и т. д.), что отражает инструментальный подход к человеку, ограниченный вопросами уровня квалификации, производственной инициативы, ответственности и состояния здоровья работников. Такой подход неизбежно приводит к узкому взгляду на человека как на средство решения производственных задач. Кибернетические концепции управления оттесняют деятельность человека на задний план, отождествляя функции управления с информационной технологией их выполнения. Даже такие вопросы, как управление персоналом, мотивация деятельности, организационное развитие, организационное поведение обсуждаются без признания социально-психологической природы их предмета.

В настоящее время технологическое направление все больше вырождается, принимая рецептурную форму. Обилие низкопробных брошюр с безответственными рекомендациями руководителю является тому свидетельством. Судьба личностного направления в теории менеджмента оказалась сложнее. Личностно ориентированные подходы воспроизводили в своем развитии динамику психологии. Их практическим приложением явились преимущественно не технологии решения управленческих задач, а методы развития и коррекции личности менеджера, повышения его психологической компетентности и стрессоустойчивости, налаживания взаимоотношений с подчиненными. Нередко личностное направление называют клиническим, не в последнюю очередь потому, что его представителям временами приходится иметь дело с личностными дисгармониями менеджеров, обусловленными диктатом технологических, технократических тенденций. Вместе с тем личностное направление в менеджменте вполне заслуживает того, чтобы называть его «гуманистическим».

Достижениями личностно ориентированных концепций управления явились: «доктрина человеческих отношений», концепции «сетки менеджмента», стилей управления, теории управленческого мышления, организаторских способностей и ряд других. Важным результатом исследований личности менеджера стало управленческо-психологическое консультирование. Прогресс личностного направления зависел от характера ответа на вопрос о методах изучения личности руководителя. Одно из решений этого вопроса носило бихевиористский характер. Но в рамках бихевиоризма личностный подход был утрачен и заменен поведенческим, точно так же как личность отождествлена с тем, что человек делает. На почве поведенческого подхода сложился ситуативный, провозгласивший «власть ситуации».

 

4.7. Организационные  процессы менеджмента

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Рассмотреть основные виды делового общения: деловой разговор, обсуждение, собеседование, спор, полемика, дискуссия, дебаты, диену г, переговоры, торги. Подобрать практические примеры их использования в управлении учреждения дошкольного образования.

Деловое совещание .Здесь имеется ввиду такое деловое общение, когда весь коллектив предприятия или фирмы собирается вместе для того, чтобы обсудить  насущные проблемы или принять общее решение.-

Деловая беседа Это такой вид делового общения, при котором происходит обмен информацией по какой-либо, наиболее важной в данный момент теме.  Например, сюда относится обсуждением сотрудниками предприятия рабочих процессов. Во время деловой беседы необязательно должно выноситься решение.

Деловые переговоры В отличие от предыдущего вида общения, конечным результатом переговоров  является нахождение самого правильного решения и его принятие. Деловые переговоры имеют конкретную четкую направленность, итогом которых может стать подписание важных контрактов и сделок.

Спор Во время делового общения без спора обойтись дается не всегда. Зачастую, только благодаря столкновению интересов и отстаивания участниками своих позиций удается придти к какому-то решению. Но и иногда именно спор мешает его принять.

Задание 2. Выделить основные характеристики невербальной коммуникации. определить ее влияние на результативность организационной коммуникации.

Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.

Задание 3. В результате анализа литературы определить основные трудности, возникающие в процессе принятия решения на различных этапах, и условия, позволяющие их преодолевать. Результаты представить в таблице 4.20.

Таблица 4.20

Характеристика этапа принятия решения

Возможные трудности

Пути их преодоления

Диагностика проблемы

выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие "симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы болезни организации - низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров.

 

установление причин возникновения проблемы

С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию, для чего могут быть использованы как формальные методы (вне организации - анализ рынка, внутри нее - компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников), так и неформальные (беседы о сложившейся ситуации, личные наблюдения). Следует использовать только релевантную информацию, т.е. данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. В силу сложных контактов и тесной взаимосвязи в организации зачастую определить проблему трудно. Работа управляющего маркетингом, например, влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела исследований и разработок и любого другого человека в компании.

В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей, поэтому правильно определить проблему и поставить задачу на основе анализа проблемы - значит наполовину решить ее, но это трудноприменимо к организационным решениям. В результате диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.

определение характера проблемы

Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению. Проблема носит функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т.е. если ее решение возможно:

 

при переходе на выпуск нового товара или услуги;

 

при изменении рыночного сектора;

 

при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками (образование вертикально интегрированных структур - регрессивная интеграция), конкурентами (горизонтальная интеграция), системой распределения (прогрессивная интеграция);

 

при изменении форм собственности;

 

при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы организационно-производственной системы.

Это наиболее сложные и ресурсоемкие проблемы, требующие перестройки и изменения всей организационно-производственной системы в целом. При изменении функций должны изменяться структура и значения параметров.

принятие решение диагностика проблема

Проблема имеет структурный характер и, соответственно, можетбыть решена при изменении структуры организационно-производственной системы, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать:

при изменении маркетинговой стратегии;

разработке схоже го с выпускаемым нового товара;

перехода на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (оферта, лизинг, факторинг и т.п.).

Задание 4. Определить преимущества и трудности индивидуального и группового принятия решения. Результаты представить в таблице 4.21.

Организация принятия решения

Преимущества

Трудности

Индивидуальное

Индивидуальный подход к принятию решений предпочтительнее в условиях дефицита времени.

 

Групповое

преимущество групповых и коллективных решений – возможность учесть опыт и знания разных людей. Решения, связанные с радикальными изменениями в организации, должны приниматься коллективно.

 

Существенным недостатком коллективного решения является его сравнительно низкая оперативность: выработка такого решения требует определенного времени.

Групповой выбор решения в ряде случаев, оказывается менее субъективным, дает возможность выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые.


Задание 5. Дать письменную характеристику методам принятия решения:

  • неформальным (эвристическим);
  • коллективным; 
  • количественным,

1. Неформальные  методы принятия решений

В своей жизни каждый человек вынужден принимать решения. К этому его постоянно подталкивают либо личная неудовлетворенность своим внутренним или внешним положением, либо общественные потребности.

Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с pассмотpением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.

Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определённая часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических особенностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приёмов и методики выбора оптимальных решений руководителем путём теоретического сравнения альтернатив с учётом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток- неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа -- извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности.

Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.

Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач -- довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.

Существует множество наборов приемов эвристических методов. Например,

Набор 1: обобщение задачи; конкретизация задачи; формулирование обратной задачи; включение в другую структуру; критика очевидных решений; поиск привнесенных условий; движение от конца к началу; сближение данных и цели; перекодирование текста в модель; использование сходных задач рассмотрение с различных сторон; анализ условий анализ конфликта; выдвижение любых идей; переструктурирование.

Набор 2: включение в другую структуру; выдвижение противоположных гипотез; перерыв в решении нескольких задач; вживание в образ явлений задачи; регуляция уровня уверенности в себе; движение от общих целей к частным; символическая запись условий; определение области поиска неизвестного; включение в деятельность; введение дополнительных элементов или отношений; деление задачи на части; выделение доминирующих целей; подведение под логические категории; подведение под диалектические категории; резонанс; замена терминов определениями.

Данные приемы составляют три фазы разработки решения: анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.

2. Количественные методы принятия решений

В их основе лежит научно -практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

- линейное моделирование - используются  линейные зависимости;

Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) -- гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения.

- динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные  переменные в процессе решения  задач;

- вероятностные и статистические  модели - реализуются в методах  теории массового обслуживания;

 Определение оптимального числа  каналов обслуживания по отношению  к потребности в них. Применяется  в условиях, когда для принятия  решения требуется оценить оптимальное  число каналов обслуживания, которые  необходимо иметь для сбалансирования  издержек в случаях чрезмерно  малого и чрезмерно большого  их количества. Наиболее разработаны  и удобны для использования  методы, в которых входящий поток  является пуассоновским.

- теорию игр - моделирование таких  ситуаций, принятие решения в  которых должно учитывать несовпадение  интересов различных подразделений;

Оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.

- имитационные модели - позволяют  экспериментально проверить реализацию  решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

3. Коллективные  методы принятия решений

решение эвристический линейный динамический

Коллективные методы принятия решений - одна из наиболее важных процедур принятия управленческих решений, которая предполагает:

- использование специальных методов  открытого обсуждения альтернативных  вариантов решений;

Важным моментом в этом элементе процедуры принятия решений является определение альтернатив. Определение альтернатив - это формулирование набора альтернативных решений, т.е. вариантов решений проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. Для трудных проблем необходим углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдёт, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять пред требованием немедленных действий тогда, когда они просто вредны. Опытные менеджеры в таких случаях имитируют “кипучую деятельность”.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Менеждмент"