Контрольная работа по курсу «Управление персоналом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Приступая к исследованию вопроса проектирования структуры организации, первоочередным шагом является определение главного понятия, используемого в данном параграфе - понятия организация.
Применение термина - организация, в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни.

Содержание работы

Содержание
Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации 3
1.1 Понятие и сущность организации 3
1.2 Характеристика организационной структуры управления 4
1.3 Классификация организационных структур 7
1.4 Характеристика основных типов организационных структур 9
Глава 2. Особенности проектирования структуры организации 13
2.1 Сущность организационного проектирования 13
2.2 Формирование организационной структуры 16
2.3 Методы проектирования организационных структур 19
2.4 Оценка эффективности организационных систем 22
Глава 3. Оценка потребности в персонале 24
3.1 Оценка потребности в персонале 24
3.2 Расчет потребности в персонале 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач мырзеков.docx

— 57.13 Кб (Скачать файл)

Таким образом, организационные  структуры управления имеют много  разновидностей. В следующем параграфе  курсовой работы будет приведена  характеристика основных типов организационных  структур.

 

 

1.4 Характеристика  основных типов организационных  структур

"Линейная структура  управления - это структура, которая  построена на основном принципе - вертикальной иерархии, т.е. соподчиненности  звеньев управления снизу доверху.10

 Линейная структура управления

«В основе линейной структуры управления лежит принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления».11

«Функциональная структура управления - это структура, которая основана на принципе полного распорядительства, заключающегося в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения».12

Функциональная структура управления

«Для функциональных структур управления характерно создание подразделений, каждое из которых имеет свою определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы».13

«Линейно-функциональная структура управления - это структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций».

Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура - наиболее централизованная из всех форм организационных структур. Одновременно она является наиболее простой в построении - за счет однозначности цепочки команд и официальных линий коммуникаций. Линейно-функциональная структура эффективна до тех пор, пока высшее руководство в состоянии осуществлять межфункциональную координацию и контроль над выполнением ключевых видов деятельности организации.

"Линейно-штабная структура  управления - это структура, в  которой в помощь линейному  руководителю создается группа  специалистов - штаб или оперативный  аналитический отдел. Его задачи - получение и анализ информации  о внешней и внутренней среде,  осуществление контроля, подготовка  проектов решений, текущее информирование  и консультирование руководства.

Линейно-штабная структура управления

Штабы, т.е. аппараты управления, состоят из квалифицированных специалистов по функциям. Линейно-штабная структура  управления в значительной мере освобождает  высшее звено руководителей от вспомогательных, второстепенных функций в процессе управления.

"Дивизиональные структуры  управления являются самой совершенной  разновидностью организационных  структур иерархического типа. Многие  специалисты по теории организации  считают их буферной структурой  между бюрократическим и органическим  типами организаций».14

Дивизиональные структуры  основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов, комплексов) и  соответствующих им уровней управления, с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности  и с перенесением на этот уровень  ответственности за получение прибыли.

При дивизиональной структуре  управленческий персонал высвобождается для решения стратегических задач, опираясь, как правило, на несколько  централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган оставляет за собой право жесткого контроля над общекорпоративными вопросами стратегии развития, научно-исследовательскими разработками, финансами, инвестициями.

Дивизиональная  структура управления

Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного  стратегического планирования в  верхних эшелонах управления с децентрализованной деятельностью отделений, на уровне которых осуществляется оперативное  управление и которые ответственны за получение прибыли.

Проектная структура управления относится к органическому типу структур управления.

Проектная структура управления - это структура, во главе которой  стоит руководитель, отвечающий за реализацию проекта в заданный срок и в пределах выделенной сметы. Для  осуществления проекта формируется  временная полуавтономная команда  лучших специалистов из представителей необходимых функциональных служб.

Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии  нескольких проектных групп приводит к необходимости распределения  ресурсов между ними в соответствии с важностью, приоритетностью и  другими критериями.

Проектная структура  управления

Нередко множественность  проектных структур усложняет проблему координации работ как между  ними, так и с остальной частью организации. В таких организациях управление должно строиться на основе сочетания базовой структуры (она  рассматривается как источник ресурсов) и проектных групп, которые являются рабочими единицами с закрепленными  за ними целями.

«Матричная структура управления - это структура, которая применяется, когда хотя бы две переменные (товар, потребитель, регион, технология, функция, сегмент рынка) становятся одинаково важными для организации. В матричной структуре происходит наложение одной структуры на другую - проектной на функциональную, региональной на товарную, клиентской на региональную и т.д.».

Матричные структуры управления помогают решать проблемы координации  и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и  временных групп. Они представляют собой решетчатую организацию, построенную  на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному  руководителю базового подразделения (службы), которая выделяет ресурсы (в том числе персонал) и иную помощь руководителю проекта или  целевой программы; с другой - руководителю временной целевой группы, который  наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе.

Матричная структура  управления

Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь часть; при этом ее успех  в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители постоянных подразделений и групп  обладают способностью к координации, а также имеют желание и  стимулы к сотрудничеству.

Это позволяет реализовать  такие преимущества матричных структур, как объединение опыта специалистов с координацией работ, использование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  проектирования структуры организации

2.1 Сущность организационного  проектирования

Под влиянием изменений во внешней среде организация постоянно  развивается, в процессе чего отмирают прежние элементы и связи и  формируются новые, в большей  мере соответствующие новым условиям; восстанавливается нарушенное внутреннее и внешнее равновесие, обеспечивается ее переход в новое качественное состояние.

«Сегодня процесс развития организации осуществляется либо непрерывно в виде частичных преобразований отдельных элементов (их групп), либо периодически как реорганизация основных сторон ее деятельности, имеющая форму их разового радикального изменения. Потребность в этом возникает, если фирма сталкивается с серьезными трудностями, теряет возможность реагировать на изменения среды, находится на грани банкротства».15

Реорганизация может иметь  форму реструктуризации и реинжиниринга.

Реструктуризация означает изменение функций и структуры  организации, т.е. набора ее отдельных  частей и элементов: сфер, направлений  и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников, методов управления и проч.

Реинжиниринг состоит  в оптимизации на принципиально  новой основе внутриорганизационных  процессов (технологических, информационных, управленческих и т.п.) и преобразовании в соответствии с этим всех сторон деятельности организации. Это позволяет  адекватно реагировать на все  изменения, повышать управляемость  фирм.

Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют  создания организационного проекта  будущей структуры, системы управления, технологических, административных, информационных взаимосвязей между элементами, правил и процедур выполнения тех или иных действий и др.

Основными задачами организационного проектирования считаются:

выделение набора функционально  обособленных элементов организации  и связей между ними;

определение форм и методов  реализации этих связей, необходимых  полномочий;

закрепление их в нормативных  документах.

«К основным процессам, связанным с организационным проектированием, относят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга».

 Композиция заключается  в определении направлений деятельности  организации, ее подразделений  с учетом технологических, информационных  и иных взаимосвязей между  ними и в разработке общей  структурной схемы.

В процессе структуризации исходя из организационных целей  определяются внутренняя структура  подразделений, задачи, стоящие перед  ними в целом, рабочими местами и  должностями, их полномочия, связи и  т.п.

Под регламентацией понимается разработка обязательных параметров самой  организации (регламентация в статике) и протекающих в ней процессов (регламентация в динамике).

Ее основой является регламент (организационное положение, предельно  четко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными; экономическими (устанавливают рамки  хозяйственной деятельности); социальными (регулируют трудовые отношения).

Ориентация заключается  в создании в рамках организации  условий для упорядочения положения  и движения людей и материальных объектов.

Она бывает нумерационной (шифры  папок в архиве), словесной (табличка на двери с именем сотрудника), словесно-нумерационной  (комбинация того и другого), символической (условный рисунок), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах).

Все перечисленные моменты  создают основу бесперебойного функционирования организации, т.е. деятельности по постоянному  поддержанию процессов обмена ресурсами, энергией и информацией как в  ее рамках, так и с окружением. Многие из этих процессов автономны, не зависят ни от нее самой, ни от отдельных элементов.

Под общей организационной  структурой, сформированной в результате проектирования, понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных подразделений, обособившихся в процессе разделения труда.

Подразделения представляют собой официально созданные группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций. Они различаются статусом, численностью, величиной располагаемых  материальных и финансовых ресурсов.

Процесс их выделения получил  название департаментализации, идея которой  выдвинута классиками менеджмента. Они считали, что организационную  структуру нужно строить снизу  вверх в соответствии с целью, типом деятельности, ее субъектом, объектом, местом осуществления.

К основным принципам построения организационных структур относятся:

количественный, являющийся исторически первым. Он характерен для организаций, выполняющих простые  виды деятельности, и предполагает, что подразделения создаются  исходя из оптимального числа людей, необходимых для решения поставленной задачи, а также возможности ими  должным образом управлять;

временной применяется там, где по технологическим или экономическим  причинам целесообразна посменная (на непрерывных производствах) или  так называемая вахтовая работа;

технологический предполагает, что в основу создания подразделений  ставят производственный процесс или  его относительно самостоятельную  часть. Так возникают цехи, а в  их рамках отдельные участки;

профессиональный имеет  место тогда, когда "под общей  крышей" объединяются люди, обладающие близкими специальностями или занимающиеся одним видом деятельности. Он используется в научных учреждениях или  учебных заведениях.

функциональный принцип  характерен для большинства средних  и крупных организаций, где имеет  место массовое производство стандартной  продукции на основе простых повторяющихся операций.

Формирование подразделений  на его основе происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы деятельности фирмы, например производство, финансы, сбыт, маркетинг и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Управление персоналом»