Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:58, контрольная работа
Приступая к исследованию вопроса проектирования структуры организации, первоочередным шагом является определение главного понятия, используемого в данном параграфе - понятия организация.
Применение термина - организация, в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации 3
1.1 Понятие и сущность организации 3
1.2 Характеристика организационной структуры управления 4
1.3 Классификация организационных структур 7
1.4 Характеристика основных типов организационных структур 9
Глава 2. Особенности проектирования структуры организации 13
2.1 Сущность организационного проектирования 13
2.2 Формирование организационной структуры 16
2.3 Методы проектирования организационных структур 19
2.4 Оценка эффективности организационных систем 22
Глава 3. Оценка потребности в персонале 24
3.1 Оценка потребности в персонале 24
3.2 Расчет потребности в персонале 25
Список использованной литературы
Выделение их в качестве
основы подразделений при построении
организационной структуры
2.2 Формирование организационной структуры
«Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры».16
Научно обоснованный процесс формирования организационных структур управления основан на использовании методов системного подхода, который базируется на соблюдении следующих принципов:
корректная формулировка
целей и подцелей проектируемой
организации с учетом их актуальности,
новизны и возможности
постановка всех управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется невыполнимой;
обоснованное распределение применительно к этим задачам функций, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до исполнителей;
выявление всех необходимых связей и отношений по горизонтали управления, с целью координации деятельности всех функциональных звеньев и вспомогательных служб в рамках выполнения общих текущих задач и реализации перспективных производственных программ;
ограниченное сочетание
вертикали и горизонтали
соблюдение правил композиции и декомпозиции, сформулированных в законе единства анализа и синтеза.
«При формировании организационной структуры уже на начальном этапе проектирования необходимо определить исходную позицию и выявить начальные условия. С этой целью нужно оценить влияние внешней среды с учетом системы связей элементов внутренней структуры с субъектами и объектами, находящимися вне организации. Также важно установить, какие факторы и явления во внешней среде могут оказать существенное влияние на деятельность организации».
«Таким образом, процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления».17
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
формирование общей
разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей.
Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятельные структуры
единицы (отделы, бюро, управления, сектора,
лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-
Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
определение состава внутренних
элементов базовых
определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
установление ответственности за их выполнение;
разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы, которые называются органиграммами.
Органиграмма представляет
собой графическую
Построение органираммы позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
2.3 Методы проектирования организационных структур
Методы проектирования организационных
структур сочетают в себе как технологические,
экономические, информационные, административно-
«Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности».
Это - количественно-качественная,
многокритериальная проблема, решаемая
на основе сочетания научных, в том
числе формализованных, методов
анализа, оценки, моделирования организационных
систем с субъективной деятельностью
ответственных руководителей, специалистов
и экспертов по выбору и оценке
наилучших вариантов
Существуют взаимодополняющие методы:
Метод аналогий состоит в
применении организационных форм и
механизмов управления по отношению
к проектируемой организации. К
нему относятся выработка типовых
структур управления производственно-хозяйственных
организаций и определение
Использование метода аналогий
основано на двух взаимодополняющих
подходах. Первый из них заключается
в выявлении для каждого типа
производственно-хозяйственных
Типизация решений является
средством повышения общего уровня
организации управления производством.
Типовые организационные
«Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализ наиболее передовых тенденций в области организации управления».
К экспертным методам следует
отнести также разработку и применение
научных принципов формирования
организационных структур управления.
Принципы формирования организационных
структур управления являются конкретизацией
более общих принципов
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
экспертный анализ предлагаемых
вариантов организационной
составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы) конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяются для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
Метод организационного моделирования
представляет собой разработку формализованных
математических, графических, машинных
и других отображений распределения
полномочий и ответственности в
организации, являющихся базой для
построения, анализа и оценки различных
вариантов организационных
Процесс организационного проектирования должен базироваться на всей системе методов, которые используются с учетом этапов проектирования и складывающейся организационной ситуации.18
В процессе проектирования организационных структур управления организацией решаются следующие задачи:
определение типа структуры управления;
уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
определение численности управленческого персонала;
определение характера соподчиненности между звеньями организации;
расчет затрат на содержание аппарата управления.
Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования.
2.4 Оценка эффективности организационных систем
Оценка эффективности организационных систем проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
"Эффективность
по степени соответствия
достигаемых результатов
по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.
Принципиальное значение
для оценок эффективности системы
управления имеет выбор базы для
сравнения или определение
характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. В качестве эффекта могут рассматриваться: объем выпускаемой продукции, прибыль, себестоимость, капитальные вложения, качество продукции и т.п.;
характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда.
характеризующие рациональность
организационной структуры и
ее технико-организационный
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Управление персоналом»