Контрольная работа по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений. Например, конфликт можно представить как отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы принята была её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Допустим, когда готовится смета какой-либо компани

Содержание работы

Сущность, классификация, причины конфликтов. Методы управления конфликтами.
Методы управления.
Понятие управленческих решений. Этапы принятия и реализации управленческих решений.
Привести пример конкретной производственной (психологической) ситуации и предложить вариант управленческого решения этой ситуации.

Файлы: 1 файл

контрольная работа2.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

Административно-организационные  методы выражаются в совершении субъектом  управления непосредственных организационных  действий, мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или  иного лица, от чьего имени организуется деятельность управляемых.

К наиболее распространеннымадминистративно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся: согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др.20

По юридическим свойствам  административные методы управления могут  быть нормативными (рассчитаны на неопределенное число объектов управления, которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании, обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы) и индивидуальными (выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям).

По способу воздействия  на поведение объектов управления административные методы подразделяются: на обязывающие на совершение определенных действий; уполномочивающие совершение определенных действий; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.21

По форме предписания  административные методы могут быть подразделены на категорические (однозначность  предписаний, в которых непосредственно  определено поведение объекта управления), поручительные (обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса  или к совершению конкретных действий), рекомендательные (содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий) и диспозитивные (содержат предписания, которые представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления).

Также выделяют следующие  методы управления - экономические  и социально-психологические.

Важная роль в повышении  эффективности управления экономикой и обществом в целом принадлежит  экономическим методам управления, под которыми понимаются – способы, приемы и средства достижения целей управления на основе реализации экономических закономерностей, позволяющие организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении результатов всей системы.

Экономический метод организационного воздействия иногда путают с одним лишь материальным поощрением. Этот метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом.

Экономический метод является разновидностью стимулирования – создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом экономический метод стимулирования имеет определённые границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.22

Применение экономических методов управления требует действенной системы контроля их эффективности. Известно, что повышение размера материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.

Вместе с тем неправильное применение экономических методов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта.

Некоторые экономические методы имеют ограниченную сферу применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.23

Важную роль в решении  сложных проблем управления призваны сыграть и социально-психологические  методы, представляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.

Данные методы не представляют собой однородной группы, поэтому  возникает проблема их классификации. В литературе по социальному управлению по-разному подходят к решению  этого вопроса. Есть классификации, основанные на выделении однородных групп социально-психологических  методов в зависимости от направленности их действия. Например, различают такие группы: методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, почин, новаторство и т.д.), методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры и т.д.), методы социального нормирования (устав общественных организаций, различные кодексы чести и т.д.).24

Примером другого подхода  к классификации может служить  выделение методов в зависимости  от характера объекта их воздействия. На основании этого признака классификации  различают: методы управления социально-массовыми  процессами, методы управления группами, методы управления внутригрупповыми явлениями  и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением. Иногда данные методы называют чисто  социологическими.

Применение социологических  методов управления может быть эффективным  только в том случае, когда имеется  полная и достоверная информация о происходящем в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные  тенденции в развитии коллектива.25

Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между  людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом. 26

К числу психологических  методов управления относятся: 1) методы комплектования малых групп и  коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками  коллектива), 2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др., 3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение. 4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).

Социально-психологические  методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени  зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать  успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя  на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.27

Социально-психологический  климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального  уровня и отношения к труду. Эти  факторы должны учитываться при  формировании коллектива, в особенности  малых групп для выполнения тех  или иных служебных задач.28

Важная роль в решении  этих вопросов принадлежит руководителям, особенно первичных коллективов. Поэтому  при их подборе следует учитывать  не только деловые, но и личные качества, стиль работы с людьми, умение правильно  строить отношения. Введение системы  выборности руководителей значительно  облегчает решение этой задачи.

Особенность социально-психологических  методов управления состоит в  том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов  воздействия. Здесь главными стимулами  выступают интересы высшего порядка  -стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения. "Чем более квалифицированным трудом занят человек, тем менее эффективны властные воздействия на него и тем большей должна быть роль стимулов и нравственных саморегуляторов... наряду с работой по общему улучшению организации дела необходимо создавать в административных коллективах такую систему заинтересованностей, а также такую нравственную атмосферу, такой социально-психологический климат, при которых каждый работник будет стремиться к оптимизации своих действий с позиций их социальной полезности".29

Особым комплексным методом  управления является социальное планирование, которое получает в органах внутренних дел все более широкое развитие. Основными целями данного планирования являются совершенствование социальной структуры аппаратов органов  внутренних дел, сближение квалификации различных категорий сотрудников, повышение общеобразовательного и  профессионального уровня личного  состава, развитие его трудовой и  общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение условий труда, быта и отдыха.

Большая однородность социального  состава коллектива по содержанию, характеру труда, профессиональной и образовательной подготовке его  членов скорее обеспечивает тесное сплочение  коллектива. Эти цели социального планирования в большой мере связаны с работой по подбору, расстановке, подготовке и воспитанию кадров.

Значительную часть планов социального развития в органах  внутренних дел образуют мероприятия  по развитию социальной активности, включающие обычно вопросы формирования научного мировоззрения, идеологического обеспечения  служебных задач, нравственного  и эстетического воспитания, повышения  эффективности пропагандистской и  агитационной работы.

Планирование развития трудовой активности связано, главным образом, с задачей воспитания и развития творческой инициативы личного состава  органов внутренних дел. Специальный  раздел в этих планах посвящается  совершенствованию социально-психологических  отношений в коллективе путем развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; изучения, закрепления и развития хороших традиций, сложившихся в коллективе; создание условий для адаптации молодых и вновь прибывших сотрудников; предотвращения и снятия конфликтов в коллективе, обучения руководителей социально психологическим основам управления и др.30

3. Понятие управленческих  решений. Этапы принятия и реализации  управленческих решений.

Разработка эффективных  управленческих решений — необходимое  условие обеспечения конкурентоспособности  продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных  структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических  отношений в организации, создания положительного имиджа

В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации, о ее состоянии.

Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:

-цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не  из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем  конкретной организации;

-последствия. Частный  выбор индивида сказывается на  его собственной жизни и может  повлиять на немногих близких  ему людей. Менеджер, особенно  высокого ранга, выбирает направление  действий не только для себя, но и для организации в целом  и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;

-разделение труда. Если  в частной жизни человек, принимая  решение, как правило, сам его  и выполняет, то в организации  существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;

-профессионализм. В частной  жизни каждый человек самостоятельно  принимает решения исходя из  своего опыта. В управлении  организацией принятие решений  — гораздо более сложный, ответственный  и формализованный процесс, требующий  профессиональной подготовки. Далеко  не каждый сотрудник организации,  а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Рассмотрев эти отличительные  особенности принятия решений в  организациях, можно дать следующее  определение управленческого решения.

Управленческое  решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. [1, с. 17]

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджмент"