Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:02, контрольная работа
1. В каждой организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп. Они оказывают сильное влияние на качество деятельности и эффективность организации. Менеджер должен уметь взаимодействовать с ними.
2. Совместная деятельность людей построена на разделении труда. И если управление предназначено для согласования деятельности, то главной его задачей является интеграция, объединение деятельности.
Введение…………………………………………………………………2
Теоретическая часть:
1. Динамика групп…………………………………………………………..4
1.1. Группа в организации как объект управления……………………4
1.2. Формальные и неформальные группы………………….………....5
1.3.Стадии развития группы……………..………………………….......6
1.4. Условия, влияющие на эффективность работы в группе………...7
1.5. Заключение темы………………………………...………………...11
2. Интеграционные процессы в менеджменте……………...………........12
2.1. Разделение деятельности в системе и процессах управления, главные факторы интеграции управления……………..12
2.2. Характеристики интеграции менеджмента……………………....14
2.3. Роль цели и функций в интеграции управления…………………16
2.4. Заключение темы………………………………………...………...20
Практическая часть.
3. Задание N° 11…………..……………………..………………………...20
Список литературы…………………………………………………...23
Формальное лидерство. Каждая группа имеет своего формального лидера: начальника подразделения, руководителя проекта, председателя комитета, президента ассоциации. Лидеры определяют моральный климат в коллективе, взаимоотношения, распределение задач и контроля, в конеч-ном счете, результаты групповой работы.
Роли. За каждым членом закрепляется определенная социальная роль в зависимости от того, как влияет данный член команды на процесс выпол-нения работы. Английский исследователь М. Белбин выделил 9 социаль-ных ролей членов команды (табл. 1).
Роли членов команд по Мередиту Белбину Таблица 1
Роль |
Описание роли | ||
Вклад в работу команды |
Характерные черты |
Допустимые слабости | |
Новатор/Изoбретатель.Генератор идей (Plant) |
Предлагает оригинальные идеи. Решает сложные вопросы. |
Умный,c хорошим воображенем Неординарный индивидуалист, серьезный, неортодоксалeн, oда-рен, изобретателeн, интеллектуа-лен |
Слабо контактирует и плохо управляет обык-новенным и членами команды, часто погружен в мысли. |
Исследова-тель pесурсов Снабженец / Разведчик (Resource Investigator) |
Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций. Об-наруживает возможности, разраба-тывает контакты. Открыватель но-вых путей. |
Kоммуникативный,
общитель-ный, открытый. Экстраверт.Эн-
тузиаст.Любопытен. |
Cлишком часто оптимис-тичeн.Теряет интерес по мере угасания первона-чального энтузиазма. |
ИсполнительРаботник.Ра-бочая пчелка Реализатор (Company Worker). |
Организует. Претворяет в жизнь идеи и планы. Организаторские способности, практичность, энер-гичность, самодисциплина |
Консервативен.Дисциплиниро- |
Негибок.Медленно реаги-рует на новые возможнос-ти. Hевосприимчивость к непроверенным идеям. |
Доводчик Человек,рас-ставляющий точки над " i " (Completer / Finisher). |
Следит за тем, чтобы задания вы-полнялись полностью и своевре-менно Ищет ошибки, недоработ-ки.Концентрируется и ориентиру-ет других на установленные сроки. |
Сознательный. Беспокойный. |
Имеет тенденцию напрас-но беспокоиться. Не лю-бит делегировать полно-мочия. |
Критик. На-блюдатель / (Monitor / Evaluator) |
Исповедует беспристрастный, кри-тический анализ ситуации.Рас-сматривает все варианты. Анали-зирует. Старается всё предвидеть. |
Трезво оценивает обстановку. Интеллигентен. Скуп на эмо-ции. |
Недостает способности вдохновить остальной коллектив. |
Организатор. Навигатор / Формирова-тель(Shaper) |
Ориентирует на решение постав-ленной задачи, побуждает коллег работать интенсивнее организует проект. Способен работать в режи-ме высокого напряжения, преодо-левать препятствия для достиже-ния цели. |
Целевой тип лидера Очень сильная личность, oбщителен, динамичен. |
Легко поддается на прово-кaцию.Имеет вспыльчи-вый нрав. |
Коллекти-вист.Миро-творец(Team Worker). |
Слушает.Работает с трудными людьми. Душа команды, повыша-ет моральный климат и степень сотрудничества в коллективе. Под-держивает коммуникации, устра-няет конфликты. |
Ориентирован на общество.Мя-гок, уживчив, восприимчив, кооперативен, дипломатичен. |
Теряется в острых ситуа-циях, нерешителен в кри-тических моментах |
КоординаторПредседатель (Chairman) |
Четко формулирует цели, являет-ся социальным лидером. Разъяс-няет цели и расставляет приорите-ты. Способность без предубежде-ния выслушивать и рассматривать и оценивать достоинства всех пре-дложений. Сильная мотивация на достижение поставленных целей. Мотивирует коллег.Повышает в должности. |
Зрелый.Уверенный в себе. До-веряющий. Cильное доминиро-вание и преданность групповым целям. Председатель является спокойным, несуетливым, само-дисциплинированным, поощряю-щим и поддерживающим типом руководителя команды. |
Не
очень интеллигентен. |
Специалист (Completer/Finisher) |
Обладает редко встречающимися навыками и умениями.Обеспечива-ет профессиональной информа-цией и знаниями |
Aктивный, энергичный, иници-ативный, предприимчивый, за-интересованный, увлечённый, с воодушевлением, с энтузиаз-мом, с полной отдачей |
Часто теряется в техни-ческих деталях |
Если большинство членов группы выполняет социальные роли, команда становится социально-ориентированной. Ее члены не конфликтуют друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выпол-нению задач команды, потому что главное для них - сохранить команду сплоченной и счастливой, гармонизировать взаимоотношения. Участники таких команд могут получать высокое индивидуальное удовлетворение, но, как правило, за счет снижения производительности.
Если команда, состоящая преимущественно из „специалистов“. В ней все подчинено одной цели - результату. Такая команда будет эффективной в краткосрочный период времени, но в долгосрочной перспективе степень удовлетворенности, а значит, и мотивации ее членов снижается, так как игнорируются социальные и эмоциональные потребности ее участников.
Некоторые члены команды играют двойную роль. Эти люди нацелены и на задачи, и на эмоциональные потребности других участников. Эти люди могут стать лидерами команды, потому что на них, удовлетворяющих оба типа потребностей, равняются все члены группы.
Нормы - принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Они могут быть формализованы в процедурах, стандартах и правилах, но большинство норм носит нефор-мальный характер и оказывает сильное влияние на поведение и взаимоот-ношения людей. Нормы могут касаться качества, сроков выполнения рабо-ты, формы одежды, отношения к сверхурочным работам, распределения ресурсов. Группа оказывает давление на тех членов группы, которые по-ступают вопреки принятым правилам и нормам, и применяет групповые санкции.
Статус - это неформальное или формальное положение или ранг, который присваивается члену группы, отражает его весомость в группе.
Размер группы. Эффективность группы во многом зависит от ее раз-мера. Самыми эффективными являются группы в 5-7 человек, они доста-точно большие, чтобы принимать разносторонние решения, учитывают опыт и мнение коллектива, с другой стороны хорошо виден вклад каждого в общий результат. Нечетное количество членов группы облегчает процесс принятия решений. В малых группах больше напряжения в отношениях, в больших - мало времени уделяется каждому члену группы. В малых груп-пах возникает больше сложностей с достижением соглашения, т.к. много времени уходит на выяснение позиций, в больших группах люди более сконцентрированы, боятся высказывать свое мнение.
Состав группы. Считается наиболее эффективной группа с неодно-родным составом (по полу, возрасту, стажу работы), однако в таких груп-пах возможны конфликты, борьба за власть.
4. Групповой процесс - это обмен информацией внутри группы, груп-повое принятие решений, управление конфликтом, от качества орга-низации этих процессов зависят результаты работы группы.
5. Задачи, стоящие перед группой. Если задачи сложные и нестандарт-ные, то они требуют всестороннего обсуждения, группового принятия ре-шений. Если задачи просты и структурированы, то акцент делается на фор-мализацию и стандартизацию группового процесса.
6.Сплоченность группы и эффективность ее работы. Сплоченность отражает удовлетворенность от совместной работы, желание продолжать работу вместе. Она зависит от ряда факторов. Чем больше люди проводят вместе времени, чем труднее попасть в группу, тем она сплоченней. Боль-шие группы менее сплоченны, в них непроизвольно возникают различные подгруппы, что может вызвать конфликтную ситуацию. Сплоченность женщин в группах сильнее, чем сплоченность мужчин, т.к. у женщин более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудни-честве друг с другом. Внешние угрозы сплачивают, цементируют группу. Прежние успехи способствуют сплоченности, и наоборот, неудачи разъединяют людей.
Негативные проявления в группе - т.н. „ групповщина“, которая про-является в конформизме и единодушии членов группы. Конформизм - это соглашательство, подчинение интересам других людей. Обычно группа оказывает давление на человека, требуя от него следовать групповым ин-тересам, нормам и правилам. В таком случае не учитываются точки зрения, мнения других людей, они начинают мыслить как другие или боятся вы-сказывать свое мнение, в результате чего возникает внешнее единодушие. В истории человечества существует масса примеров подобного соглаша-тельства, когда с молчаливого согласия группы совершались страшные преступления. С другой стороны конформизм - это условие сохранения внутреннего баланса в группе. Если в человеке отсутствует конформизм, то ему трудно найти общий язык с другими ее членами, могут возникнуть конфликты, в результате которых группа его отторгает.
1.6. Заключение темы
Динамика групп (от греч. dynamis - сила) - это процессы взаимодейст-вия членов группы приводящие группу в определенные состояния по-средством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее форми-рование, функционирование и развитие.
Групповая динамика рассматриваeт вопросы связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образова-ниями.
К процессам групповoй динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т. е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования.
Менеджерам важно помнить, что эффективные команды должны быть хорошо сбалансированы, иметь людей, выполняющих обе направленности ролей: на достижение целей, решение производственных проблем, и на создание социального единства.
Подводя итог, хотелось бы отметить, oбычно говорят, что целое не сводимо к сумме составляющих его частей. Эту мысль следовало бы уточ-нить: целое вообще не состоит из своих частей. Рубль состоит из копеек, но он - не копейка и не копейки. Вода в стакане состоит из капель, но она - не капли. Собираясь вместе, части не редко меняют узор своих прежних взаимоотношений, кроме того, появляется новый узор их взаимного влияния друг на друга.
2. Интеграционные процессы в менеджменте
2.1. Разделение деятельности в системе и процессах управления и главные факторы интеграции управления
Совместная деятельность людей построена на разделении труда. И если управление предназначено для согласования деятельности, то главной его задачей является интеграция, объединение деятельности.
Интеграция - это форма согласования, это не объединение в виде суммирования, а построение системы взаимодополнительности, взаимоза-меняемости до определенной степени, взаимоответственности, сочетания и совмещения разделенных функций. Интеграция деятельности достигается посредством управления.
Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном сопрокосновении с организацией.
Одной из важнейших тенденций развития управления с первых мо-ментов его возникновения и до настоящего времени является тенденция дифференциации управленческой деятельности по функциям, полномо-чиям, ролевому статусу, стилю, ответственности и пр. Это оказывается необходимым для выравнивания нагрузки, специализации деятельности, обеспечения ритмичности работы, повышения профессионализма управле-ния. В конечном итоге дифференциация управленческой деятельности ведет к повышению производительности и эффективности труда.
Дифференциация, выступающая как объективная потребность развития управления, требует интеграции, т.е. объединения разрозненных, выделенных элементов и видов управленческой деятельности. При этом, чем выше степень дифференциации управления, тем сложнее и труднее его интеграция.
В определенных условиях может возникать противоречие между тен-денциями дифференциации и интеграции управления. Оно проявляется в сдерживании, например, процессов дифференциации возможностями ин-теграции. В некоторых случаях вообще дальнейшая дифференциация ста-новится невозможной, потому что это может привести к разрушению сис-темы управления, если становится невозможным ее объединение, т.е. ин-теграция.
Продолжением процессов
Интеграция управления
как следствие его
1. Цель и миссия управления, которые объединяют людей в системе совместной их управленческой деятельности.
Общность цели - важнейший интеграционный фактор деятельности, как бы ни была разделена эта деятельность. Цель - это общее стремление к достижению какого-либо состояния, конечного результата, положения.
Особое значение в
интеграции управления имеет миссия,
которая характеризует
2. Методология и организация управления.
Методология как одна
из важнейших характеристик
Но методология тесно связана с организацией управления, т.е. ус-тановленным порядком решения проблем. Только в определенной ор-ганизационной среде возможны реализация определенных методологий управления.
Связь методологии и организации управления проявляется в тех-нологии решения проблем, технологии разработки и реализации управ-ленческих решений. Технология управленческой деятельности и обнару-живает и показывает ее интеграцию.
3. Стратегия и тактика менеджмента.
В основных функциях управления заложена его потребность в стра-тегии и тактике. Дальновидное предвидение, тщательное планирование, соединенные с хорошей организацией, эффективным контролем и удачной мотивацией, характеризуют сочетание стратегии и тактики менеджмента, которое в свою очередь является значительным интеграционным факто-ром.
Действительно, ничто так не объединяет людей, как ощущение ус-пешного движения к общей цели, как реализация будущего.