Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используется как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
Мотивация — это внешнее воздействие на трудовое поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. (3, стр. 58)

Содержание работы

Задание 1
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работников.
1. Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления.
2. Сопоставление различных подходов к мотивации в практике принятия управленческих решений и определения принципов воздействия на трудовое поведение.
3. Основные типы мотивации работников в условиях становления рыночных отношений в России.
4. Изменение трудовых ценностей у современного российского населения.
5. Конкретные формы стимулирования персонала в вашей фирме и их эффективность.
6. Проблемы оценки ресурсов деятельности работников и построение системы вознаграждения.
Задание 2
Тест 1. Оценка результатов труда рабочих.
А. Выражается через итоги производственнохозяйствееной деятельности организации.
Б. Выражается через производительность работы машин и оборудования.
В. Выражается в количестве произведенной продукции.
Г. Выражается в количестве произведенной продукции и ее качестве.
Д. Характеризуется степенью достижения цели управления и производства при наименьших затратах.
Тест 2. Сущность кадрового планирования заключается в:
А. Организации обучения кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или должности.
Б. Экономии рабочей силы в результате совершенствования системы управления, совмещения профессий роста производительности труда, сокращения рабочего времени и т.д.
В. Преобразования имеющихся качественных характеристик персонала в результаты, способствующие достижению цели деятельности в настоящем и будущем.
Г. Предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.
Д. Владение ситуации на рынке труда.
Тест 3. Для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют:
А. Списочный состав.
Б. Норму численности.
В. Среднесписочную численность.
Г. Явочную численность.
Д. Текучесть кадров.
Задание 2 Задача. На основе имеющихся данных необходимо рассчитать численность производственного персонала, используя метод трудоемкости.

Файлы: 1 файл

мотивация.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путем вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путем сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

4. Потребности в уважении. На четвертом уровне в иерархии Маслоу находятся потребности в уважении, или личностные потребности. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая — это потребность в самоуважении, т. е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма — потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почетные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

5. Потребности в самореализации  и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

      Факт, что все человеческие потребности  можно расположить в иерархическом  порядке, имеет важное значение для менеджеров. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь; только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней. Если менеджер пытается мотивировать служащих, чьи потребности в безопасности еще не удовлетворены, предлагая социальную награду, он не добьется желаемого целенаправленного поведения.

     Кроме  этого, стоит учесть, что потребности  низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня. Например, когда служащий, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключится на нижайший уровень потребностей.

      Важное значение имеет замечание  Маслоу о так называемой «движущей  силе», согласно которому каждый  человек прогрессирует от мотивации потребностями низшего уровня к мотивации потребностями более высоких уровней. Таким образом, если в данный момент подчиненного мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности (второй уровень), менеджер может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей (третий уровень).

      Не менее важное значение имеет  идея достаточности. Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят еще больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

     При применении  иерархии потребностей по Маслоу  большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением  ее популярности. Однако, с точки зрения конкретных действий руководства, подход Маслоу имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство из нас в одно и то же время могут находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей. Так, например, мы можем согласиться на работу, где нам будут платить меньше, чем в других местах (уровень 1), т. к. мы уверены, что здесь скоро представится прекрасная возможность сделать удачную карьеру (уровень 4).

     Во-вторых, крайне трудно определить уровень  потребностей, удовлетворением которых  можно мотивировать человека  в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно (когда человек голоден, например, или ощущает потребность отступить на обочину перед несущимся навстречу потоком машин), и более значительными и реже встречающимися изменениями (сдвигами) в человеческих потребностях.

      Третья сложность возникает при измерении потребностей человека. Большинство из нас испытывают большие сложности в определении своих собственных потребностей и при расстановке приоритетов. Менеджер же, который должен создать мотивационную среду для многих своих подчиненных, сталкивается со сложнейшей задачей.

     Кроме  этого, люди значительно различаются  в своем понимании того, что такое достаточно удовлетворенная потребность. Монтажники, разгуливающие по металлическим балкам на высоте пятнадцатиэтажного дома, могут чувствовать себя в безопасности, но большинство людей сочтет их работу чересчур опасной. Точно также, служащие отличаются друг от друга степенью, до которой их можно мотивировать определенной суммой денег, признанием, самостоятельностью или другими мотиваторами. В любом случае приоритеты, относящиеся к различным уровням потребностей, меняются, и что любой подход и прием будет намного эффективнее, если люди будут понимать сущность этого подхода. (4, стр. 289-292)

Теория двух факторов.

     Американский  психолог, автор двухфакторной модели  Ф. Герцберг показал, что на  деятельность людей оказывают  влияние группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими (Рис. 3.).

 

Группа  факторов

Факторы

Влияние на деятельность людей

Гигиенические (связанные с условиями работы)

Заработок

Даже при  полном

удовлетворении  не мотивируют к повышению эффективности труда

 

Условия труда

 

 

Отношение с  другими работниками

 

 

Информированность о делах на предприятии

 

Мотивирующие (связанные  с содержанием работы, с оценкой  результатов руководством)

Признание и  одобрение руководством результатов работы

Мотивируют  к повышению производительности, эффективности, качества труда.

 

Возможность продвижения  по службе

 

 

Высокая степень  самостоятельности и ответственности

 

 

Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа

 


Рис. 3. Двухфакторная  модель Ф. Герцберга.

     Таким  образом, Ф. Герцберг сделал  вывод, что с помощью заработной  платы мотивировать людей нельзя. Поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов.

    Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте,   статуе, правил», распорядок, режим работы, качество контроля ев стороны руководстве, отношения с коллегами и подчиненными.

      Мотивирующие факторы связаны  с характером и сущность работы. Они непосредственно вызывают  удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений, являются стимулами эффективного труда. К мотивирующим относятся достижение целей, возможность успеха и признаний, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности  и ответственности,  профессионально-должостной рост, возможность личностной самореализации,                                 

     Теория  Ф. Гярцбарга имеет много общего  с теорией А. Маслоу. Гигиенические  факторы Ф. Герцберга соответствуют  физиологическим потребностям, потребностям  в безопасности и уверенности в будующем, а мотивационные факторы сравнимы с потребностями высших уровней - в уважении и самовыражении. (2, стр. 10)

     Практика показывает, что модель Ф. Герцберга лучше «срабатывает» в условиях высокой занятости и определенности ситуации.

Теория мотивации МакКлеланда

      В своей теории, которую он  и его коллеги развивали в  течение десятилетий, Дэвид МакКлеланд  утверждает, что любая организация  предлагает человеку возможности  для удовлетворения трех потребностей высшего уровня, потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управлении.

      Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьезными навыками в плане организации и планирования.

     Менеджеры,  которые стремятся понять, управлять  и создать мотивационную среду  для подчиненных с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени — от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.

    Как  и потребность в успехе, потребность во власти находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека контролировать влияние на других людей. МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал ее с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчиненным. Он или она. обладает высоким самоконтролем и испытывает слабую потребность в принадлежности.

     То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чем говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха на работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.

     Хотя  все члены любой организации  в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, МакКлеланд использовал результаты своего исследования для определения трех характерных типов менеджеров:

1. Так называемые  институциональные менеджеры, которые  испытывают большую потребность  во власти, чем в принадлежности,

и обладают высоким  уровнем самоконтроля.

2. Менеджеры,  у которых потребность во власти  сильнее, чем потребность в принадлежности, но которые более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры.

3.  Менеджеры,  у которых потребность в принадлежности  сильнее потребности во власти и которые также открыты и социально активны.

Исследование  предполагает, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей  потребности во власти.

      Работа МакКлеланда показала, что  потребность в успехе можно развить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Для улучшения целенаправленного поведения менеджеров в ней советуется применять следующие приемы, развитие организации, которое делает ударение на конкурентные методы достижения целей и подчеркивает важность наиболее эффективного достижения этих целей. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчиненных трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого успеха и добиваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трех типов менеджеров, описанных МакКлеландом.

Процессуальные теории мотивации

     Процессуальные  теории мотивации пытаются объяснить,  как возникает целенаправленное поведение, как оно направляется, поддерживается и заканчивается. Независимо от того, как классифицируется содержание мотивации, менеджеру нужно понимать, как управлять им. Существует четыре основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Виктора Врума, расширенная модель ожидания Лай-мана Портера и Эдварда Поулера, теория справедливости Дж. Стэйси Эдамса и теория усиления, популяризованная Б. Ф. Скиннером.

 

Теория  ожидания Виктора Врума.

     Большинство  современных процессуальных теорий  мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдают их ожидания в трех областях:

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»